Из ТГК Proeconomics
новая дискуссия
Дискуссия
179
На самом деле нынешний энергетический коллапс в Китае был предрешён прежней политикой местной власти – активным включением в «Зелёную повестку». Причём Компартия Китая заявила о предстоящем «зелёном переходе» ещё более десяти лет назад. Об этом пишут Игорь Юшков из Финансового университета и Александр Перов из Фонда национальной энергетической безопасности («Геоэкономика энергетики», №3, 2020). Отмечу, что их исследование было сделано за полтора года до нынешнего энергетического коллапса в Китае. Некоторые положения из их работы.
«Особенно актуальными климатические реверансы Китая видятся в свете перспектив скорого принятия странами ЕС трансграничного налога на импорт продукции с высоким углеродным следом. Дело в том, что в декабре 2019 г. был принят т. н. Зелёный пакт для Европы, ставящий целью достижение к 2050 г. климатической нейтральности. Для его выполнения обсуждается возможность введения в рамках европейской климатической политики пограничного сбора на выбросы углерода. Подобные защитные меры должны стать важным компонентом Green Deal, поскольку позволят поставить барьеры на пути в Евросоюз дешёвым товарам из стран, где отсутствует ценообразование на выбросы углерода. Очевидно, что такое решение самым негативным образом может отразиться на целом ряде торговых партнёров Евросоюза и, в частности, Китая. Стоит напомнить, что именно КНР в настоящее время входит в число главных мировых эмитентов парниковых выбросов антропогенного происхождения. В данной связи высказывается предположение, что новая заявка Пекина на климатическое лидерство на самом деле имеет конъюнктурную внешнеполитическую и внешнеэкономическую подоплёку. Дело в том, что Китай, особенно на фоне торговых вой н с США, заинтересован в укреплении торговых связей с Европой, где климатическая повестка поставлена во главу угла. Соответственно взятие на себя новых обязательств по выбросам представляет собой отличный ход для укрепления связей с Евросоюзом.
Следует особо отметить объявленный Пекином курс на «экологизацию» экономики страны. Ещё в 2008 г. руководством КНР была выдвинута концепция построения новой «экологической цивилизации», которая затем вошла для китайского правительства в число ведущих стратегий развития страны. В результате на сегодняшний день внедрение чистой энергетики и инновационных зелёных технологий было признано важным условием перестройки национальной экономики под новый экологический курс. При этом важнейшую роль здесь играет поддержка ВИЭ. К примеру, китайское правительство на протяжении долгого времени проводит политику поощрения местных властей по развитию производства солнечной энергии. Согласно же Закону о возобновляемых источниках энергии, принятом в 2005 г. и обновлённом в 2009, гарантируется приобретение выработанной за счёт ВИЭ энергии электроэнергетическими компаниями.
Помимо экологических соображений и, в частности, необходимости сократить вредные выбросы, вызванные масштабным использованием угля, причины внимания к вопросам ВИЭ объясняются, во-первых, тем, что с помощью «зелёной» энергетики в КНР надеются сократить значительную зависимость Китая от импорта энергоносителей.
Чтобы добиться выполнения новой поставленной цели по выбросам парниковых газов, Китаю необходимо в 11 раз увеличить мощности ветровой и солнечной энергетики, а также мощности систем накопления энергии (СНЭ). Для этого Китаю потребуются огромные инвестиции в размере более 5 трлн долл.
Кроме того, в сентябре 2020 г. появилась информация о Плане китайского Института энергетики, окружающей среды и экономики Университета Цинхуа, который тесно сотрудничает с Министерством экологии и окружающей среды КНР в разработке стратегических ориентиров развития. Ожидается, что использование угля в электрогенерации прекратится к 2050 г., а объёмы потребления природного газа сократятся с 2025 по 2060 гг. на 75%. Инвестиции, необходимые для достижения целевых показателей могут составить 100 трлн. юаней (15 трлн. долл.) в течение следующих 30 лет».