Вышли данные по доходам и расходам государственного и консолидированного бюджета Украины за 9 месяцев 2021 г. Наконец-то я увидел то, что давно хотел увидеть - снижение военных расходов.
1. Млн грн.
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
|
Расходы по разделу "Оборона"
| 27 363
| 52 005
| 59 351
| 74 346
| 97 024
| 106 628
| 120 374
|
Изменения
|
| 1,901
| 1,141
| 1,253
| 1,305
| 1,099
| 1,129
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен
|
| 1,487
| 1,139
| 1,144
| 1,109
| 1,079
| 1,027
|
Дефлятор ВВП
|
| 1,389
| 1,171
| 1,221
| 1,154
| 1,082
| 1,098
|
Дефлятор ВВП (см. прим.)
|
| 1,177
| 1,283
| 1,409
| 1,308
| 1,152
| 1,120
|
Прим.: Дефлятор ВВП для расходов на государственное управление, оборону и обязательное социальное страхование.Куда здесь смотреть? Во-первых, смотрим на динамику номинальных расходов. Сравниваем динамику расходов на оборону с индексом потребительских цен, дефлятором ВВП и дефлятором ВВП для расходов на государственное управление, оборону и обязательное социальное страхование.
Я не знаю, как сосчитать расходы на оборону "в реальном выражении", т. е. "с учетом инфляции". Расходы состоят из разных компонентов, для которых инфляция может быть разная. Что еще хуже, повышение денежного довольствия военнослужащим, скорее всего, с точки зрения государственных финансов - "инфляция" и отражается в виде увеличения дефлятора ВВП, хотя для самих военнослужащих это хорошо и, возможно, способствует их мотивации, готовности выполнять боевые задачи. Поэтому я ограничусь только самыми осторожными выводами.
Расходы на оборону точно существенно росли в 2015 г. Также можно уверенно сказать, что они росли в 2018 г. и 2020 г. Относительно 2016-17 и 2019 годов я бы сказал: скорее росли.
2.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
| 9 мес.
|
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
|
Расходы по разделу "Оборона"
| 14 749
| 32 634
| 40 063
| 45 305
| 58 352
| 70 810
| 77 187
| 79 779
|
Изменения
|
| 2,213
| 1,228
| 1,131
| 1,288
| 1,214
| 1,090
| 1,034
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен
|
| 1,499
| 1,145
| 1,146
| 1,144
| 1,088
| 1,024
| 1,090
|
Дефлятор ВВП
|
| 1,384-1,412
| 1,152-1,207
| 1,210-1,268
| 1,151-1,172
| 1,077-1,127
| 1,053-1,084
| 1,207-1,264
|
Дефлятор ВВП (см. прим.)
|
| 1,144-1,208
| 1,268-1,280
| 1,362-1,445
| 1,336-1,364
| 1,137-1,193
| 1,091-1,166
| 1,088-1,172
|
Данных по дефлятору за 9 месяцев не бывает, они бывают по кварталам, поэтому привожу диапазон.Здесь у нас появляются данные за 2021 г. и мы здесь впервые видим снижение военных расходов! Причем снижение бесспорное, что называется, видимое невооруженным взглядом. Мы видим замедление роста военных расходов до незначительных 3,4% на фоне гораздо более высоких темпов инфляции, как бы ее не считать.
Перед нами не случайные колебания внутри года. Нет, военные расходы на Украине обычно финансируются довольно равномерно: на 9 месяцев приходится 60-68% всех расходов за год.
3.
Ключевое замечание. Вообще-то украинские финансы на первый взгляд выглядят вполне благополучно. Доходы растут, причем на величины превосходящие или примерно соответствующие инфляции или дефлятору ВВП. Сделать вывод о том, что там вот-вот наступит бюджетный кризис, никак не получается. На этом фоне было бы естественно ожидать дальнейшего роста военных расходов, тем более, что это соответствует политическом портрету, сущности и риторике нынешней власти. Однако мы видим явное расхождение между тем, какую политику нынешние власти пытаются проводить и что у них получается.
И это перелом произошел буквально в июне месяце. До этого расходы по разделу "Оборона" по сравнению прошлым годом бодро росли.
Похоже, что инфляция на Украине по величине и структуре заставляет украинские власти идти на вынужденное изменение привычной структуры бюджетных расходов. "Под нож" попали военные расходы, которые все последние годы были "священной коровой" украинских финансов.
Это, во-первых, можно рассматривать как признак неблагополучия украинских финансов, во-вторых, должно вызвать некое политическое напряжение в силовом блоке украинской власти и, наконец, в-третьих, должно отразиться на боеспособности украинской армии.