Европейская армия: риторика против реальности часть 3
новая дискуссияСтатья192
Мотивы Макрона Одним из самых ярых поборников идеи европейской армии является президент Франции Эммануэль Макрон. Он должен знать, что независимая армия ЕС остается лишь отдаленной возможностью, несмотря на то, что он описывает альянс НАТО как «мертвый мозг». Поскольку канцлер Германии Ангела Меркель собирается уйти в отставку, похоже, что большая часть позерства Макрона о европейской «стратегической автономии» является частью стратегии французской националистической кампании, направленной на представление Франции как великой державы, доминирующей в Европейском союзе. Макрон, похоже, пытается понравиться французским избирателям, в то же время отыгрывая себе роль, чтобы заменить Меркель в качестве нового лидера Европы. Макрону, который еще не объявил свою кандидатуру, предстоит переизбрание в апреле 2022 года. В настоящее время он явным лидером первого тура с 24%, согласно недавним опросам, процитированным Политико . Его главными соперниками являются два националиста: Марин Ле Пен из правой партии «Национальное ралли» и Эрик Земмур , французский эссеист и медийный деятель. Макрон призывал к созданию европейской армии в течение нескольких лет, но его заявленное стремление к «стратегической автономии» резко обострилось после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил выйти из НАТО, если европейские государства-члены откажутся платить свою справедливую долю. Предупреждение Трампа, которое, похоже, было скорее блефом, чем реальной угрозой, побудило многие европейские страны увеличить свои расходы на оборону, даже если большинство из них все еще ниже согласованного порога в 2% ВВП. Впоследствии администрация Байдена нанесла Макрону унизительный удар. В сентябре 2021 года Австралия, Великобритания и США объявили о новом трехстороннем стратегическом альянсе, направленном на противодействие растущей напористости Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Примечательно, что так называемое соглашение AUKUS не включает ни одно государство-член Европейского Союза, которое было полностью оставлено в неведении относительно нового альянса. AUKUS было объявлено 15 сентября, всего за несколько часов до того, как ЕС обнародовал свою широко разрекламированную «Стратегию сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе». ЕС надеялся, что его новый план подчеркнет его «стратегическую автономию» от США в Тихоокеанском регионе. Вместо этого AUKUS затмил ЕС и представил его как бумажного тигра. Добавив оскорбления к травмам, Австралия объявила, что в рамках сделки с AUKUS она аннулировала многомиллиардный контракт на подводные лодки, который когда-то называли «контрактом века», по которому Франция должна была поставить Австралии 12 дизельных подводных лодок. . Вместо этого Австралия заявила, что будет покупать атомные подводные лодки у Соединенных Штатов. Франция гневно отреагировала на изменение судьбы. Министр иностранных дел Франции назвал AUKUS «ударом в спину». Посол Франции в Австралии Жан-Пьер Тебо заявил, что решение Австралии отменить сделку по подводной лодке сродни «государственной измене». Французское правительство заявило, что решение Австралии застало Париж врасплох, но последующая утечка текстового сообщения между Макроном и премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном показала, что Макрон заранее знал, что Австралия планирует аннулировать контракт. Унижение AUKUS привело Макрона в ярость и, похоже, подпитывает его все более яростные призывы к «стратегической автономии». Советник Макрона сказал : «Мы могли закрывать глаза и действовать так, как будто ничего не произошло. Мы думаем, что это было бы ошибкой для всех европейцев. Здесь действительно есть возможность». Однако пока только Италия и Греция поддержали призывы Макрона к созданию автономных вооруженных сил ЕС. В сентябре 2021 года Франция и Греция подписали новое соглашение об обороне и безопасности, в котором Франция обязалась предоставить военную помощь Греции в случае нападения третьей страны, даже если такая страна, Турция, является членом НАТО. Макрон сказал, что сделка стоимостью 3 миллиарда долларов для Франции стала «вехой» в европейской обороне, поскольку она укрепила «стратегическую автономию» ЕС. Премьер-министр Греции Мицотакис назвал греко-французское оборонное соглашение "первым шагом к стратегической автономии Европы". Но некоторые в ЕС скептически относятся к сделке и опасаются, что она только усилит напряженность в отношениях между Грецией и Турцией. «Немного странно утверждать, что пакт способствует европейскому суверенитету», - сказал « Политико » неназванный дипломат ЕС . «По общему мнению, это традиционный оборонный пакт XIX века между двумя европейскими державами». Премьер-министр Дании Метте Фредериксен в интервью датской газете Politikenсказала, что Макарон чрезмерно обостряет свой спор с Соединенными Штатами: «Я думаю, что важно сказать в связи с обсуждениями, которые происходят сейчас в Европе, что я воспринимаю президента США Джо Байдена как очень лояльного к трансатлантическому альянсу. «Я думаю, что в целом следует воздерживаться от снятия некоторых конкретных вызовов, которые всегда будут существовать между союзниками, до уровня, на котором они не должны быть. Я действительно, очень хочу предостеречь от этого». Между тем, британская газета The Telegraph 22 сентября сообщила, что Макрон предложил передать место Франции в Совете Безопасности ООН «в распоряжение Европейского Союза», если ее правительства поддержат планы Макрона по созданию армии ЕС. Позднее Елисейский дворец опроверг этот отчет: «Вопреки утверждениям, сделанным сегодня утром, нет, Франция не предлагала покинуть свое место в Совете Безопасности ООН. Оно принадлежит Франции и останется таковым». Франция принимает на себя шестимесячное чередующееся председательство в ЕС 1 января 2022 года. В течение этого времени Макрон наверняка продолжит настаивать на «стратегической автономии» от США, в том числе на «Саммите по европейской обороне», запланированном на первую половину года. 2022 год. Выберите комментарий Аналитики Джеймс Джей Карафано и Стефано Грациози в своем эссе «Ошибка стратегической автономии Европы» писали : «Стратегическая автономия может показаться расширяющей возможности, но она остается не более чем отвлечением и раздражением для трансатлантического сообщества и реальных проблем. Европейским странам нужен больший потенциал национальной обороны. Европе нужна сильная, инновационная и производительная военно-промышленная база, а европейцам нужна серьезно относиться к коллективной безопасности и ее роли в единой, свободной, процветающей и мирной Европе. Эти проблемы могут быть лучше решены путем создания вооруженных сил, необходимых европейцам, чем те фантазии, которых хочет Брюссель ». Высокопоставленный депутат от тори Боб Сили предупредил : «Если армия ЕС подорвет НАТО, приведет к разделению США и Европы или создаст бумажную армию, Европа совершит самый болезненный и опасный акт самоповреждения со времен подъема фашизма в 1930-х годах. Армия ЕС будет означать снятие с вооружения в Европе ". Эксперт по делам ЕС Дэйв Китинг отметил : "Проблема в том, что, хотя такие лидеры, как Макрон, поручили Комиссии сделать ЕС более сильным в геополитическом плане, он и другие по-прежнему отказываются предоставить Комиссии инструменты, которые сделали бы ее сильной. В течение последнего десятилетия Европейский совет последовательно выступал против мер, которые укрепили бы Комиссию, поскольку это означало бы ослабление власти национальных правительств.... «Национальные лидеры ЕС хорошо понимают, что Европе необходимо говорить единым голосом, если она когда-либо хочет, чтобы ее всерьез воспринимали на мировой арене. Но их естественный инстинкт сохранения собственной власти мешает достижению этой цели». В интервью французскому государственному телеканалу France 24 Ричард Уитмен, профессор политики и международных отношений Кентского университета, сказал : «Трудно убедить некоторые государства-члены в том, что коллективная оборона ЕС принесет такую же безопасность, как и система обороны, поддерживаемая НАТО. Никто в ЕС никогда не был в состоянии придумать механизм принятия решений, который учитывал бы национальные разногласия, в то же время способствуя быстрому принятию решений; это либо наименьший общий знаменатель, либо громкие риторические комментарии, связанные с абсурдными предложениями. Военные действия являются политически оправданными только тогда, когда их предпринимают национальные лидеры и парламенты - и трудно понять, что их можно обойти ". В своей статье для Wall Street Journal Уолтер Рассел Мид отметил, что вся предпосылка европейских лидеров о том, что Соединенные Штаты «уходят» от международных дел, основывалась на «значительном недоразумении». Он писал : «Многие европейцы, включая некоторых опытных наблюдателей за трансатлантической сценой, считают, что, если США рассматривают Индо-Тихоокеанский регион в качестве основного направления своей внешней политики, они должны списать со счетов остальной мир. Эти наблюдатели смотрят на Вывод американских войск из Афганистана и представьте, что это тот вид стремительного отступления, которого они могут ожидать от Америки в Европе и на Ближнем Востоке. «Это маловероятно. Американские интересы глобальны, и американские президенты, нравится им это или нет, не могут ограничивать свое внимание одним мировым театром». Польский аналитик Лукаш Машланка написал в Твиттере, что аргументы Франции в пользу «стратегической автономии» от Соединенных Штатов бессмысленны : Французские отчеты о саммите Европейского совета в Словении оценивают шансы Макрона убедить европейцев в необходимости защиты ЕС. Критический тон преобладает в отношении сопротивляющихся прибалтов и поляков, которые все еще упорно верят в НАТО, несмотря на якобы неизбежный уход США из Европы. «Однако именно французским наблюдателям не хватает ясности: присутствие США в Центральной Европе растет, а не уменьшается в последние годы. Оно во много раз больше, чем то, что сейчас дает Франция, но и то, что она может когда-либо предоставить. «Наконец, если бы США действительно намеревались повернуться спиной к Европе, тревога в Париже была бы не меньше, чем в Варшаве. Вредно управлять чем-то, что, наконец, может стать самоисполняющимся пророчеством». Лондонский журнал The Economist , пишет , что европейцы считают «расстроенными» нажимом MACRON для «стратегической автономии» из Соединенных Штатов: «Большинство из них, особенно у границы с Россией, счастливы полагаться на гарантии безопасности Америки. Мало кто разделяет готовность Франции тратить деньги на оборону или ее экспедиционную военную культуру (Германия, особенно, не делает этого). Никто не согласен с тем, что «стратегическая автономия» на самом деле означает. Низкие шансы, однако, редко останавливают г-на Макрона. После последнего пренебрежения президент Франции, несомненно, придет к выводу, что у него нет другого выбора, кроме как продолжать попытки». Джон Кригер, пишущий для британской The Spectator , отметил : «Учитывая, что Эммануэль Макрон поставил перед собой цель углубить европейскую интеграцию, отказ европейских государств-членов последовать его примеру был бы неловким и плохим предзнаменованием для его предстоящего председательства в ЕС в январе». Кристьян Мяэ, глава департамента НАТО и ЕС министерства обороны Эстонии сказал : «ЕС не является надежной заменой того, что представляет собой НАТО. Вы не увидите никакого аппетита к европейской армии среди государств-членов». Аналитик Брукс Тигнер в своем письме для Атлантического совета пришел к выводу : «Даже если бы национальные столицы захотели создать единую армию, между их вооруженными силами существует так много технических, юридических и административных различий, что потребуются десятилетия, чтобы создать слаженно функционирующие силы. «Эти различия сводятся к самым обыденным вещам, таким как права солдат. Сильные профсоюзы, представляющие военнослужащих из богатых скандинавских стран, например, обеспечивают своим солдатам уровень физического комфорта, оплату труда в трудных условиях и доступ к медицинскому обслуживанию, которое их коллеги в более бедных южных странах ЕС могут только мечтать об учениях, а тем более о реальной операции. Чьи правила союза будут управлять общей европейской армией? И как это будет финансироваться? «Различия еще более остры на стратегическом уровне, когда дело доходит до разведки. В целом страны ЕС (а также страны НАТО) не доверяют друг другу конфиденциальную информацию: она распределяется очень экономно из одной столицы нескольким доверенным другим. Это никогда не сработает для действительно общей армии. Для того, чтобы изменить это в одиночку с помощью двадцатипятистороннего доверия для обмена разведданными внутри PESCO, потребуются годы и годы. Некоторые считают это невозможным. «Вывод: любые разговоры о создании полноценной общей армии, даже в следующем поколении, - это всего лишь болтовня, далекая от реальности». Соерен Керн