Украина и украинско-российские отношения
206,871,385 349,332
 

  kagan ( Слушатель )
29 ноя 2021 16:35:04

Надежды бизнеса на "Большое строительство" в "Укрзалізнице"

новая дискуссия Дискуссия  466

Президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков в колонке для Интерфакс-Украина

Грузоотправители и в частности горно-металлургическая отрасль, на которую приходится более 40% ж/д грузоперевозок, ожидают большого обновления на "Укрзалізнице" (УЗ) последние 30 лет. От эффективности работы УЗ зависит бизнес, зависит экспорт и в итоге валютные поступления, наполнение бюджета и создание рабочих мест на производстве. 
Инфраструктура УЗ изначально была рассчитана на перевозку более 1 млрд т грузов в год, но сейчас она работает лишь на 1/3 от своего потенциала. Мы прекрасно понимаем, что износ путей, подвижного состава и всей ж/д инфраструктуры огромен. Одни только локомотивы изношены на 90%. Есть также проблема т.н. малодеятельных станций – 53% из всех станций перегружают менее 3% грузов УЗ. Добавим к списку огромное количество непрофильных активов  и раздутый штат УЗ. Прошлое руководство УЗ в разговорах "оффрекордз" признавало, что 1/3 сотрудников работают неэффективно и смело могут быть сокращены либо переведены на другие виды работ.
Это и большие проблемы, но и одновременно потенциальный ресурс УЗ для наведения порядка в своем хозяйстве. Избавиться от неиспользуемого хлама, продать непрофильную недвижимость и несвойственные УЗ производства, больницы и санатории, оптимизировать штат и, наконец, побороть коррупцию (по данным НАБУ, в УЗ воруют более 8 млрд грн. в год!). Только в результате этих вполне посильных руководству перевозчика и Мининфраструктуры действий УЗ гарантированно получит несколько десятков миллиардов грн.
Начинать нужно с обновления тяги, т.е. локомотивов. Сколько бы не было вагонов и в каком бы состоянии они не пребывали, если их нечем тянуть, грузы и пассажиры никуда не поедут. Ключевой показатель – оборот вагонов – за последние месяцы упал на 20%. Это означает, что для перевозки одного и того же количества грузов уходит на 20% больше времени и в процессе задействованы на 20% больше вагонов. Параллельно необходимо постепенно обновлять вагонный парк, убирая с путей рухлядь.
Но Мининфраструктуры и УЗ решили пойти по другому пути: ограничить срок использования всех вагонов, в том числе тех, которые прошли качественный ремонт и вполне пригодны к перевозке грузов еще многие годы. Проектом приказа МИУ предлагается отправить на металлолом 43% вагонного парка. Это 75 тыс. действительно "немолодых", но отремонтированных и исправно служащих вагонов. Вместо них планируют закупать новые, зарядив огромными деньгами владельцев нескольких вагоностроительных заводов. Стоимость программы оценили в 107 млрд грн, из которых большую часть – 57 млрд грн, как ожидается, дадут владельцы частного парка вагонов. Но в любом случае все 107 млрд грн заплатят грузоотправители, т.е. реальный бизнес.
Просчитать последствия этой инициативы несложно: в результате списания вагонов по возрасту будет создан искусственный дефицит и стоимость пользования вагонами возрастает в разы. Это увеличит себестоимость всех перевозимых грузов. В некоторых случаях заплатит конечный потребитель, а там, где цену нельзя переложить, это ухудшит конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках. Экспорт зерна, металла и руды сократится, туда же, вниз устремятся валютные поступления и налоги в бюджет. Это все также приведет к резкому сокращению рабочих мест в реальном секторе экономики.
За примером далеко ходить не надо, можем посмотреть на зарубежный опыт. И это не про США или ЕС – развитые страны вообще не признают такое понятие как "срок эксплуатации вагонов", но в то же время они тщательно контролируют техническое состояние и вовремя проводят качественные ремонты вагонов. Реформу подобную той, которую сейчас продвигает Мининфраструктуры, несколько лет назад реализовали в РФ. Там решили мобилизовать деньги на свою вагоностроительную промышленность, которая в том числе производит танки для российской армии, и резко ограничили сроки эксплуатации вагонов. В результате стоимость пользования вагонами РЖД выросла в 4 раза.
У грузоотправителей, которым предлагают раскошелиться на 107 млрд грн, есть также сомнения в целевом расходовании средств, которые будут привлечены под программу обновления. И они вовсе не беспочвенны. Крупнейший тендер в истории Украины на закупку электровозов на 1 млрд евро (более 30 млрд грн), объявленный в начале октября, уже обрастает коррупционным скандалом. Как выяснили журналисты, УЗ подстроило тендерную документацию фактически под одного продавца – швейцарскую фирму Stadler. К тому же стоимость одного электровоза для УЗ оказалась в 2 раза выше, чем для покупателей в той же Швейцарии или в Германии. Я слышал о том, что в Украине откаты чиновникам традиционно составляют 25-30%, но 50% это уже что-то новое.
Резюмируя, еще раз хочу повторить – бизнес заинтересован в обновлении инфраструктуры, локомотивного и вагонного парков УЗ. Но не ценой создания кризиса грузоперевозок, дефицита вагонов, падения экспорта и сокращения рабочих мест, к чему неизбежно приведет реализация проекта приказа МИУ об обновлении вагонного парка в нынешней редакции.
Под соответствующим обращением к президенту, премьер-министру и ключевым министерствам поставили подписи представители уже более 200 аграрных, металлургических, угледобывающих, горнодобывающих и горно-обогатительных комбинатов, производителей строительных материалов и химической промышленности. Т.е. всех основных грузоотправителей по железной дороге.
Давайте вместе начинать "большое" строительство на УЗ, но делать это с большим умом и с не меньшей осторожностью, а не резать сгоряча на металлолом почти половину исправных вагонов ради обогащения отдельных чиновников и довольно узкого круга владельцев вагоностроительных заводов.


  • +0.80 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  johnsib ( Практикант )
29 ноя 2021 19:27:22

Надо смотреть глубже. 
Главный поставщик технологий в сфере ЖД с "той" стороны для Украины - это Германия, а именно Сименс.
Из академических данных о жд перевозках (по России) известно, что пассажирские перевозки осуществляемые по инфраструктуре предназначенной преимущественно для грузовых линий и перевозок - убыточны. Есть множество факторов которые которые позволяют сделать их прибыльными - И простая замена подвижного состава на новый не решает этих проблем.
Сименс как раз и заявил что готов выйти на рынок Украины с модернизацией пассажирских перевозок - не цы просто хотят загрузить свои производственные мощности. Проект ЕС на 300 млрд - это план выхода из нарастающей рецессии в Европе. Германия будет сливать инфляцию в Украину, выходя из кризиса.
А вот грузовые перевозки- это явно модернизация только для того что бы вывозить в Европу ресурсы, металл и прочее из Украины . И это нормально. 
Пассажирские комфортные междугородние перевозки необходимы между центрами финансовыми и промышленными . Для этого должна быть развита мобильность граждан, внутренняя трудовая миграция, туристическая, рекреационная. 
То есть жд всегда развивается под общий экономический рост и трансформацию общества. Вагоны ради вагонов - в этом нет смысла.
Украинцам я бы посоветовал сделать с немцами простой проект, развить транспортную сеть агломерации города Киева. Просто начал бы с нормальной модернизации электричек короткого плеча. Хорды и диаметры с плечом в 30-50 км от и через Киев. 
Остальное это мечты о полёте украинцев на Марс к концу 2025 года))
Я получил в своё время жд образование и могу сказать, что модернизация РЖД занимает десятки лет и все ещё продолжается. Это системы сигнализации, пульты управления, автоматизация, кадровая политика, замена Подв состава, стрелок, путей, баластных призм, станций, платформ.. это масштабные стройки по всей стране продолжающиеся вот уже 20 лет!
РЖД при этом не бездумно ведёт стройку, затачивает свою инфраструктуру под логистические потребности бизнеса (крупного, генеральные грузы). При этом потеряла практически полностью сборные, внутренние контейнерные перевозки и в крытых вагонах. Отдала их на откуп автотранспорту. Он оказался мобильней и часто быстрее и адресней.
То есть даже имея практически неограниченный финансовый ресурс, имея самую большую сеть жд путей и станций, РЖД не смогла покрыть все логистические потребности. 
Я не представляю, что собираются "строить" украинцы, но по всей вероятности вылижут пару маршрутов пассажирских перевозок от Киева на юг и от Киева на запад. Закупят 20 новых составов.  И усилят ветки грузовых перевозок от пром центров.

Потому что модернизировать вот это все - им ни денег, ни людей, ни ресурсов не хватит точно..
  • +1.26 / 26
  • АУ
 
 
  BUR ( Специалист )
29 ноя 2021 20:48:00

Вы пытаетесь анализировать матч б.Васюки "О.Бендер vs Шахматный_Клуб" как шахматист...
 
А в действительности это столь-же продуктивно, как укро-космодром в Бразилии... или захват мирового рынка перевозок самолетами Ан-178...
  • +0.34 / 10
  • АУ