ЦИАМ успешно завершил разработку технического проекта перспективного 150-сильного авиадвигателя

Ветка: Развитие сверхмалой, малой и средней авиации в России и мире

  User78 ( Слушатель )
22 дек 2021 в 00:04
ЦитатаЦИАМ успешно завершил разработку технического проекта перспективного 150-сильного авиадвигателя
14.12.2021



Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») успешно завершил этап разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с.

Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах.

В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий отрасли, рассмотрела результаты этапа ОКР.
Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях для его изготовления в промышленных условиях.

Также материалы соответствуют нормативно-техническим документам по формированию эксплуатационно-технического облика и организации технического обслуживания и ремонта.Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. ОКР планируется завершить в 2024 году.
https://www.ciam.ru/…vigatelya/

Идёт работа!Нравится

____________________________________________________________________________

Немного про этот двигатель:

ЦитатаНаходящийся в разработке перспективный роторно-поршневой двигатель РПД-150Т — двухсекционный с турбонаддувом (здесь как раз у «турбо» имеются преимущества перед ПЦН) максимальной мощностью 150 л. с. (с возможностью ее повышения до 165 л. с.), высотностью до десяти тысяч метров. Несколько больший расход топлива по сравнению с поршневыми двигателями с лихвой компенсируется как меньшей массой, так и лучшей приемистостью. Ожидаемый ресурс — не менее трех тысяч летных часов, что приемлемо не только для военных беспилотников, но и для гражданской пилотируемой и беспилотной техники.

Двигатель предназначен для замены поршневых моторов иностранного производства типа Rotax-912, -914, -915 для использования в составе силовых установок существующих и перспективных летательных аппаратов, в том числе беспилотных.
https://aviation21.r…-rpd-150t/
https://avia.rusarmy…/rpd-150t/

Относительно большой расход топлива - главный минус роторных движков прошлого, но в случае с новейшим РПД-150Т российские инженеры смогли довели экономичность до отличного уровня, всего лишь 240 г/л.с.*ч.

Для сравнения, у АШ-82 (Ил-12, Ил-14, Ми-1, Ми-4) - 381 г/л.с.*ч, М-14 (Як-18Т, Ан-14, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-34, Су-31, Як-54) - 290 г/л.с.*ч, M-11ФР (Як-12) - 230 г/л.с.*ч. Cовременные очень экономичные Rotax-915 - 210-220 г/л.с.*ч.
При этом М-11ФР мощностью 160 л.с. весил 165 кг и имел ресурс 400 часов, а РПД-150Т с мощностью 150-165 л.с. весит 87 кг и имеет ресурс более 3000 часов. 

Огромный плюс роторных движков в их компактности и низкой массе. 

Rotax 915iS (140 л.с.):


РПД-150Т (150-165 л.с.):


РПД-150Т - вообще крошечный по занимаемому объему! Примерно в 2 раза меньше по ширине и по длине чем Rotax 915. А это означает гораздо меньшее сопротивление воздуха.

_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________


Примеры российских самолётов и вертолётов, на которые можно будет устанавливать этот двигатель.

СК Чайка "Л-65":



.

https://aviakb.ru/l-65/

Сейчас на этот самолёт устанавливаются двигатели Rotax-915 iS3 по 140 л.с. Более компактные и более мощные российские движки РПД-150Т только улучшили бы и так прекрасные характеристики Л-65. Нравится
...

МВЕН "Мурена":



.
https://mven.ru/articles/17/20/51/51/35

...


НИК "Сигма-7":



.
https://avianikproject.ru/sigma-7/

...

ЗУМЗ "Орлан-2":



.
https://myskymsk.ru/…i/80-orlan

...

КЭМЗ "МАИ-411":



.

http://kizlyar-kemz.…i-411.html

  • +0.27 / 19
    • 18
    • 1

Ответы (2)

Пенсионэр
 
Россия
71 год
Слушатель
Карма: +28.06
Регистрация: 27.08.2011
Сообщений: 2,679
Читатели: 0
Цитата: User78 от 22.12.2021 00:04:15РПД-150Т с мощностью 150-165 л.с. весит 87 кг и имеет ресурс более 3000 часов.
Что-то гложет червь сомнения. Ротакс 915, прямой конкурент, годами отработанный двигатель имеет ресурс до капремонта 2000 часов. Это при ТО через каждые 100 и 200 моточасов.
Отредактировано: Пенсионэр - 22 дек 2021 в 18:27

  • +0.02 / 2
    • 2
User78
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +250.81
Регистрация: 20.06.2020
Сообщений: 10,063
Читатели: 30
Цитата: Пенсионэр от 22.12.2021 18:27:23Что-то гложет червь сомнения. Ротакс 915, прямой конкурент, годами отработанный двигатель имеет ресурс до капремонта 2000 часов. Это при ТО через каждые 100 и 200 моточасов.

Если точнее, стандартный ресурс Rotax 915 до капремонта (TBO - Time Between Overhaul) -1200 часов, с возможностью апгрейда до 2000 часов:

ЦитатаTBO (время между капитальными ремонтами) 1200 часов
https://vidsverhu.ru…ISC_141_HP
ЦитатаThe engine is based on the Rotax 912, but differs in that it has fuel injection, a reinforced crankshaft, new pistons, a new gearbox and a turbocharger. Time between overhauls was expected to eventually be raised to 2000 hours with operational experience, but started at 1200 hours.
https://en.wikipedia…tax_915_iS

Rotax 915 достаточно сильно форсирован и легкий. У более тяжелого Lycoming O-235 - 2400 часов. 
Возможно, в том источнике про РПД-150Т "не менее 3000 часов" - имелся в виду полный ресурс, а не межремонтный.

_______________________________________________________________

Вот тут пишут про полный ресурс РПД-150Т - 5000 часов и межремонтный - 1000 часов:

ЦитатаПравильность выбора указанных конструкторских и технологических решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по утвержденным методикам Центрального института авиационного моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1000 часов и полный ресурс – 5000 часов.
https://fpi.gov.ru/p…vigatelya/

Даже если межремонтный ресурс 1000 часов, это тоже очень круто для роторного двигателя, почти столько же, сколько у обычных поршневых Rotax 914, 915.  
Те же 1000 часов были у Rotax 914 с 1999 по 2010 (потом увеличили), а также у достаточно популярных Jabiru 2200. У упомянутых очень массовых советских движков М-11ФР ресурс составлял 400-500 часов. 

Что поделать, прогресс не стоит на месте. То, что раньше для роторного двигателя казалось невозможным, с использованием новых материалов и технологий становится вполне реальным. Нравится
Отредактировано: User78 - 22 дек 2021 в 21:57

  • +0.17 / 10
    • 10