Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,174,920 101,474
 

  АндрК ( Дилетант )
27 дек 2021 15:52:19

Обнародован проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения

новая дискуссия Новость  400

МИНСК, 27 дек — Sputnik. Проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь опубликован для всенародного обсуждения.   https://pravo.by/doc…7_dek_2021
Ранее сообщалось, что предложено изменить 53 статьи Основного закона, ввести 14 новых и две исключить. Также появился ряд дополнений.
Так, в проекте предусмотрено ограничение на возможность избираться президентом: сказано, что одно и то же лицо может занимать этот пост не более двух сроков. Президент избирается сроком на 5 лет.
Причем такие изменения Конституции по ограничению сроков президентства вступают в силу со дня вступления в должность вновь избранного президента.
В проекте также говорится, что после прекращения своих обязанностей президент не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.
Если должность президента становится вакантной (по причине невозможности исполнять свои обязанности), то полномочия главы государства переходят к председателю Совета Республики. Если же президента убивают, то в стране вводится чрезвычайное или военное положение, власть переходит в руки Совбеза.
В проекте также оговаривается, в каком случае президента можно сместить с должности: сделать это может Всебелорусское народное собрание «в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления». Подобная инициатива должна исходить от не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан республики, обладающих избирательным правом. Расследовать такие обвинения будет ВНС.
    https://sputnik.by/2…54831.html

  • Согласно проекту обновленной Конституции, Всебелорусское народное собрание наделяется правом законодательной инициативы.

  • Всебелорусскому народному собранию переходит право назначать членов и председателей Верховного и Конституционного судов и Центризбиркома (сейчас это полномочия Президента и парламента).

  • Срок полномочий Парламента составит пять лет вместо четырех.

  • Премьер-министр должен будет ежегодно информировать Всебелорусское народное собрание о выполнении программы социально-экономического развития Республики Беларусь.


    https://www.tvr.by/n…um=desktop
Отредактировано: АндрК - 27 дек 2021 17:12:03
  • +0.19 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  Amalker ( Слушатель )
28 дек 2021 07:57:05

Почитал. Затем -  почитал аналитику. Комментировать не буду.  Задам единственный вопрос - какие "вопросы, которые объективно назрели" (цитата  АГЛ),  новая Конституция призвана решить?
  • +0.32 / 7
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
28 дек 2021 09:00:56

Я там увидел:
1. Политические партии как институт - ст. 36. Партии выдвигают кандидатов в депутаты (ст. 69). Сейчас политические партии в конституции РБ прописаны весьма абстрактно (ст. 4 и 5) в одном ряду с прочими объединениями.
2. В качестве "коллективного Лукашенко" появляется Всебелорусское народное собрание. Оно формирует Центральную избирательную комиссию (ст. 71), т. е. контролирует выборы. Оно может сместить президента (ст. 88 и 89-3). Оно назначает Конституционный суд (ст. 89-3).
3. Конституционный суд становится важнее. Во-первых, декларируется прямое действие конституции (ст. 7). Во-вторых, на соответствие конституции проверяется все: международные договора (ст. 8 была, добавилась ст. 116-1), вопросы на референдум (ст. 74). Конституционный суд участвует в процедуре смещения президента (ст. 88) и роспуска Палаты представителей (ст. 94). Конституционный суд может поучаствовать вообще в любом деле (ст. 112).
3. Президент получает иммунитет после окончания полномочий (ст. 88-1).
В общем, замысел я понимаю так, что Лукашенко перемещается во Всебелорусское народное собрание (ст. 89-2 абз. третий), возможно, становится его председателем. С этой позиции он сохраняет контроль за выборами, своим преемником на посту президента, парламентом. В общем случае контроль получается общий и косвенный, однако в отдельных ситуациях возможно непосредственное вмешательство с отстранением и роспуском.
Объективно назревший вопрос - трансферт власти. Новая Конституция этот вопрос решает в том смысле, что Лукашенко готов передать власть на этих условиях.
  • +0.89 / 17
  • АУ
 
 
 
  ДедМиши ( Специалист )
28 дек 2021 09:47:04

Пастернака не читал, но осуждаю.  Улыбающийся
Изхожу из двух постулатов(для меня). Лукашенко не отдаст ни копейки из своих управляющих функций и рычагов, и ни копейки в прямом смысле из контролируемых  финансовых потоков.
И второе, это история. Почти 30 лет всей эпопеи, и три года обсуждения дорожних карт об ни о чём, сорри, о гармонизации всего и везде.
Спорить сложно, споры остро- и тупоконечниками о стакане, который наполовину.

А зачем всё это.
Всех устраивает статус кво.
  • +0.26 / 10
  • АУ
 
 
  МастерОк ( Слушатель )
28 дек 2021 11:30:32

В прочтении по диагонали заметил только решение вопроса власти нынешней элитки, получившей официальный конституционный коллективный орган - ВНС. Неизбираемый народом и не подотчетный ему.
  • +0.71 / 7
  • АУ
 
 
 
  ДедМиши ( Специалист )
28 дек 2021 11:46:47

Мы, которым повезло жить в эпоху перемен, помним, к чему ведёт одновременное существование Съезда депутатов, парламента депутатов, правительства и президента.
Таки да, к танковым пострелушкам по большой белой мишени.
Вариантов нет, кто то должен быть главным рефери, иначе пострелушки до выяснения.
  • +0.45 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  МастерОк ( Слушатель )
28 дек 2021 11:53:41

Только Россия.
  • +0.80 / 4
  • АУ