Раздутый фондовый рынок СШАРынки Уолл-Стрит, акции которых сегодня достигли исторического максимума, чему способствуют почти нулевые ставки ФРС, а также ежемесячные покупки ФРС облигаций на сумму 120 миллиардов долларов, находятся в точке, где изменение политики ФРС ожидается в начале 2022 года, из-за чего может начаться панический выход из акций, чтобы «уйти, пока все хорошо». Это, в свою очередь, вероятно, спровоцирует панические продажи и лавинообразное обрушение рынка, в результате чего недавний обвал недвижимости и акций China Evergrande будет казаться ничем.
После мирового финансового кризиса в сентябре 2008 года Федеральная резервная система и другие крупные центральные банки, такие как ЕЦБ в ЕС и Банк Японии, придерживались беспрецедентных нулевых процентных ставок и часто «количественного смягчения» покупки облигаций, чтобы спасти основные финансовые институты, банки Уолл-Стрит и ЕС. Это имело мало общего со здоровьем реальной экономики. Речь шла о крупнейшей в истории финансовой помощи банкам и финансовым фондам с мертвым мозгом. Предсказуемым результатом беспрецедентной политики ФРС и других центральных банков стало искусственное раздувание крупнейшего в истории спекулятивного пузыря на фондовом рынке.
Будучи президентом, Дональд Трамп постоянно указывал на новый рекордный рост акций S&P 500 как на доказательство экономического подъема, хотя как сообразительный бизнесмен он знал, что это ложь. Он рос из-за политики нулевой процентной ставки ФРС. Компании брали займы по низким ставкам не столько для того, чтобы увеличить капиталовложения в заводы и оборудование, сколько для того, чтобы выкупить собственные акции на рынке. Это привело к росту акций таких компаний, как Microsoft, Dell, Amazon, Pfizer, Tesla и сотен других. Это была манипуляция, которую любили руководители корпораций, владеющие миллионами акций своей компании в качестве опционов. В некоторых случаях они зарабатывали миллиарды, не создавая при этом никакой реальной стоимости в экономике или производственной сфере.
Насколько велик сегодняшний пузырь на фондовом рынке США? В октябре 2008 года, сразу после кризиса Lehman, акции США котировались с общей капитализацией в 13 триллионов долларов. Сегодня он составляет более 50 триллионов долларов, что составляет почти 400-процентный рост и более чем вдвое превышает общий ВВП США. Только Apple Corp. стоит 3 триллиона долларов.
Тем не менее, с массовой нехваткой рабочей силы, блокировками по всей Америке и огромными сбоями в торговых цепочках поставок, особенно из Китая, экономика идет ко дну, и фальшивый законопроект Байдена об «инфраструктуре» мало что сделает для восстановления жизненно важной экономической инфраструктуры автомагистралей, ливневой канализаии, водоочистных сооружений и сетей электроснабжения. Для миллионов американцев после жилищного краха 2008 года покупка акций была их лучшей надеждой на пенсионный доход. Обвал акций в 2022 году готовится ФРС, только на этот раз он будет использован для того, чтобы возвестить настоящую Великую депрессию хуже, чем в 1930-е годы, когда десятки миллионов простых американцев увидят, как их сбережения стерты с лица земли.
Игра с выкупом акций
За последние четыре квартала компании S&P 500 выкупили собственных акций на 742 миллиарда долларов. В четвертом квартале 2021 года, вероятно, произойдет рекордное увеличение этого числа, поскольку компании спешат накачать свои акции в преддверии сообщения о налоге Байдена на выкуп корпоративных акций. С начала 2012 года компании S&P 500 выкупили собственных акций почти на 5,68 трлн долларов. Это не мелочь. Динамика настолько безумна, что на фоне принятого в прошлом месяце решения Microsoft о выкупе еще большего количества акций генеральный директор Microsoft Сатья Наделла продал более 50% своих акций Microsoft за один день. Но акции едва сдвинулись с места, потому что сама Microsoft была занята выкупом акций. Это указывает на уровень нереальности сегодняшнего рынка США. Инсайдеры знают, что он вот-вот рухнет. Илон Маск из Tesla только что продал свои акции на 10 миллиардов долларов якобы для уплаты налогов.
Что делает фондовый рынок еще более уязвимым для панической распродажи, как только станет ясно, что ФРС повысит процентные ставки, по данным за октябрь, маржинальный долг составляет почти 1 триллион долларов, долг для тех, кто покупает акции на заемные деньги у своих брокеров. Как только начнется крупная распродажа на рынке, вероятно, в начале 2022 года, брокеры потребуют погашения своего маржинального долга, так называемые маржин-коллы. Это, в свою очередь, ускорит принудительные продажи, чтобы поднять требования к оплате наличными.
Конус?
Существует много дискуссий о том, когда ФРС сократит покупку казначейских ценных бумаг США, а также связанных с государством жилищных ипотечных облигаций. Эта покупка была огромной. С начала истерии, вызванной пандемией ковида, в феврале 2020 года, общие запасы таких ценных бумаг Федеральной резервной системы увеличились более чем вдвое с 3,8 трлн долларов до 8 трлн долларов по состоянию на конец октября 2021 года. Граждане понимают, что низкие ставки вот-вот закончатся. То, что ФРС называет «свертыванием», уменьшая ежемесячную покупку облигаций до нуля и в то же время повышая ключевые процентные ставки, наносит двойной удар. Это огромно, и кровь потечет с Уолл-стрит в начале 2022 года, когда в начале 2022 года сокращение ФРС наберет обороты в сочетании с повышением ставок.
Уже в ноябре ФРС начала сокращать ежемесячную поддержку рынка, поддерживающую покупки. «В свете существенного дальнейшего прогресса, достигнутого экономикой в достижении целей Комитета по максимальной занятости и ценовой стабильности», — заявил FOMC в своих последних протоколах. Он объявил, что сокращает количество покупок ценных бумаг, обеспеченных казначейскими и ипотечными кредитами, в ноябре и декабре.
Со времен войны во Вьетнаме при президенте Линдоне Джонсоне правительство США манипулировало данными о занятости, а также данными об инфляции, чтобы получить гораздо лучшую картину, чем существует. Частный экономист Джон Уильямс из Shadow Government Statistics считает, что фактическая безработица в США далека от заявленных 4,2% в ноябре, а на самом деле превышает 24,8%. Как далее отмечает Уильямс, «Всплеск инфляции отражает экстремальное создание денежной массы, экстремальные расходы федерального дефицита и увеличение федерального долга, сбои в связи с пандемией и нехватку предложения; Это не отражает перегрев экономики». Дефицит федерального бюджета составляет рекордные 3 триллиона долларов в год, и конца этому не видно.
Повышение ставок на этом опасном этапе обрушит хрупкую американскую и глобальную финансовую систему, проложив путь к кризису, когда граждане могут просить экстренной помощи в виде цифровых денег и Великой перезагрузки. Стоит отметить, что каждый крупный крах фондового рынка США с октября 1929 года, включая 2007-2008 годы, был результатом преднамеренных действий ФРС, замаскированных под заявления о «сдерживании инфляции».
На этот раз ущерб может быть эпохальным. В сентябре базирующийся в Вашингтоне Институт международных финансов подсчитал, что уровень мирового долга, который включает государственный, домашний, корпоративный и банковский долг, вырос на 4,8 трлн долларов до 296 трлн долларов в конце июня, что на 36 трлн долларов превышает допандемический уровень. Из них 92 триллиона долларов должны развивающиеся рынки, такие как Турция, Китай, Индия и Пакистан.
Рост процентных ставок вызовет кризис дефолта по всему миру, поскольку заемщики не в состоянии погасить долг . Это было преднамеренно создано центральными банками во главе с ФРС после кризиса 2008 года, подтолкнув процентные ставки к нулю или даже к отрицательным значениям.