Понемножку обо всем
233,562 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
03 фев 2022 10:01:56

Россия открывает двери для евразийской интеграции Ирана

новая дискуссия Статья  218

Россия открывает двери для евразийской интеграции Ирана
Январская встреча Раиси и Путина, возможно, показалась разочаровывающей, но сейчас Россия открывает двери для евразийской интеграции Ирана

Егия Ташджян
01 февраля 2022 года

Вопреки ожиданиям, Раиси Ирана и Путин России не сделали никаких громких заявлений после их январской встречи.
Фото: Колыбель
 
20 января президент Ирана Ибрагим Раиси отправился на встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москву с явной целью развития двусторонних отношений между двумя странами на самом высоком уровне.
Среди тем для обсуждения двух лидеров были их общие региональные и международные проблемы, венские переговоры по ядерной программе Ирана и региональное сотрудничество в Евразии.
Вопреки ожиданиям и позитивным заявлениям, сделанным перед встречей, визит не завершился объявлением о заключении большого стратегического соглашения, подобного тому, которое состоялось между Китаем и Ираном год назад.
Тем не менее, визит вывел переговоры между обеими сторонами на более высокий уровень и способствовал экономической интеграции Ирана в российско-китайскую евразийскую архитектуру.
Большие надежды, а не грандиозные заявления
В последние годы как улучшение отношений между Тегераном и Москвой, так и ориентация на стратегическое партнерство стали для Ирана особенно важными задачами.
Помимо работы по наращиванию торгово-экономических связей, что является приоритетом для Ирана, находящегося под санкциями, в будущем может быть придан дополнительный импульс развитию военно-политического взаимодействия.
В октябре 2021 года "Интерфакс" со ссылкой на министра иностранных дел Ирана Хоссейна Амира Абдоллахиана объявил, что Тегеран готов наладить стратегическое партнерство с Москвой и что обе стороны, как ожидается, подпишут документы о соглашении в ближайшие месяцы.
По данным агентства ТАСС, обе стороны были близки к завершению работы над документом о всеобъемлющем сотрудничестве сроком на 20 лет.
Сроки важны для обеих стран. Как сообщил агентству Mehr председатель парламентского комитета Ирана по национальной безопасности и внешней политике Моджтаба Зульнур, для преодоления санкций США Иран стремится заключить соглашение о партнерстве с Россией, аналогичное соглашению между Тегераном и Пекином.
Однако, вопреки ожиданиям и некоторым заявлениям, сделанным до поездки иранского лидера в Россию, визит президента Раиси, по крайней мере на данный момент, не привел к крупному прорыву на этом фронте. По данным источников, этот процесс может занять некоторое время и может, по крайней мере для Москвы, быть связан с итогами переговоров по ядерной программе Ирана.
Однако два недавних события с участием России и Ирана имели значительный резонанс: совместные военно-морские учения России, Китая и Ирана в Индийском океане и отношения Ирана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) наряду с реализацией Международного транспортного коридора Север-Юг (МТК).
Присоединится ли Иран к ЕАЭС в ближайшее время?
Иранский политический аналитик и бывший главный редактор информационного агентства Fars (на английском языке) Мостафа Хощешм вместо этого говорит, что Россия, похоже, настаивает на вступлении Ирана в ЕАЭС. ” Переговоры, - рассказывает он, - уже ведутся”.
В 2019 году вступило в силу соглашение о преференциальной торговле (ЗСТ), подписанное между Ираном и ЕАЭС в 2018 году.
Соглашение предусматривало более низкие тарифы на 862 вида товаров, из которых 502 были иранским экспортом в ЕАЭС. В результате в период с октября 2019 по октябрь 2020 года объем торговли увеличился более чем на 84 процента.
По словам Вали Каледжи, иранского эксперта по Центральной Азии и кавказским исследованиям, этот объем торговли был достигнут в то время, когда США при бывшем президенте Дональде Трампе вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в мае 2018 года и следовали политике "максимального давления" против Ирана.
В октябре 2021 года Иран и ЕАЭС начали переговоры о преобразовании ЗСТ в Соглашение о свободной торговле (ЗСТ). Если это будет достигнуто, это приведет к значительному увеличению объема торговли между Ираном и ЕАЭС, также известным как Союз.
И у Москвы, и у Тегерана есть причины настаивать на дальнейшей интеграции Ирана в Союз.
Для Ирана эта возможность обеспечит улучшенный доступ к евразийским и европейским рынкам. Это также обеспечит государствам-членам ЕАЭС более широкий доступ к Персидскому заливу и Средиземному морю. По этой причине Москва, возможно, думает на шаг вперед.
Москва рассматривает подписание соглашения о ЗСТ с Ираном как решающий шаг для вступления Ирана в Союз.
У России есть опасения, что, если Иран достигнет соглашения с США по своей ядерной проблеме, могут произойти позитивные сдвиги в иранской политике в сторону Запада, и это может не служить интересам России в Западной Азии, особенно в Сирии.
Для России ядерный Иран предпочтительнее прозападного. По этой причине Россия была бы рада ускорению интеграции Ирана в евразийские региональные институты.
Открывая шлюзы, предусмотрительно
Вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), состоящую из девяти членов, следует рассматривать с этой точки зрения. Более того, с присоединением Тегерана к ЕАЭС могут последовать соседние и дружественные страны, такие как Ирак и Сирия.
Тогда у России будет прямое железнодорожное и автомобильное сообщение через Иран с ее сирийской прибрежной военной базой в Тартусе. Это послужило бы его военным целям на материально-техническом и оперативном уровне в случае возникновения кризиса в Черном море, и военно-морской флот России столкнется с проблемами.
27 декабря 2021 года Иран и Ирак договорились о строительстве железной дороги, соединяющей обе страны. 30-километровая железная дорога будет стратегически важна для Ирана, соединяя страну со Средиземным морем через железные дороги Ирака и Сирии.
Это была бы беспроигрышная ситуация как для Китая, так и для России; ситуация, в которой Китай в рамках своей инициативы "Пояс и путь" и Россия в рамках своего Международного транспортного коридора Север-Юг имели бы прямой железнодорожный доступ к Средиземному морю.
Этот маршрут также будет конкурировать с Арабско-Средиземноморским коридором Индии, соединяющим Индию с израильским портом Хайфа через различные железные дороги ОАЭ, Саудовской Аравии и Иордании.
Таким образом, для Китая и России укрепление геополитического и геоэкономического положения Ирана в регионе является важным шагом. С точки зрения России, наличие прямого сухопутного маршрута через Левант в Средиземное море укрепит ее мощную базу в Сирии и расширит ее мягкую силу за счет торговых и энергетических сделок в соседних странах.
Именно по этой причине Иран действовал осмотрительно в ответ на недавние азербайджанские провокации на границе с Арменией. Тегеран опасался, что Турция получит прямой доступ к Каспийскому морю и Центральной Азии через возможный "коридор", проходящий из южной Армении.
Это известно как Средний коридор Транскаспийского международного транспортного маршрута, соединяющий Европу с Центральной Азией через Турцию.
Для Ирана это было бы равносильно расширению НАТО в Каспийском море и далее в сторону Китая. Следовательно, торговый маршрут запад-восток будет представлять серьезную угрозу для Ирана и России и изолирует их в Евразии.
Для иранцев этот маршрут не только обойдет Иран и Россию, но и создаст серьезную проблему для торгового маршрута север-юг, инициированного иранцами, русскими и другими азиатскими странами.
По словам Хощешма, “враждебность со стороны западного блока сблизила Иран и Евразию друг с другом, и это дало русским и китайцам сильную мотивацию ускорить вступление Ирана в Евразийский блок, чтобы укрепить совместное сотрудничество в экономической и геополитической областях и предотвратить проникновение США в регион”.
Таким образом, вступление Ирана в ЕАЭС является беспроигрышной ситуацией как для Москвы, так и для Тегерана. Россия укрепила бы свое геоэкономическое и геополитическое положение на Ближнем Востоке, а Иран имел бы железнодорожное сообщение с Россией и Европой и еще больше расширил бы влияние Москвы в регионе.
Однако для достижения этой конечной цели все еще может потребоваться время, и она столкнется с вызовами со стороны США и их союзников в регионе.
Уверенность в условиях неопределенности
Возможное вступление Ирана в ЕАЭС привлечет инвестиции из соседних стран в недостаточно развитое железнодорожное сообщение между Ираном и Россией в Кавказском регионе.
Открытие каналов связи между Арменией и Азербайджаном в рамках трехстороннего заявления от 9 ноября облегчит торговлю и грузоперевозки в регионе в рамках транспортного коридора Север-Юг.
В таких условиях железнодорожная сеть очень важна, поскольку объем грузов, перевозимых по железной дороге, намного больше и быстрее, чем по наземным и автомобильным маршрутам. Однако реализация этих проектов пока не является определенностью.
Государственные российские железные дороги прекратили реализацию своих проектов в Иране в апреле 2020 года из-за опасений по поводу санкций США. Такое решение повлияло бы на другие программы в рамках российско-иранской инициативы по созданию транспортного коридора Север-Юг.
Обеим сторонам придется подождать, чтобы преодолеть санкции США, поскольку экономические маршруты всегда являются беспроигрышной ситуацией.
Вступив в ЕАЭС и интегрировавшись в евразийские региональные организации, Иран укрепил бы свое геоэкономическое положение в качестве регионального транспортного узла, открыв западноазиатские ворота для железнодорожного доступа Москвы в Восточное Средиземноморье.
 
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!