Как формируется Политика в РоссииДело в том, что любой достойный эксперт по российским делам знает, каковы цели и задачи России в отношении Украины, потому что русские сказали нам об этом еще в 2008 году. Один из немногих настоящих экспертов, способных влиять на политику, директор ЦРУ Уильям Бернс, изложил все это письменно в телеграмме от февраля 2008 года, озаглавленной достаточно просто: “Nyet означает Nyet: красные линии расширения НАТО в России". Он написал это, будучи послом США в России во время администрации президента Джорджа У. Буша. Бернс, сообщая о реакции России на саммит НАТО 2008 года, на котором обсуждалась идея членства Украины, отметил, что Министерство иностранных дел России заявило, что “радикальное новое расширение НАТО может привести к серьезным военно-политическим изменениям, которые неизбежно повлияют на интересы безопасности России”.
Россияне подчеркнули, что, когда речь заходит об Украине, Россия связана двусторонними обязательствами, изложенными в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года, в котором обе стороны обязались “воздерживаться от участия или поддержки любых действий, способных нанести ущерб безопасности другой стороны”. ‘Вероятная интеграция Украины в НАТО”, - заявили в российском внешнеполитическом ведомстве, - “серьезно осложнит многосторонние российско-украинские отношения”, и что России “придется принять соответствующие меры”.
Бернс дал администрации Буша российскую схему последствий, если НАТО попытается продвинуться вперед в вопросе членства Украины. Эта информация была известна Макфолу, Хилл, Кендалл-Тейлор и всем другим так называемым “российским экспертам”, однако они не смогли ее рассмотреть (что еще больше укрепило заявления Путина о том, что “фундаментальные российские проблемы были проигнорированы”).
Концепция о том, что Путин будет действовать “импульсивно” в 2014 году в отношении проблемы, кратко и точно изложенной в 2008 году Министерством иностранных дел России, также демонстрирует абсолютное пренебрежение или незнание того, как сегодня в России проводится политика.
Нет никаких сомнений в том, что Путин - очень могущественный президент, обладающий сильными исполнительными полномочиями. Но он не диктатор, и Россия не создана для того, чтобы ею правил диктатор.
Российская политика определяется профессиональными бюрократами-специалистами, проживающими в чрезвычайно плотной постоянной российской бюрократии. Эти бюрократы, принадлежащие к классу российских государственных служащих, отвечают за превращение директивных указаний в подробные планы реализации, из которых выделяются ресурсы, необходимые для реализации, а также сроки выполнения задачи. Эти планы реализации охватывают различные министерства и разработаны с учетом всех прогнозируемых переменных. Короче говоря, российская политика является побочным продуктом процесса, который представляет собой скоординированные усилия огромной бюрократии - полная противоположность индивидуальной “импульсивности”, приписываемой Макфолом, Хилл, Кендалл-Тейлор и другими Путину.
План, реализованный Россией в отношении Крыма в 2014 году, был порожден российскими опасениями, выраженными в 2008 году, и не был реакцией импульсивного, идущего на риск российского президента. То же самое можно сказать и о ситуации, складывающейся сегодня в Украине. Тот факт, что Байден и его советники по национальной безопасности сосредоточены на Путине как олицетворении всего российского, свидетельствует о фундаментальном непонимании того, как работает Россия, или, что еще хуже, о преднамеренной кампании по управлению восприятием, направленной на то, чтобы ввести американскую общественность в заблуждение относительно сложностей и реальных целей политики США.
Путин с министром иностранных дел Сергеем Лавровым справа от него в Кремле. (Государственный департамент США)
Ошибиться, когда дело доходит до определения реальности выработки политики в современной России, выходит далеко за рамки простой формулировки плохой политики, которая затем некомпетентно реализуется. Соединенные Штаты передают инициативу России и ее президенту. В конце концов, было бы трудно представить случай, когда полномочия Владимира Путина по принятию управленческих решений намного превышали бы полномочия его американского коллеги.
Однако русские имеют двукратное преимущество перед Соединенными Штатами с точки зрения реализации политики. Прежде всего, они имеют дело с руководителем, который находится у руля российского корабля в течение двух десятилетий; Путин не имеет себе равных, когда дело доходит до знания его системы управления и того, как заставить ее работать. Даже такой человек, как Байден, с его более чем четырехлетним опытом работы в правительстве, действует как новичок в течение первых нескольких лет своего пребывания на посту, хотя бы по той причине, что он на самом деле новичок.
Администрация президента США в свой первый срок буквально начинает с нуля. Правда, существует постоянная американская гражданская служба (некоторые называют ее частью “глубинного государства”), которая обеспечивает некоторую оперативную согласованность от администрации к администрации, но решающее руководство для каждой администрации обеспечивается политическими назначенцами. В отличие от двух десятилетий последовательной разработки и реализации политики в России, Соединенные Штаты за один и тот же период времени стали свидетелями четырех смен администраций, каждая из которых имела радикально иной подход к управлению, чем ее предшественница.
Сфабрикованное Повествование
Единственная согласованность между администрациями заключается в необходимости создания повествований, используемых для умиротворения внутреннего электората в отношении политики, связанной с национальной обороной и, как следствие, оборонной промышленностью. Здесь демонизация России сыграла большую роль в определении оборонных потребностей США и, как следствие, в приобретении оружия.
Ни одна администрация не доверяла американской общественности участвовать в национальном диалоге, основанном на фактах, об “угрозе”, исходящей от России, и, как следствие, о сохраняющейся потребности в НАТО. Главная причина этого в том, что, если бы факты были представлены четко, ни один американец не смог бы поддержать продолжение НАТО и, следовательно, не поддержал бы возвышение России как угрозы, достойной сотен миллиардов долларов наших налогоплательщиков.
Таким образом, Соединенные Штаты могут создать класс пристрастных “экспертов” по России, единственная претензия которых на реальную экспертизу заключается в способности соответствовать повествованию, предназначенному для дальнейшей лжи, в отличие от поиска правды. Прошли те времена, когда у власти стояли магистры русистики, такие как бывший посол США в Советском Союзе Джек Мэтлок.
Даже когда США выпустили квалифицированного российского эксперта в академических кругах, такого как покойный Стивен Коэн, основные средства массовой информации отрицали его истинный опыт, либо заглушая его послание в море русофобской пропаганды, извергаемой его оппонентами, либо просто игнорируя его. Вместо этого мы получаем ученых Майкла Макфола, Фиону Хилл и Андреа Кендалл-Тейлор, чья единственная претензия на актуальность заключается в их коллективном восприятии Путина как олицетворения всего, что беспокоит Россию в современном мире.
Зависимость Америки от этого низшего класса эрзац-российских специалистов создала врожденный дефект в принятии решений по национальной безопасности США, который лучше всего выражается в виде вариации цикла OODA Джона Бойда. Бойд, известный летчик-истребитель, утверждал, что может сбить любого противника в течение сорока секунд из невыгодной позиции, используя цикл принятия решений, который он назвал “Петлей OODA ” (для наблюдения, Ориентации, принятия решений, действий). Короче говоря, выполняя свой цикл принятия решений быстрее, чем противник, вы “проникли” в цикл принятия решений противника, заставив его реагировать на вас и тем самым гарантировав их гибель.
Цикл OODA был адаптирован различными непилотными организациями и организациями, от морской пехоты США до бизнеса, в качестве модели для повышения операционной эффективности. Хотя ни Министерство иностранных дел России, ни Государственный департамент США не приняли эту теорию, она может быть использована в качестве средства сравнительного анализа при оценке эффективности соответствующих циклов разработки и реализации политики.
Три Этапа
Путин на своей пресс-конференции в декабре 2021 года. (Скриншот/YouTube/RT)
С точки зрения наблюдения, основной задачей является сбор данных с использованием всех возможных ресурсов. С российской точки зрения, когда речь заходит об Украине и НАТО, Россия была сосредоточена на политике НАТО, как выраженной, так и осуществляемой, когда речь заходит о ее расширении на восток и применимости такого расширения к Украине. Данные, собранные Россией, основаны на фактах и исключительно сосредоточены на рассматриваемой проблеме, которая представляет собой потенциальную угрозу, которую представляет для России членство Украины в НАТО.
США, однако, с их ориентированным на Путина подходом, фокусируются на личности российского президента, без каких-либо попыток сопоставить наблюдаемые действия с чем-либо, напоминающим реальную политику. Собранные данные представляют собой разновидность таблоидов, в которых основное внимание уделяется позированию, манерам и возможностям фотографирования.
Хотя Путин действительно предоставляет множество данных в форме выступлений и расширенных сессий вопросов и ответов для прессы, анализ, проведенный на основе этих возможностей, редко идет глубже, чем превращение презентации российского президента в карикатурное изображение зла.
Следующая фаза, ориентация, определяется данными, собранными на этапе наблюдения. Здесь русские могут, так сказать, приблизить центры тяжести США/НАТО — то, что заставляет трансатлантический альянс работать, и то, что может вызвать проблемы.
Здесь Россия предсказала возможные варианты политики, которые НАТО может проводить в ответ на широкий спектр политических стимулов со стороны России, и разыграла каждый из них, чтобы найти ряд действий и возможностей реагирования, которые наилучшим образом соответствуют целям российской политики.
США, однако, продолжают сосредотачиваться на Путине, публикуя материалы в книгах, статьях и телевизионных форматах, которые нападают на характер российского президента, одновременно очерняя Россию как нацию (“Россия-это не что иное, как заправочная станция, маскирующаяся под страну”, похоже, популярная насмешка.) Создавая ложное повествование, построенное вокруг абсолютной природы квазидиктаторского государства Путина, американцы убаюкали себя ложным чувством самодовольства, основанным на понятии импульсивности Путина, которую по самой своей природе невозможно предсказать и, как таковую, невозможно сдержать с помощью превентивных мер.
Третий этап, принятие решения, имеет первостепенное значение. Здесь россияне, собрав данные, оценив их ценность и сформулировав на их основе варианты политики, выбирают вариант, который наилучшим образом соответствует их политическим целям. Они контролируют график и, как таковые, могут выделять ресурсы, достаточные для выполнения задачи.
Американцы, по сравнению с этим, продолжают заниматься бизнесом по унижению русских и их президента продуктами, предназначенными для внутреннего потребления и, как таковые, практически бесполезными в реальности.
Заключительная фаза, действие, - это когда пресловутая резина встречается с дорогой. Здесь русские инициировали процесс, который не только позволяет им действовать в выбранное ими время и в выбранном месте, но и позиционировать себя так, чтобы немедленно начать следующий цикл цикла ООДА, установив соответствующие датчики для сбора данных о любой потенциальной реакции Америки, чтобы можно было быстро подготовить новые варианты решений и действовать в соответствии с ними.
Американцы, между тем, предупреждены о потенциальном кризисе только благодаря действиям русских. Американцы инициируют свой собственный процесс наблюдения, но их механизм сбора данных, столь прочно укоренившийся в личности Путина, не обращает внимания на сложность и многослойность действий России.
Россия, вооруженная роскошью времени и инициативы, может изолировать действия Америки по мере их осуществления, начиная процесса действия-реакции, который контролирует Россия.
Короче говоря, если бы нынешнее дипломатическое взаимодействие между США и Россией по поводу Украины было собачьей дракой, американцы были бы сбиты русскими в течение сорока секунд, гарантированно.
Россия не просто действует внутри американского цикла принятия решений - они контролируют его.
Пропагандируемое Соответствие
В то время как окончательная ответственность за плохую политику лежит на старшем руководителе политики — президенте США, нет сомнений в том, что сменявшие друг друга президентские администрации плохо обслуживались нынешним поколением американских кремлинологов в лице Макфола, Хилла, Кендалл — Тейлор и других, которые сделали Путина эталоном того, что считалось русскими исследованиями.
Короче говоря, до тех пор, пока ваше мировоззрение о России соответствовало путинским нападкам, вас приветствовали в клубе; однако, если бы кто-то решил использовать более тонкий, основанный на фактах подход к российским исследованиям, который выходил за рамки личности российского президента и исследовал сложность России после холодной войны, власть имущие в правительстве, научных кругах и средствах массовой информации отправили бы вас в мусорное ведро значимости.
Каждый американский гражданин должен осознать, что эти рабские слуги пропагандируемого конформизма плохо служили ему, и потенциальное последствие их коллективной неудачи — война — смотрит нам всем в лицо.
Если мы сможем выйти из этих трудных времен целыми и невредимыми, то только потому, что русские, а не Байден, выбрали политический путь, который обладал жизнеспособным дипломатическим преимуществом.
И если нам так повезет, то практикующие этот путинский психоз —Макфол, Хилл, Кендалл-Тейлор и им подобных — должны быть выделены за их соответствующую роль в том, чтобы привести Америку в такое политическое место, и относиться к ним соответственно-больше никаких синекур, больше доступа, больше доверия.
Скотт Риттер-бывший офицер разведки Корпуса морской пехоты США, который служил в бывшем Советском Союзе, выполняя договоры о контроле над вооружениями