МС-21: в Новочеркасске разработали оборудование для выкладки сухого углеволокна
новая дискуссияНовость1.605
ЦитатаМС-21: в Новочеркасске разработали оборудование для выкладки сухого углеволокна 14.02.2022
В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова в Новочеркасске создано роботизированное оборудование для производства преформ деталей из композиционных материалов. Опытно-промышленный автоматизированный комплекс может применяться в авиастроении для производства изделий из композитов, в том числе для выкладки силовых элементов крыла самолёта МС-21. Об этом рассказали в пресс-службе НПИ.
Над разработкой оборудования под руководством профессора Владимира Маринина работает коллектив учёных Научно-исследовательского института вычислительных, информационных и управляющих систем университета.
Решая поставленную заказчиком задачу, учёным новочеркасского политеха пришлось в условиях жёстких ограничений по времени с нуля создать первый отечественный комплекс для автоматизированной выкладки такого плана: разработать конструкцию выкладочного механизма и специальное программное обеспечение для управления комплексом и автоматизации подготовки программ выкладки. Оборудование позволяет выполнять выкладку сухого углеродного материала одновременно 12 потоками с независимой подачей и обрезкой каждой ленты. Комплекс, интегрированный с промышленным роботом KUKA, по техническим характеристикам показал производительность выкладки материала на плоских деталях до 6 кг/час при скорости выкладки до 45 метров в минуту. Как рассказали в пресс-службе НПИ, этот результат значительно выше, чем было указано в техзадании.
Силовые элементы крыла самолёта МС-21: лонжероны 1 и 2, верхняя и нижняя панели со стрингерами – представляют собой длинномерные интегральные конструкции, которые изготавливаются методом вакуумной инфузии из предварительно выложенного на оснастке сухого углеволокна «Роболен 200». Сложность задачи создания автоматизированного комплекса для выкладки сухой ленты заключается в том, чтобы слои ленты не смещалась в процессе выкладки. Эта задача была решена в Ульяновске специалистами АО «АэроКомпозит» в тесном сотрудничестве с зарубежными производителями технологического оборудования.
Как отметил ректор НПИ Юрий Разорёнов, создание автоматизированного выкладочного комплекса – это новый этап в развитии научной школы университета. «Мы планируем продолжать эту работу и выходить на новый уровень: от создания единичных опытно-конструкторских разработок переходить к запуску линий таких роботизированных комплексов, которые можно будет использовать и в ОПК, и в гражданских отраслях промышленности», – сказал Юрий Разорёнов.
По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, НПИ, который на конкурсной основе выиграл заказ на изготовление опытного образца роботизированного комплекса, – это вклад в будущее. «В условиях усиливающейся мировой конкуренции создание первого в России оборудования такого плана – сверхактуальная задача, которую вуз решил в интересах ГК Ростех. Это будущее для авиастроения всей страны», – отметил министр.
9 февраля «АэроКомпозит» разместил сообщение о заинтересованности в проведении НИОКР по теме «Моделирование коробления лонжеронов консоли крыла самолёта МС-21». По итогам НИОКР исполнитель должен предоставить электронные модели формообразующей поверхности оснастки для изготовления лонжеронов консоли крыла MC-21.
Это очень крутое достижение! Потихоньку импортозамещаем не только материалы, но и высокотехнологичное роботизированное производственное оборудование.
Для МС-21 используются биндерная лента ACM BE-C180UD производства компании "Препрег-СКМ", сверхпрочные углеродные волокна UMT 49S, UMT 42S и UMT 290 на основе отечественного ПАН-прекурсора производства "UMATEX" (предприятие Госкорпорации «Росатом»), углеродная лента Роболен-200 производства НПО "Унихимтек", высокотемпературное эпоксидное связующее Т26 производства "ИТЕКМА" и другие современные российские композиты.
ЦитатаЭто очень крутое достижение! Потихоньку импортозамещаем не только материалы, но и высокотехнологичное роботизированное производственное оборудование.
Как я понял из видео: "Рука" там от КУКА, а инструмент (бандура с черными катушками, которая выкладывает полосы вплотную друг к другу, обезает, прижимает и т.д.) и програмное обеспечение для управления (генерации кода) станком своё.
Цитата: BUR от 15.02.2022 00:07:50Как я понял из видео: "Рука" там от КУКА, а инструмент (бандура с черными катушками, которая выкладывает полосы вплотную друг к другу, обезает, прижимает и т.д.) и програмное обеспечение для управления (генерации кода) станком своё.
Хорош гундеть. KUKA - кетайцы, а не пендосики какие-нибудь. Стратегия развития станкостроительной промышленности РФ до 2035 года принята в конце 2020 г. Че, будем ждать ее завершения, или уж пока на богомерзких иностранных манипуляторах МС-ки поделаем?
Цитата: Максимыч от 15.02.2022 09:24:49Хорош гундеть. KUKA - кетайцы, а не пендосики какие-нибудь. Стратегия развития станкостроительной промышленности РФ до 2035 года принята в конце 2020 г. Че, будем ждать ее завершения, или уж пока на богомерзких иностранных манипуляторах МС-ки поделаем?
...2035 год. И в самолётах, и в оборудовании абсолютно всё российского производства. До последнего винтика, резиночки, проводка. Но в комментариях продолжают искать иностранное: - А вот оператор у станка стоит. Рубашечка,рубашечка то у него турецкая!
Цитата: Нуриэль Рубини от 15.02.2022 12:14:13...2035 год. И в самолётах, и в оборудовании абсолютно всё российского производства. До последнего винтика, резиночки, проводка. Но в комментариях продолжают искать иностранное: - А вот оператор у станка стоит. Рубашечка,рубашечка то у него турецкая!
Цитата: Максимыч от 15.02.2022 09:24:49Хорош гундеть. KUKA - кетайцы, а не пендосики какие-нибудь. Стратегия развития станкостроительной промышленности РФ до 2035 года принята в конце 2020 г. Че, будем ждать ее завершения, или уж пока на богомерзких иностранных манипуляторах МС-ки поделаем?
Какого-такого пафоса? Пишу же, сермяжная правда, рука - от KUKA. Удивлен, что Вы пополнили ряды нытиков, которым с какого-то ляда Родина должна обеспечить научно-техническое совершенство в любой предметной области. Немедленно! А иначе барин брезгливо топорщит ноздрю-сс. Подвели, холопы, не выдали на гора шедевр не имеющий аналогов. Пойдите да сделайте. Без лишнего пафоса
Цитата: Максимыч от 15.02.2022 14:30:22Какого-такого пафоса? Пишу же, сермяжная правда, рука - от KUKA. Удивлен, что Вы пополнили ряды нытиков, которым с какого-то ляда Родина должна обеспечить научно-техническое совершенство в любой предметной области. Немедленно! А иначе барин брезгливо топорщит ноздрю-сс. Подвели, холопы, не выдали на гора шедевр не имеющий аналогов. Пойдите да сделайте. Без лишнего пафоса
Я и делаю. Без пафоса. Только мою отрасль, как раз, убивают китайцким импортом с импортозаместительными наклейками. Да и в других отраслях не лучше. Узер написал бы, что сделали устройство выкладки и никто бы слова не сказал. И рука Куки была бы к месту. А так, получаеца лютая заявка про комплекс и на самом видном месте Кука. На моей памяти, круче только осцыллограф с наклейкой АКИП, и экранным лейблом Owon. Неужели самим не стыдно такую дичь постить?
Цитата: Максимыч от 15.02.2022 14:30:22Какого-такого пафоса? Пишу же, сермяжная правда, рука - от KUKA. Удивлен, что Вы пополнили ряды нытиков, которым с какого-то ляда Родина должна обеспечить научно-техническое совершенство в любой предметной области. Немедленно! А иначе барин брезгливо топорщит ноздрю-сс. Подвели, холопы, не выдали на гора шедевр не имеющий аналогов. Пойдите да сделайте. Без лишнего пафоса
Нет, вы ничего таким как mse не докажете. Бесполезно. Так и будет бегать и гадить, выискивая во всём негатив и презрительно фыркая. Ему уже подробнейшим образом объяснили, что главное в новости - новый полностью российский роботизированный механизм укладки углеволокна, разработанный с нуля, а он всё равно продолжает докапываться до китайского манипулятора, на котором проходит испытания прототип выкладочного механизма. Если бы вместо "Kuka" был бы какой-нибудь "Роботех", то он начал бы ныть про иностранные моторчики или процессоры. Если бы там были российские моторы и процессоры - всё равно нашёл бы до чего придолбаться и затянуть плач ярославны про "тухлую перемогу". ...
В комментариях к любой новости про достижения российских учёных обязательно находится какой-нибудь хохол или оппозиционер или просто всезнающий нытик вроде слесаря Полесова из 12 стульев, который с умным видом начинает поливать грязью достижение, докапываясь до второстепенных мелочей, не имеющих отношения к новости. А если докопаться больше не к чему - они начинают размахивать каким-нибудь левым осциллографом. Ему говоришь "у нас разработали и произвели целое сложное устройство, которое по характеристикам превосходит импортные аналоги", а он в ответ набрасывает что это всё ерунда, вот в каком-то там мутном осциллографе дескать только наклейку переклеяли, значит и тут дерьмо, а не достижение. Спорить с ними бессмысленно, только загадят всю ветку осциллографами и всепропальным нытьём.
Про таких очень хорошо написали Ильф и Петров:
Цитата— Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать это все будет!.. Мрак! А остальные моторы — харьковская работа. Сплошной Госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел... Гениальный слесарь раздраженно замолк. Его черное лицо блестело на солнце. Белки глаз были желтоваты. Виктор Михайлович Полесов был не только гениальным слесарем, но и гениальным лентяем. Среди кустарей с мотором, которыми изобиловал Старгород, он был самым непроворным и наиболее часто попадавшим впросак. Причиной к этому служила его чрезмерно кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. ... Стоя у колодца, гадалка и слесарь-энтузиаст продолжали беседу.
— При наличии отсутствия пропитанных шпал, — кричал Виктор Михайлович на весь двор, — это будет не трамвай, а одно горе! — Когда уже это все кончится, — сказала Елена Станиславовна, — живем, как дикари. ...
На площадке последнего вагона стоял неизвестно как попавший в число почетных гостей Виктор Михайлович. Он принюхивался к мотору. К крайнему удивлению Полесова, мотор выглядел отлично и, как видно, работал исправно. Стекла не дребезжали. Осмотрев их подробно, Виктор Михайлович убедился, что они все-таки на резине. Он уже сделал несколько замечаний вагоновожатому и считался среди публики знатоком трамвайного дела на Западе. - А воздушный тормоз работает неважно, - заявил Полесов, с торжеством поглядывая на пассажиров, - не всасывает. - Тебя не спросили, - ответил вагоновожатый, - авось без тебя засосет.
Если бы не mse, я бы и не узнал что рука ещё Китайская (пока). Вы Юзер как мой батя - я ему хорошую новость про Ансант и Ка-226, что в этом году вертолёетов 311 штук наклепать (всего всех моделей) планируют и Ансанты там в товарных количествах, но с уточнением, что движки на них ещё пока Американские и Французские на ка-226, а он мне "что ты тут цепляешься? Упаднические настроения разводишь. Наши и лучше могут ...". Обижается. Хотя, на правду и не стоит. Не ищите во всех собеседниках врагов.
В новости черным по белому написано, что используется манипулятор KUKA. Это же первый опытный прототип. Но риторика у mse сразу была в стиле "Хорош тухлого пафоса поддавать. А то что не перемога, так отечественный осцыллограф АКИП."
Зачем он сюда притащил свой "осцыллограф АКИП"? Намекает на то, что и ученые НПИ якобы на самом деле ничего не делали, а только переклеивали ярлычок? Так это неправда, и он это знает. В реальности проделана очень большая работа, создано с нуля уникальное российское роботизированное оборудование высокой сложности. Но mse равно зачем-то гневно набрасывает на вентилятор про "осцыллограф".
И ваш комментарий "я бы и не узнал что рука еще Китайская" туда же. Это как под новостью про создание нового комплекса Ярс-С кто-то начал бы ныть про минские шасси, и другой ему вторил бы "вот молодец, я бы и не знал, что там не наше шасси". Хотя новость была вовсе не про шасси, а про крутую баллистические ракету, а нытьё про шасси - не более чем попытка зафлудить тему и принизить важность достижения.
Изначально практически весь комплекс производства углепластикового крыла МС-21 был на основе импортного сырья и импортного оборудования, этого никто не скрывал: - импортное углеволокно - импортные связующие - импортный выкладочный механизм - импортное программное обеспечение - импортная рука
Не импортной была разработанная в России конструкция крыла, место производства, российские инженеры, а также впервые примененная для таких объектов инфузионная технология:
ЦитатаИтак, в качестве основного направления была выбрана инфузионная технология. Как я уже упомянул, для России эта технология новая и неизведанная. И, несмотря на то, что в мире она существовала и ранее, ещё никто не использовал её в промышленных масштабах, а тем более для изготовления крупных авиационных конструкций. Эта технология подразумевает использование сухих материалов, как правило, «угольных» и отдельно связующего вещества (смолы).
Технология предполагает 2 этапа. На первом этапе изготавливается, так называемая, “преформа” - сухие материалы укладываются на оснастку, формируется герметичный «мешок», из которого откачивается воздух, после чего происходит формование в термопечи.По специально разработанному в лаборатории графику, с определенной скоростью и по определенным параметрам происходит нагрев, выдержка и охлаждение. А на втором этапе собирается уже «боевой мешок» с этой прессованной и сформированной деталью и производится её пропитка смолой за счет вакуума – изделие помещается в специальную печь и «запекается» при температуре. При этом из вакуумного мешка откачивается воздух и одновременно, за счет разряжения происходит равномерное пропитывание смолой.
Это и есть, так называемая, “инфузионная технология”, которую здесь отрабатывают на различных элементах, начиная от самых тоненьких панелей в 3-4-5 слоев и до полномасштабных изделий. «Мы пытались понять, какую толщину панели можем сделать, чтобы она отвечала всем прочностным требованиям. В итоге мы получили панели со стабильными характеристиками от 2 до 25 мм, которые, по расчетным данным, соответствуют всем нормативам», говорит Алексей Слободинский. Помимо изготовления самих панелей и образцов, как таковых, здесь отрабатывают все элементы, которые входят в производственный цикл. Начиная от входного контроля материалов, раскроя материалов с использованием лазерной техники, выкладки преформы, сборки «боевого мешка» и проведение самого цикла инфузии, с использованием термо-инфузионного комплекса. Многие вопросы изначально были очень сложны, так как не было ни практики, ни учебников, и все приходилось делать «с листа». Иностранцы тоже не спешили делиться своими секретами. Например, долго не могли сделать выкладку ткани, чтобы слои материала не рассыпались в разные стороны. В технологии с препрегом, когда волокна материала уже пропитаны связующим веществом, таких проблем нет. В данном же случае материал сухой. ...
Лабораторные испытания и исследования послужили подтверждением правильности выбора инфузионной технологии. В Европе до сих пор не пришли к такому решению, чтобы консоль крыла делать композиционной по этой технологии. В данном случае Ульяновск – первый завод в мире, где применяется инфузионная технология для изготовления силовых конструкций крыла самолета.
Преимущества этой технологии показали и испытания. В итоге, как минимум не проиграли в прочностных характеристиках, а если говорить об экономических и технических показателях, то инфузионная технология дешевле, в том числе и с точки зрения энергоемкости. Автоклав – устройство достаточно сложное, которое требует дополнительного обеспечения безопасности, поскольку там используются высокое давление и высокая температура.
https://www.aex.ru/d…3/19/2205/ Роботизированную установку для сухой выкладки портального типа, на которой изготавливают панели крыла, поставила испанская MTorres.
Компания MTorres стала одним из ключевых участников процесса выбора материала, так как эта испанская компания много экспериментировала с различными вариантами машинной укладки сухого волокна. Несмотря на то, что у неё уже был значительный опыт, полученный в 2009 году при разработке лопастей из стеклоткани для ветряков Gamesa, в 2012 году был подписан контракт с «АэроКомпозитом» на разработку оборудования для автоматизированной выкладки сухого углеволокна, что представлялось гораздо более сложной задачей. Композитные изделия обычно состоят из нескольких слоёв углеволокна с разными углами ориентации – такая укладка ткани необходима для оптимизации устойчивости к нагрузке по различным направлениям, так как композитное крыло в процессе эксплуатации самолёта подвергается воздействию комплексной внешней нагрузке, которая работает и на сжатие, и на растяжение, и на скручивание.
«Сухой материал, в отличие от препрегов, по определению не пропитывается какой-либо смолой, и таким образом, легко перемещается из положения, в которое был уложен, – объясняет директор по продажам MTorres Хуан Солано. – Наша задача состояла в том, чтобы каким-то образом зафиксировать материал для точной автоматизированной выкладки и убедиться, что он не меняет своего положения в дальнейшем».
Для решения этой задачи был использован очень тонкий слой термопластика в качестве связующего элемента для удержания волокна на месте. Г-н Солано рассказывает, что для активирования связующего слоя MTorres разработал теплоотводящее устройство, размещаемое в головной части преформы и обеспечивающее минимальную способность к прилипанию. Это решение сделало жизнеспособным автоматизированный процесс выкладки. https://aviation21.r…ym-krylom/
Тут с 11:18 по 11:30 показан принцип работы испанского выкладочного механизма фирмы MTorres:
.
Хорошо видно, что он крепится даже не к универсальному 6-осевому роботу-манипулятору (которые очень массовые и относительно недорогие), а к специально разработанной подвижной платформе. Причем он не сильно гнется в стороны, поэтому всю заготовку под этим механизмом иногда приходится дополнительно вращать, что тоже сильно усложняет и удорожает роботизированные стенд. Если инженерам из НПИ удастся разработать выкладочный механизм, который можно будет использовать с обычной рукой-манипулятором, то вообще круто. Сразу резко снизится себестоимость производства.
...
Аналогичную технологию (и тоже испанский выкладочный механизм MTorres) используют при производстве углепластикового крыла Airbus A350:
.
Насколько я могу видеть, в отличие от МС-21 там не 12 отдельных тонких углепластиковых нитей (которые удобно использовать на сильно изогнутых поверхностях), а единые разогретые толстые ленты.
Производятся углепластиковые части крыла A350 в Германии на заводе Аэробус-Верк Штаде, однако немцы не стали заморачиваться с разработкой и производством собственного робота и используют готовое испанское оборудование. То есть на немецком заводе полностью импортное производственное оборудование и они не жужжат, не ноют, работают и гордятся выпускаемой продукцией.
...
Подробное видео или фоторепортаж про то, как производят углепластиковое крыло для Boeing 787, я с ходу не нашёл. Знаю лишь, что сами США с этой задачей не справились и все черные крылья до сих пор делаются в Японии, на заводе Mitshubishi в Нагое, а затем на Dreamlifter'ах перевозят в Америку.
На тех немногих фотках из Японии, что я нашел, в основном показан ручной труд, какие там роботы используются японцы не показывают:
Потом мы стали постепенно импортозамещать всё остальное. Сначала импортозаместили связующее ("Унихимтек"), потом импортозаместили углеволокно ("Алабуга-Волокно"), потом начали импортозамещать даже роботизированный выкладочный механизм ("НПИ"), ПО, остаётся рука (но и то уже разрабатываются российские аналоги, см. выше).
Через годик будет в серийном выпуске так: + российское углеволокно + российское связующие + российский выкладочный механизм + российское программное обеспечение - импортная рука (возможно через пару лет заменят и ее).
И это огромное достижение, особенно учитывая сжатые сроки.
Вот про что речь. А так то, конечно, можно при желании докопаться к руке и поныть, что не сделали всё сразу как барину угодно.
Юзер, да успокойтесь уже. Хватит вываливать горы информации без ката, чтобы "опровергнуть" то, что опровергать не надо. Съешьте таблетку, что ли. Выкладыватель стоит на китайской руке, mse прав. mse не сказал, что все полимеры просраны. Вам указали на неточность, а не обвинили в чем-либо
Читай внимательнее. В новости чёрным по белому написано: "Комплекс, интегрированный с промышленным роботом KUKA". Но чукча не читатель и решил поумничать.
И дураку ясно, что под новым отечественным роботизированным оборудованием понимается разработанный НПИ автоматический выкладочный механизм для укладки углеволокна, который раньше был импортным (испанским), а теперь появляется возможность его импортозаместить. Какая там рука используется во время испытаний прототипа - без разницы, это просто взаимозаменяемое шасси. В серийных образцах подвижная платформа для перемещения выкладочного механизма может быть совсем другой, в т.ч. отечественной (см. ниже производителей промышленных роботов в РФ). Суть уникального изобретения - в сложном и дорогом роботизированном механизме укладки углеволокна, а также программном обеспечении для него.
Цитата: mse от 15.02.2022 13:08:52Хорош тухлого пафоса поддавать. А то что не перемога, так отечественный осцыллограф АКИП.
Чего разнылся опять? Ты или совсем не понял смысл новости или тупо придираешься ради придирки. Это тоже самое, что назвать самолёты МС-21 и ЛМС-901 американскими, потому что их опытные прототипы совершили первый полёт с американскими двигателями. Или как назвать вертолёты Ка-62, Ка-226.54 "Альпинист" французскими, потому что их прототипы совершили первые полёты на французских движках. А то, что для МС-21, ЛМС-901, Ка-62 и Ка-226.54 уже разрабатываются новые российские двигатели ПД-14, ВК-800СМ, ВК-1600В и ВК-650В (и даже сертифицируются в случае с ПД-14) - это типа неважно? Или как новые ПГРК Ярс-С называть белорусскими потому что там используется шасси МЗКТ (КамАЗ-7850 пока в разработке), или как спутники ГЛОНАСС называть французскими, потому что там применялись французские электронные компоненты (первые 2 спутника Глонасс-К2 с российской элементной базой запустят в этом году).
Если бы мы ждали пока доделают и испытают все перечисленные двигатели, то данные самолёты и вертолёты до сих пор не поднялись бы в воздух. А так к появлению российских двигателей они уже будут испытаны и сертифицированы, все детские болячки планера, шасси, авионики, топливной аппаратуры и т.д. будут выловлены и исправлены.
...
Аналогично действуют и китайцы. Первый полёт их транспортного самолёта Y-20 состоялся в 2013-м году с российскими двигателями Д-30КП-2. И все первые серийные машины тоже выпускаются с Д-30КП-2. По контрактам 2011 и 2016 годов Китай купил у России 184 и 224 таких двигателей соответственно, суммарно 408 шт. Вот уж китайские всепросральщики наверное вопили про то, что самолёт то на самом деле не китайский, а российский.
Однако, в 2020 года начались лётные испытания Y-20 с новыми китайскими двигателями WS-20:
Их серийное производство планируется запустить к 2025 году. Соответственно, если бы китайцы ждали появления своих собственных движков, то получили бы свой транспортник на 10-12 лет позже. А так, к началу выпуска WS-20 у Китая уже будет полностью испытанный и доработанный Y-20.
С новостью про полностью российский 12-поточный выкладочный механизм от НПИ Платова с отечественным лазерным модулем для запекания слоёв и с полностью российским программным обеспечением - ещё более интересная ситуация.
Дело в том, что роботов-манипуляторов в мире выпускают десятки компаний, выбирай любой, даже если будут какие-то санкции - всегда есть чем заменить. А вот сверхточные выкладочные роботизированные установки для производства углепластиковых крыльев - уникальный продукт, который производят считанные компании в мире, хотя бы потому что эти самые крылья могут производить тоже считанные компании в мире. И в случае каких-то санкций у того же Китая такую установку уже не купишь, Китай банально не умеет их делать.
ЦитатаУникальный комплекс для авиастроения донских ученых заменил зарубежные аналоги 10.02.2022
Ученые из Новочеркасска создали уникальный комплекс. Подобная роботизированная система - первая в стране. Эта разработка в автоматическом режиме выкладывает углеродное полотно любой формы и масштаба. Планируется, что техническая новинка будет широко использована для производства деталей авиационной техники.
Эта серия картин соткана из тончайшей углеродной нити. Четкий рисунок, идентичные линии и стыки между деталями - точность для человека непостижимая. Высокотехнологичную картину плетет робот. Отечественный механизм способный создавать полотна любой сложности, размера и формы. «У нас выкладочная голова разработана на 12 потоков, 6 с одной стороны подается, и 6 - с другой. Разработаны с собственной системой подачи, обрезки материала, прикаточное устройство», - говорит ведущий научный сотрудник НИИ вычислительных, информационных и управляющих систем ЮРГПУ (НПИ) Александр Савин. Углепластиковые листы, которые может создавать новочеркасская машина, используют в авиапромышленности. Подобными выкройками обшивают фюзеляжи и крылья самолетов. Технологией воспользовались и отечественные конструкторы. Например, при создании нового российского среднемагистрального самолета МС-21. Но до сих пор своих станков для решения подобных задач в России не было. Проблему импортозамещения решили инженеры ЮРГПУ.
«Нужно было построить и уложить материал нужным образом, с нужной геометрий, обеспечить хорошее прилегание всех отдельных ленточек. Уложить не один, а несколько слоев и обеспечить их запекание лазером. Подобным образом формируется внешний облик этого изделия, которое потом пропитывается специальными связующими в вакуумных автоклавах и получается готовое изделие», - говорит директор НИИ вычислительных, информационных и управляющих систем ЮРГПУ (НПИ) Владимир Маринин. Комплекс по техническим характеристикам уже превосходит в производительности зарубежные аналоги. К примеру, французское оборудование работает со скоростью до 30 метров в минуту. Донская разработка может плести больше двух с половиной километров композитной ткани в час. А еще, по словам разработчиков, значительно снижает стоимость промышленного производства.
«В условиях мировой конкуренции, когда существуют определенные санкции между государствами, это сверх актуальная история. Потому что заказчик Ростех с точки зрения своих авиационных предприятий - будущее для авиастроения. И по сути, это такой первый прецедент в Российской Федерации и не только у нас», - говорит министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. Проект уникальный, он полностью состоит из отечественных разработок. Так, приложение, которое управляет процессом, тоже написано программистами Южно-Российского политехнического университета. Ноу-хау ЮРГПУ можно использовать не только в авиастроении, но также и в ракетной промышленности.
То есть наша установка ещё и в 1,5 раза более производительная чем французский аналог (45 м/мин у нас против 30 м/мин у французов), и с более низкой себестоимостью производства.
И вообще, речь идёт про первый опытный прототип выкладочного механизма! Не всё ли равно на каком манипуляторе его испытывать? Задание институту было изготовить сам выкладочный механизм (он очень и очень сложный, высокотехнологичный) и ПО для него, а не руку, саморезы, операционную систему, процессор для компьютера и всё остальное. Если бы институт ещё и роботизированную руку делал своими силами с нуля, потребовалось бы ещё несколько лет.
Теперь про роботы. На самом деле, роботы-манипуляторы производят много фирм в мире, особенно в Японии и Китае:
Япония - Fanuc, DENSO, Nachi, Omron, Seiko Epson, Okura, Toshiba, Daihen, Fuji Ace, Yaskawa, Kawasaki, Motoman, Panasoniс Китай - Kuka, Siasun, Estun, GSK, CRP, STEP, Efort, Anhui Honyen, Foxconn Германия - Kuka (китайцы купили компанию в 2017), Cloos, Reis Robotics Южная Корея - Hanwha, Hyundai Швейцария - ABB, Stäubli Дания - Universal Robots Италия - Comau Австрия - IGM Есть еще несколько более мелких.
Как видно, большая часть всех промышленных роботов в мире производится в Японии и Китае, небольшая часть в Южной Корее, Германии и Швейцарии. А во всех остальных странах - совсем маленькая доля. Даже на немецких и итальянских заводах нередко используют не свои роботы, а японские и китайские аналоги - так дешевле.
Практически все они подобрались к определенному технологическому потолку и очень похожи друг на друга по характеристикам (точность позиционирования, универсальность, производительность и т.д.). Различия в нюансах и в цене. На специализированных форумах полно тем "что лучше китайский робот или японский", потому что по функционалу и возможностям они идентичны, но китайцы дешевле.
.....
В России промышленных роботов производят компании "Роботех", "АРКОДИМ", "НормаИС", "Завод Роботов", "Рекорд-Инжиниринг", НПО "Андроидная техника", "БИТ Роботикс", "Aripix Robotic", "GRINIK Robotics", "Эйдос-Робототехника" и другие. А также над созданием промышленных роботов-манипуляторов идет работа в Пермском Политехе, ИТМО, технополисе "Эра".
Ближе всего к созданию полноценных промышленных 6-осевых роботов-манипуляторов подошли в компаниях "Роботех", "Эйдос", "Завод Роботов":
.
.
Сейчас эта область активно развивается в России.
Возможно, к 2023-2024 годам, когда начнется производство 12-поточного выкладочного механизма от НПИ Платова - к тому времени российские роботы-манипуляторы одного из перечисленных производителей будут ничем не хуже лучших аналогов от Kuka или Fanuc.
Но даже если на первых порах использовать китайский манипулятор, то всё равно важность новой разработки НПИ сложно переоценить. Всё же в Ярсе главное не шасси, а баллистическая ракета. Так и здесь - главное уникальное выкладочное устройство для точной укладки углеволокна. Раньше оно было полностью импортное, а теперь будет российское. А шасси для него всегда найдется - от российских или китайских производителей. В любом случае, постепенное импортозамещение идёт и это замечательно.