Куда мы идемМожно провести прямую линию между производством продовольствия в США в Первой мировой войне, созданием ФАО и ООН, продовольственной политикой США в холодной войне, вплоть до создания Всемирной торговой организации в январе 1995 года. В 1991 году Советский Союз рухнул сам по себе, и США внезапно наслаждались непревзойденным и однополярным моментом в мировой власти. ВТО закрепила геополитическую сельскохозяйственную политику США в глобальных торговых потоках. Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией росла по мере удешевления транспорта. Низкие тарифы позволили экспортерам продовольствия, таким как США, найти еще больше рынков для продажи.
Другими словами: глобальная сельскохозяйственная система в том виде, в каком она существует сегодня, является проявлением 100 - летней геополитической конкуренции. Это работает, когда все страны соглашаются покупать – то есть это работает, когда протекционизм дискредитирован, торговля либерализована, а единая держава (в данном случае США) гарантирует безопасность мировой торговли. Это система для однополярного мира.
Конечно, это верно почти для каждого товара и производимого продукта в современном мире. Напряжение этой системы – п ричина, по которой производители автомобилей имеют дело с нехваткой полупроводников, и почему я до сих пор не получил новую посудомоечную машину, которую я заказал более года назад. Разница в том, что вы не едите микрочипы или приборы из нержавеющей стали. Нация может выжить, даже если цены на промышленные товары растут или если последняя модель Tesla опаздывает на рынок. Но нация не может пережить нехватку продовольствия.
Страх перед потенциальной нехваткой продовольствия также становится самореализующимся пророчеством, поскольку растущие цены на продовольствие и страхи перед поставками заставляют правительства принимать более протекционистские меры для защиты собственной безопасности поставок, усугубляя ситуацию для других стран.- Еще до российско-украинской войны такие страны, как Индонезия, Аргентина, Китай и Вьетнам, проводили протекционистскую продовольственную политику.
- Засуха поколений в некоторых наиболее важных сельскохозяйственных регионах Южной Америки и сбои COVID-19 уже сговорились отправить цены на продовольствие к новым рекордам – индекс продовольственных цен ФАО зафиксировал новый рекордный максимум в феврале... до начала войны.
Вот почему чем дольше длится российско-украинская война, тем больше прогибается мировая продовольственная система.- Россия является крупнейшим экспортером удобрений и третьим по величине экспортером зерновых в мире. Сама по себе она составляет 18% мирового экспорта пшеницы.
- Украина является важным экспортером пшеницы, кукурузы и ячменя, а также ведущим мировым экспортером подсолнечного масла.
- Россия уже объявила о временном запрете экспорта пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы до 30 июня.
- Украинские торговые порты были закрыты с начала войны, и неясно, смогут ли украинские фермеры посадить свои яровые культуры в этом году из-за продолжающейся и все более кровопролитной войны России в Украине.
Но прежде чем мы перейдем к мрачной и мрачной части шоу, давайте предложим хорошие новости. Мир находится на пороге очередной сельскохозяйственной революции.
- Вопреки всем величайшим предсказателям конца света последних нескольких столетий, от Фараона до Мальтуса и Эрлиха, мир продолжает находить способы увеличить производство продовольствия. Появление Интернета вещей, искусственного интеллекта и больших данных должно помочь еще больше, поскольку фермеры могут программировать удобрения и воду для кормовых культур в определенное время, чтобы уменьшить отходы и повысить урожайность.
- Редактирование генов должно помочь получить устойчивые к болезням и засухе культуры, а вертикальные фермы и синтетическое мясо предлагают уникальные новые возможности для увеличения производства при одновременном сокращении отходов. Глобальный голод, нехватка продовольствия, недоедание – все это решаемые проблемы.
Кроме того, хотя изменение климата создает уникальные проблемы для урожайности сельскохозяйственных культур, оно также создает потенциальные возможности. По данным ФАО, урожайность сельскохозяйственных культур из-за опустынивания, урбанизации и изменения климата значительно снизит возможную урожайность сельскохозяйственных культур в странах Африки к югу от Сахары и Азии. Однако это откроет новые возможности для Европы, Канады, Северной и Южной Америки. Части карты, выделенные красным цветом выше, также являются частями мира, где все еще происходит рост населения, что означает, что в определенном смысле видение мира Гувера все еще применимо. Если страны в зеленом хотят сохранить мир от развала, использование их сельскохозяйственного производства для питания населения в красном - верный способ предотвратить политические потрясения и десятки миллионов беженцев, которые могут уехать в поисках лучшей жизни.
Это хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что происходит обратное.
- По мере возникновения многополярного мира страны, зависящие от импорта продовольствия, накапливают продовольствие, защищают свою внутреннюю сельскохозяйственную промышленность и наращивают свой военный потенциал, чтобы защитить свой доступ к импорту продовольствия.
- Например, Китай, Япония и Южная Корея полагаются на импорт продовольствия для поддержания своего населения, и у них мало перспектив вырастить достаточно продовольствия, чтобы накормить свое население, не говоря уже о том, чтобы удовлетворить свои предпочтения.
- Как и в холодной войне, так и в предшествовавших ей мировых войнах, продовольствие не освобождается от глобальной геополитической конкуренции, и великие державы часто используют продовольствие в качестве рычага воздействия на потенциального соперника или даже в качестве оружия, чтобы заставить страны делать то, что они хотят.
Это особенно плохая новость для стран развивающегося мира, которые годами закупают продовольствие из-за рубежа. Возьмем, к примеру, Африку к югу от Сахары. Африка
содержит более 65% необработанных пахотных земель, оставшихся в мире сегодня, что эквивалентно примерно 600 миллионам гектаров земли. И все же Группа Африканского банка развития считает, что чистый импорт продовольствия в Африку будет
расти с $35 млрд 2015 до более чем $110 млрд к 2025 году, и что недоедание увеличится на 33% за тот же период времени. Причина довольно проста: сочетание роста населения, плохой политики, слабых политических институтов и ужасной инфраструктуры привело к тому, что Африка к югу от Сахары получила “всего 20-30% урожая
, возможного при оптимизированном управлении растениеводством и ресурсами”.
Кроме того, многие страны Африки к югу от Сахары сосредоточились на товарных культурах, таких как кешью, кофе и какао, а не на основных продуктах питания, необходимых их населению, в зависимости от импорта последних. Вот как должна работать свободная торговля – страны должны специализироваться на выращивании или производстве того, что у них лучше всего получается, и продавать эти продукты за границу и покупать то, что им нужно, с прибылью от этой торговли. Это приятная идея, но чем глубже спад глобализации в мире и чем больше многополярная геополитика выглядит как игра с нулевой суммой, тем хуже ситуация для тех стран, население которых растет не потому, что их география может справиться с населением такого размера, а потому, что они всегда могут рассчитывать на импорт чего угодно, что им нужно.
Крупнейшими импортерами российских зерновых являются Турция, Египет, Саудовская Аравия, Бангладеш, Азербайджан, Судан и Нигерия. Среди крупнейших импортеров украинских зерновых - Китай, Тунис, Египет, Индонезия и Пакистан. Это некоторые из стран, наиболее остро подверженных возникающему глобальному продовольственному кризису из-за российско-украинской войны. Однако за войной ждет полное разрушение глобальной продовольственной системы, которая создавалась столетие.
Конкуренция великих держав может получить все заголовки, но если вы действительно хотите понять, как меняется геополитика мира, углубитесь в тонкости и динамичные изменения, происходящие на мировых рынках удобрений и зерновых рынках. Именно здесь будет определяться будущее мира.