Иран сделал свою ТВС? http://www.atominfo.ru/news/air8042.htmГенеральный директор МАГАТЭ Мохаммад Эльбарадей подготовил свой последний иранский доклад. Инспектора международного агентства спустя год получили возможность вновь побывать на площадке исследовательского реактора IR-40 в иранском Араке. Американские аналитические центры разогревают интерес к происходящему у широкой публики, возвращаясь к обсуждениям давно минувших дней.
Фотография на память
Саму фотографию можно посмотреть здесь
http://www.isisnucle…st2009.pdf Известная, хорошо осведомлённая и профессионально квалифицированная неправительственная организация ISIS (Institute for Science and International Security), возглавляемая американцем Дэвидом Олбрайтом, задаётся вопросом - каким образом иранские атомщики сумели сделать первые топливные сборки для реактора IR-40, и не было ли у них добровольных помощников из-за рубежа?
Реактор IR-40 ("Иранчель") - первый реактор с ненулевой мощностью (40 МВт), спроектированный и строящийся силами иранского атомного сообщества. Это исследовательский, а не энергетический реактор. Он не будет производить электроэнергию, и его основная цель - расширить возможности Ирана по наработке радиоизотопов для медицины и промышленности.
Строительство реактора ведётся в окрестностях города Арак в центральном регионе страны вблизи завода по производству тяжёлой воды. Теплоносителем и замедлителем в реакторе выступает тяжёлая вода. МАГАТЭ было поставлено в известность о проекте IR-40 в 2004 году. США и другие западные государства требуют от Ирана отказаться от строительства реактора, опасаясь, что он может быть использован для получения оружейного плутония.
Поводом для анализа стала фотография, сделанная репортёрами иранского студенческого агентства ISNA, освещавших визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на топливный завод FMP в Исфахане. На ней на фоне высшего иранского руководства можно видеть кассету, выпущенную на заводе и, скорее всего, предназначающуюся для загрузки в активную зону реактора IR-40.
Эксперты ISIS считают, что кассета IR-40 выглядит "очень похожей" на топливные сборки для советских реакторов РБМК. Они приводят также слова неназываемых "осведомлённых официальных лиц", в которых содержатся прямые обвинения в адрес России.
Анонимные источники, с которыми контактировали представители ISIS, выдвигают следующую гипотезу. Якобы НИКИЭТ и "российская компания из Обнинска" предоставили иранской стороне технологии для реактора IR-40, в том числе, модифицировали кассету РБМК для использования в этом реакторе. Помощь россиян была прекращена в конце 90-ых годов под нажимом Соединённых Штатов.
Дела давно минувших дней
Анонимные информаторы, на которых ссылаются в ISIS, выстраивают свою версию о российском участии в IR-40 из старой и давно забытой истории о санкциях против НИКИЭТ, введённых американцами в одностороннем порядке в январе 1999 года.
Не вдаваясь в конкретику, в Вашингтоне заявили тогда, что ведущий российский институт сотрудничает с Ираном "в области производства тяжёлой воды". Между тем, тщательная проверка, выполненная компетентными органами России, показала, что оснований для столь далеко идущих обвинений у американцев нет.
Было установлено, что специалисты НИКИЭТ в 90-ых годах действительно провели по просьбе иранских коллег экспертизу концептуального проекта полупромышленной установки по производству тяжёлой воды, причём о техническом и рабочем проектах речи на тот момент не шло. Кстати, концепция установки оказалась основанной на публикациях в открытых западных источниках.
В сентябре 1998 года - то есть, ещё до введения санкций США - занимавший пост министра по атомной энергии Российской Федерации Евгений Адамов издал распоряжение, предписывающее НИКИЭТ прекратить все контакты с Ираном. Все специалисты института, потенциально представлявшие интерес для иранцев, добровольно подписали персональные обязательства не вступать в несанкционированные контакты с иранской стороной за всё время работы в НИКИЭТ и в течение, как минимум, пяти лет после своего ухода из института.
В июле 1999 года Минатом РФ дал положительное заключение по состоянию системы внутрифирменного экспорт-контроля в НИКИЭТ, а в сентябре того же года в институте с успехом прошёл российско-американский семинар по контролю за экспортом чувствительных ядерных технологий. Наконец, в июне 2001 года генпрокуратура России закрыла за отсутствием состава преступления уголовное дело, в рамках которого расследовались все имевшие место рабочие контакты между НИКИЭТ и иранскими атомными организациями.
Для урегулирования конфликта, в России и США была создана совместная комиссия - так называемая комиссия Адамова-Холума. Основным итогом её деятельности стало фактическое признание американцами необоснованности введения санкций против НИКИЭТ. В итоге, в 2004 году санкции были окончательно сняты.
Самый важный для нас вывод из этой истории - ни в одном из документов, опубликованных как в России, так и в США, не говорилось ни слова о сотрудничестве российского института с Ираном при разработке IR-40, и уж тем более, о якобы имевшей место модернизации кассеты РБМК для иранского реактора. Никаких следов, которые доказывали бы такое утверждение, не смогли обнаружить ни российские следственные органы, ни американские наблюдатели.
Ещё более удивительными выглядят предположения анонимных информаторов ISIS об участии в модернизации кассеты некоей "компании из Обнинска". Дело в том, что обнинские компании технологиями РБМК не владеют, и следовательно, не могут передавать их в третьи страны.
Две причины
Что же тогда изображено на фотографии, попавшей в руки экспертов ISIS? Не является ли она откровенной подделкой, смастерённой в Фотошопе или других аналогичных компьютерных программах?
Специалисты по фотоделу, за чьей консультацией обратилось электронное издание AtomInfo.Ru, считают, что фотография реальна. Конечно, иранские информационные агентства были ранее замечены в распространении фальшивок, но происходило это, в основном, при освещении военных мероприятий - например, при испытании новых образцов армейской техники. Однако в случае с атомными технологиями СМИ Исламской республики обязаны соблюдать предельную аккуратность, ведь все документы, касающиеся иранской атомной программы, попадают в итоге в руки МАГАТЭ.
Более вероятным, по мнению экспертов, выглядит версия о том, что иранскому президенту и сопровождавшей его прессе могли показать макет, а не настоящую топливную сборку с делящимся материалом. Подтверждать или опровергать такое предположение - это право и обязанность инспекторов МАГАТЭ. Если в сборке на исфаханском заводе есть уран, то данные об этом должны быть включены в регулярный отчёт Ирана для МАГАТЭ об использовании в стране делящихся материалов.
Схожесть ТВС из Исфахана с ТВС для реакторов РБМК отечественные эксперты и осведомлённые лица объясняют двумя причинами. Первая из них вполне очевидна, и удивительно, что она не пришла в голову американским аналитикам из ISIS. Концептуальную информацию по кассетам РБМК можно отыскать в открытых источниках - в том числе, учебниках, таких как известный учебник Емельянова - издававшихся, начиная с советских времён.
Эксперты не исключают, что Иран исходно мог рассчитывать на приобретение топливных кассет и элементов для IR-40 в России как единственной стране, оказывающей Тегерану помощь в развитии мирной атомной энергетики. Поставки топлива из России могли бы производиться по бушерской схеме, то есть, с возвратом ОЯТ, что сняло бы любую озабоченность по поводу возможного превращения IR-40 в промышленную установку.
Остаётся лишь гадать, имелось ли у иранцев такое намерение. Насколько известно электронному изданию AtomInfo.Ru, никаких неофициальных и, тем более, официальных контактов между соответствующими российскими и иранскими организациями и ведомствами по возможным поставкам ядерного топлива для IR-40 из России не было. В наши дни говорить об этом просто не приходится, так как Совет Безопасности ООН требует от Ирана прекратить работы по возведению исследовательского реактора.
Судя по всему, Тегеран, взвесив все "за" и "против", выбрал план "B" - то есть, пошёл по пути самостоятельного проектирования кассеты для IR-40 на базе топлива РБМК. Она достаточно проста в изготовлении, а условия работы топлива в исследовательском реакторе на тяжёлой воде существенно легче, чем в энергетических аппаратах.
Помимо всего прочего, от исследовательских установок не требуется давать план по генерации электроэнергии, и возможные дефекты топлива - а они, скорее всего, у иранцев будут - не приведут к большим экономическим потерям. Следовательно, иранские атомщики вполне могли бы рискнуть, отказаться от планов по импорту топлива для IR-40 и попытаться создать собственную версию кассеты.
Есть и ещё одна причина, которую не исключают в России, и над которой задумываются в МАГАТЭ. После распада Советского Союза технологии РБМК остались ещё в двух республиках, помимо России. Нельзя полностью списывать со счётов сценарий, при котором помощь Ирану в модернизации кассеты оказали не россияне, а граждане других стран СНГ. По крайней мере, о похождениях на чёрном рынке ядерных технологий некоего господина П. из одной экс-республики СССР уже известно инспекторам МАГАТЭ.
В чужом глазу
Остаётся разобраться в одном. Какую цель преследуют американские аналитические центры, раз за разом возвращающиеся к событиям конца 90-ых годов в попытках найти российский след в иранских ядерных технологиях? Осведомлённые источники, с которыми побеседовало электронное издание AtomInfo.Ru, считают, что это может служить отвлекающим маневром, имеющим целью скрыть западное вообще и американское в частности присутствие на ядерном чёрном рынке.
В маленькой горной Швейцарии второй год не затихает скандал вокруг семейной фирмы Тиннеров. Отец и два сына были пойманы с поличным при продаже центрифужных технологий в Ливию по каналам тайной сети доктора Хана. Вина бизнесменов не вызывает ни у кого сомнения, но ожидать приговора суда придётся долго. Оригиналы улик, собранных по делу Тиннеров, были уничтожены швейцарским правительством по требованию американцев. Аналогичная судьба грозит и случайно сохранившимся копиям.
Так почему же Вашингтон столь яростно защищает троицу европейских бизнесменов? Как предполагают влиятельные американские газеты - в том числе, "Нью-Йорк Таймс" - по крайней мере, один из Тиннеров - Марко, самый младший в семейной фирме - являлся осведомителем ЦРУ и получал деньги от подставной фирмы "Big Black River Technologies Inc.", созданной двумя сотрудниками американской разведки. Интересно, что в названии компании видна прямая аллюзия на профессиональный жаргон спецслужб США.
Если американское участие в ядерной программе Ливии можно назвать почти доказанным и общепризнанным фактом, то подобная деятельность американцев в Иране и других странах третьего мира до сих пор укрыта покровом секретности. А она, на самом деле, есть, её не может не быть по объективным факторам, к которым мы вернёмся ниже.
Так, в ядерном центре в Исфахане используется гамма-масс-спектрометр, выпущенный американской компанией "CANBERRA" (тип 7992P). Этот прибор имеет достаточно узкую область применения и подпадает в США под экспортные ограничения. В американской администрации об этом факте знают, но предпочитают разводить руками - поставка была осуществлена частными лицами.
Может быть, молчание американских чиновников в описанном случае вызвано тем, что поставщиками прибора выступали компании, подобные "Big Black River Technologies Inc."? Кто знает…
Главная беда американцев заключается в том, что их страна имеет неэффективную систему контроля за экспортом чувствительных технологий. Кстати, с этим выводом согласны в GAO (Счётной палате США). Этим летом GAO ознакомило американских парламентариев с результатами проведенного палатой эксперимента - участвовавшие в проверке инспектора смогли, предъявляя только кредитную карточку, приобрести у фирм-производителей оборудование двойного назначения и вывести его за рубеж.
Удивительно, но факт. Соединённые Штаты, регулярно призывающие прочие страны ужесточать законы и обеспечивать надёжную охрану ядерных технологий и материалов, сами зачастую оказываются не в состоянии отслеживать действия своих компаний и играющих на грани фола разведывательных ведомств. Поэтому им и приходится искать иностранные следы в чужих ядерных программах.
Хотя для всех было лучше и полезнее, если бы США занялись бы заделыванием дыр на собственных границах, а не считали бы чужие грехи.