Обсуждение космических программ
8,841,588 39,706
 

  DeC ( Слушатель )
10 май 2022 15:01:37

РКК "Энергия" изобрела машину для строительства базы на Луне

новая дискуссия Новость  919

14:50, 10 мая 2022

Москва. 10 мая. INTERFAX.RU - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" получила патент на изобретения для инженерно-строительных работ на поверхности Луны, сообщили в "Роскосмосе".

"Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва (входит в госкорпорацию "Роскосмос") получила патенты в качестве правообладателя на два изобретения: инженерную луномашину и мобильный модуль поддержки внекабинной деятельности космонавтов на поверхности Луны", - говорится в сообщении.

При обустройстве строительной площадки лунной базовой станции потребуется провести ряд подготовительных инженерно-строительных работ: например, удалить крупные камни, отсыпать или срезать элементы рельефа, обеспечить защиту конструкции станции и других объектов с помощью засыпки лунным грунтом.

Как сообщил автор изобретений, главный научный сотрудник корпорации Олег Цыганков, "согласно концепции РКК "Энергия", лунная станция будет устанавливаться в траншею, после чего сверху смонтируют перекрытие и засыпят грунтом с целью защиты от радиации, то есть ее планируют создавать по принципу строительства метро открытым способом".

В "Роскосмосе" сообщили, что мобильный модуль поддержки внекабинной деятельности космонавтов предназначен для оперативного передвижения человека по поверхности Луны с целью разведки местности, сбора необходимых образцов грунта.

Интерфакс

Подмигивающий
  • +0.29 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (40)
 
 
  aspb ( Слушатель )
10 май 2022 18:49:08

Зонтичный патент. В описании вообще не упоминается источник энергии. 
Собственно вот первоисточник https://www.energia.…05-10.html
Цитата«Согласно концепции РКК «Энергия» лунная станция будет устанавливаться в траншею, после чего сверху смонтируют перекрытие и засыпят грунтом с целью защиты от радиации, т. е. ее планируют создавать по принципу строительства метро открытым способом», – рассказывает об актуальности изобретения Олег Цыганков.
Проводить различные виды грунторазработки предлагается при помощи моноблочной многофункциональной инженерной машины, которая будет состоять из ферменного каркаса, ходовой части, пульта и блоков управления, оборудования строительно-землеройного назначения, гусенично-колесных модулей, которые могут трансформироваться в колесные движители.

Реголит рыхлая штука только до глубины максимум 15 см. На 2 метрах плотность уже около 1,8 г/куб см. На 3-х по матмоделям он становится ещё плотнее. 
На солнечных панелях и аккумуляторах даже в  сроки, соизмеримые с человеческой жизнью,  потребные объёмы не сдвинуть, не вынуть и не перевезти. 
Любые патенты на энергоёмкие лунные устройства неинтересны до решения проблемы с их электропитанием.
На сегодня известен только один способ решения этой проблемы - ядерная энергоустановка.   
Американцы это понимают и хотят до 2030 года запустить на Луне ( понятно что сроки съедут сильно-сильно вправо ) реактор на 10 кВт. 100 лампочек по 100 Вт. Это далеко не экскаватор, бульдозер и скрепер. 
В 18-м году на полигоне в Неваде продемонстрирована технология с реактором мощностью 1 киловатт на высокообогащённом уране.
10 кВт... до сих пор нет ни сертифицированной конструкции, ни испытательного реактора, ни настоящего реактора.
В 2019-м ( проект р/н Енисей ещё не отменили ) проскользнуло незамеченным другое предложение. На мой взгляд более логичное. 
ЦитатаМОСКВА, 13 окт — РИА Новости. Корпорация "Стратегические пункты управления" (предприятие Роскосмоса) разрабатывает проект лунной базы с небольшой атомной электростанцией за 462 миллиона долларов, на которой смогут жить 50 человек, места на ней предлагается сдавать в аренду, чтобы окупить за год.

Согласно материалам предприятия, имеющимся в распоряжении РИА Новости, проект базы для колонизации Луны получил название Patron Moon. Она представляет собой заглубляемое в грунт сооружение, внутри которого имеются универсальный стыковочный люк, многофункциональные буры, три выдвижных цилиндра с отсеками для проживания людей и стволопроходческая буровая установка на конце.
Сооружение имеет следующие характеристики: масса — 70 тонн, глубина максимального погружения в грунт — 41 метр, суммарный объем цилиндров — 624 кубических метра, вместимость - до 50 человек.
  • +0.22 / 11
  • АУ
 
 
  Проф ( Слушатель )
10 май 2022 20:50:29

Почему только электро? В проекте лунной базы Королёва использовались ЛИМы (лунные инженерные машины) с энергоустановкой в виде приспособленного для работы в условиях космоса ДВС.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
10 май 2022 21:43:58

Я ничего не знаю не то что про опытные образцы, а даже про действующий в вакууме макет такого ДВС.
Всё, что есть по этой теме, это "Отчет по созданию лунных станций и инженерно-строительных подвижных средств П3400-611", состоящий из чисто теоретических расчетов. Дословно "Настоящий отчет подводит итог проработок по созданию таких объектов и необходимых инженерных машин, проведенных в отд. 611 с мая по декабрь месяцы 1967 г". 
https://disk.yandex.ru/i/k2U3C7puhnzVMQ
А вот ядерные реакторы и электрические машины в космосе работали и работают.
  • +0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Проф ( Слушатель )
10 май 2022 22:16:18

Во-первых, речь про теорию.
Во-вторых, ядерных электроустановок с теплоносителем и турбиной в космосе тоже не было. Зевс - первая попытка собрать в космосе Земную АЭС.
Чисто умозрительно инженерная задача завести в условиях космоса ДВС кажется более простой, чем построить в условиях космоса АЭС. На предполагаемый вопрос: "так почему до сих пор не завели?" отвечу, что не нужно было, не было ещё под него задачи.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
11 май 2022 13:44:09

Как же без теплоносителя ? SNAP, Ромашка, Бук, Топаз... ЯЭУ с термоэлектрическим и термоэмиссионным преобразователем без теплоносителя не работают. 
ДВС не завели потому, что не нужно ? Точнее, даже не пытались. А вот работы по турбомашинным преобразователям ведутся. 
Чисто умозрительно сделать с хорошим ресурсом пару трения скольжения с гарантированным зазором в подшипнике для высоких температур уже доступно, а вот пару трения скольжения без зазора для цилиндро-поршневой группы в тех же условиях - нет. Нет от слова совсем.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 май 2022 14:34:29

1. Американцы пилят Стирлинга для космоса. Там как бы поршень нужен вроде бы.
2. А в чем особенность и трудности для классической  цилиндропоршневой группы с компрессионными кольцами в условиях космоса и невесомости/малой гравитации?
3. Вообще идея так себе, тащить топливо и кислород (и как бы не азот ещё) для лунного бульдозера.
4. Впрочем, это все вообще сейчас неактуально.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
11 май 2022 15:56:44

Альфу или бету ? 
В бете горячий только вытеснитель,  имеющий с цилиндром круговой зазор. Рабочий с компрессионными кольцами работает при гораздо меньших температурах.
Почему то  сотрудники Королёва предложили двигатель  с кинематической схемой, похожей на альфа-Стирлинг  , но  внутреннего сгорания, а не внешнего.
Не думаю, что они не рассматривали Стирлинг как один из вариантов .
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 май 2022 23:40:09

Не знаю. Поршень есть в любом варианте. И на него воздействует нагретый газ.
В чем "принципиальная нереализуемость от слова никак" в отличии от плавающего подшипника вала турбины я не понял.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
12 май 2022 09:05:33

То-то и оно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 май 2022 09:50:21

для обсуждаемой темы это несущественно. Ответа по существу нет.
В чем сложность создать цилиндропоршневую группу ДВС для лунных условий?
На мой взгляд это на порядок проще Стирлинга в условиях невесомости или микрогравитации.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
12 май 2022 13:03:45


ДВС - тут, извиняюсь, надо горючку с окислителем с собой везти. Запустить дизель на Луне - не ахти какая проблема. Проблема - довезти туда нужное количество соляры и жидкого кислорода.

А для преобразования тепла реактора в механическую энергию поршневики в тех условиях не подходят. Потому что паровая машина (условно) - это расход воды, из-за выравающегося через уплотнения цилиндров пара. Потеря рабочего тела, безвозвратная - даже если мы будем городить стационарную схему с крейцкопфами, дабы избежать боковых нагрузок в цилиндре. Обеспечить замкнуты цикл турбины - на порядки проще. Через уплотнения в подшипниках потери пренебрежительно малы.

Стирлинг - там те же проблемы, потеря рабочего тела через уплотнения поршней-цилиндров. Снизить эти потери можно снизив температуру рабочего тела, применив в результате уплотнения на манжетах - обычный плунжер, короче. Но это влечёт за собой катастрофическую потерю КПД. Турбина в этом плане намного лучше.
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 май 2022 13:13:17

Было заявлено, что невозможно сделать цилиндропоршневую группу для условий открытого космоса (или для невесомости? тут непонятно, что имелось в виду).
В отличие от турбины.
Вот я и пытаюсь уточнить.
Цитатаaspb

...Чисто умозрительно сделать с хорошим ресурсом пару трения скольжения с гарантированным зазором в подшипнике для высоких температур уже доступно, а вот пару трения скольжения без зазора для цилиндро-поршневой группы в тех же условиях - нет. Нет от слова совсем.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
12 май 2022 14:07:01

Вы бы читали повнимательнее. 
Было заявлено, что сделать пару трения скольжения с ниже перечисленными условиями не невозможно, а пока не доступно. 
1. Хороший ресурс. (Хороший - это не на 10 мотоминут.)
2. Высокая температура поверхностей трения. 
3. Отсутствие по определению гарантированного зазора компрессионное кольцо-цилиндр
4-е условие для читавшего отчёт отд.611 предприятия п/я В-2572 очевидно. Это сухое трение, поскольку в отчёте система смазки стенки цилиндра не то что не рассматривается, а даже не упоминается. А объясняется это условием №2.
Недоступно потому, что материалов для таких условий пока нет. 
Наверное в том числе и поэтому идею применения двигателя внутреннего сгорания  для планетоходов похоронили на стадии рождения. И пошли по пути применения мотор-колёс.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 май 2022 15:34:29

в данном контексте "пока недоступно" - это "пока невозможно". именно об этом я и спрашивал, отчего же вы так считаете.

а какой ресурс по вашему хороший для предложенных условий? Как у крылатых ракет, до вырабатывания топлива и окислителя подойдет? 

какова температура газов? каковы условия охлаждения? Каковы коэффициенты трения? от всего этого и больше зависит температура поверхностей и пр. и пр. и пр.

одно из другого не вытекает. объясните? п.2 в атмосферном ДВС тоже присутствует, но не исключает смазку. и в некоторых двигателях смазкой даже охлаждение обеспечено.

а может потому, что электричество можно добывать на месте, а топливо и окислитель нет?
Лично мне ваши доводы не показались убедительными.
Но согласен с тем, что для условий Луны ДВС - это бред.
Тут же подумалось - а вот пневматика... для определенных условий (Венера).
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
12 май 2022 16:25:02


Несколько лет непрерывной работы - вот такое требование. Нет, час работы - это вообще ничто.



Как учит нас дядька Карно - более 1000 К. Иначе не видать нам хорошего КПД.



И всё равно прорыв газов через поршневую группу идёт. Картерные газы - это именно оно. Расход рабочего тела. Ещё раз - это неприемлимо для преобразования тепла реактора в механическую энергию на протяжении многих лет.

И нет - я не припомню, чтобы в ДВС смазкой обеспечивали охлаждение. Вот охлаждение смазки (масла), чтобы оно не теряло своих свойств от перегрева - это в тяжелонагруженных двигателях в полный рост. Но это другое.



А откуда сжатый газ возьмём?
  • +0.13 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 май 2022 17:39:40

двс несколько лет? однако.

КПД ДВС относительно системы на солнечных панелях просто супер. И удельная мощьность. Вот только топливо, окислитель и, возможно, рабочее тело... в условиях Луны незамкнутый цикл выглядит черезмерно ра точительным, тем более при нескольких годах непрерывной работы.

ну так это же ДВС. О чем печалиться, когда весь выхлоп в "атмосферу"?

Какой реактор, он тут причем?

емнип, высоконагруженные авиационные звезды прошлого века, в охлаждении существенную часть давало масло.

нагреем, накачаем... классический аккумулятор электрический при 450°С сложно сделать.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
12 май 2022 18:46:27


Ну, давайте вернёмся к цели всего этого экзерциза - энергообеспечение мегаваттной мощности для лунной станции. Отсюда - мощность и требуемое время работы. И да - мегаватт по земным меркам, это вовсе не много. Это всего лишь чуть больше тысячи лошадиных сил.

Или вы рассматриваете сферический случай в вакууме с запитыванием дизель-генератора КК для питания антигравитационного двигателя? Дизель-панк по-взрослому?

Для питания космических аппаратов есть не только солнечные панели, но и водородные топливные элементы. Ещё с 1960х прекрасно там работают, обеспечивая недостижимый для ДВС КПД в 70% и выше, при этом компактные, лёгкие и не создают никаких вибраций. Нафига ДВС в космосе?



Ядерный. Который обеспечит лунную станцию энергией в нужном количестве и на нужный срок. Потому как топлива хоть для ДВС, хоть для топливных элементов потребуется непозволительно много. А доставка его туда - крайне дорога.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 май 2022 22:59:30

вы обсуждаете совсем не ту тему. а та - это предположение об использовании ДВС на лунном бульдозере для рытья котлована под лунную станцию, затем утверждение, что для лунного ДВС на современном этапе невозможно создать цпг. Я поинтересовался, почему? ну а тут вы с сфероконическим реактором.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Проф ( Слушатель )
13 май 2022 00:20:08

Я что-то тоже нить разговора потерял. Изначально речь шла о том, что электричеством мы яму на луне не выроем, т.к. нужна большая мощность. От панелей мы достаточной мощности не получим, а ядерный реактор (мегаваттного класса) на луноход не поставим. Была предложена идея ДВС.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
13 май 2022 01:06:39

 Если посмотреть на земные мегаэкскаваторы, то можно заметить, что они питаюцца по кабелю, электричеством. Прилуняем реактор, цепляем к его розетке  мегакопалку и процесс пошол.
  • +0.20 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
13 май 2022 01:09:20

Сначала ставим и запускаем реактор. Дальше варианты:
1) Бульдозер питается от реактора просто по проводам.
2) Растягиваем (вспомогательным мелким луноходом) трассу проводов и дальше бульдозер ездит как троллейбус
3) На бульдозере кукумулятор, который периодически заряжается от реактора.
4) Помесь 2) и 3), ездит по проводам, но может при нужде отсоединяться
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  EugeneZ ( Слушатель )
13 май 2022 06:37:03

Я вот совсем не в теме, но предположить могу, что проблемой ЦПГ в условиях вакуума является диффузия металлов.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
13 май 2022 10:12:44

     Проблема вакуума вполне решаема. Как и проблема смазки в условиях лунной гравитации. Нерешаема проблема окислителя. Слишком много его надо. А получить негде.
  • +0.11 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Проф ( Слушатель )
13 май 2022 11:37:15

У Королёва ЛИМы на ракетной паре работали. Т.е да, всё привозное.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
13 май 2022 11:49:48


И просто немного дополню. Бульдозер ДТ-75 расходует 15 литров соляры в час. То есть если везти окислитель+восстановитель, потребуется где-то 25 кило в час. Значит, один рабочий день сожрёт 200 кг топлива. А рабочий месяц (пускай космонавты по суббота и воскресеньям в кино ходят, не работают) - 4 тонны.

Ну вот уже и набегают 4 тонны на довольно ограниченный объём работ. А если строить там что-то всерьёз - то масса потребного для "северного завоза" топлива окажется просто запредельной. Без реактора - никак. Там же кроме собственно бульдозера ещё куча других работ потребует энергию в больших количествах - те же стройматериалы надо будет производить на месте.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
13 май 2022 13:47:02

заметьте, лунный дт-75 сделает в 6 раз больше на том же топливе, что и земной. Но вот с массой газов для лунника расчет не верный. В цилиндрах земного бульдозера 70% азота.
p.s.
И что вы собрались такого копать на Луне, чтобы нужно было месячную норму дт-75 потратить?
  • -0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
13 май 2022 14:35:02


Нет. Не в 6 раз больше. Хорошо, если столько же сделает. Ибо твёрдость грунта от силы тяготения слабо зависит. А "Лунный ДТ-75" ещё и павлиний хвост радиаторов на себе должен тащить. Бо атмосферы нету и всю систему охлаждения надо переделывать нахрен.

Вариант со мини-АЭС и работой от проводов/аккумулятора потребует на порядок меньших радиаторов на бульдозере. Что очень положительно скажется на его работе.



Лунную базу, вестимо. Жилые и рабочие помещения - там земляных работ до дури, если мы хотим поселить космонавтов не на 10кв.м., а на нормальной площади. Надо будет строить собственно помещения и засыпать их сверху большим слоем грунта для действенной радиационной защиты.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
13 май 2022 15:03:50

Всё гораздо хуже. На Луне ДТ-75 будет как тот ёжег: "сильный, но лёгкий".
  • +0.21 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
13 май 2022 17:54:59

а он на себя грунта навалит в кузов специальный!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Кормат ( Слушатель )
16 май 2022 13:46:29

Это конечно так, но при этом возрастет его масса , которую мы должны будем разогнать с 0 до рабочей скорости, сколько понадобится энергии для этого? Какой мощности  двигатель?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
16 май 2022 13:55:27

    Хоть 10 л.с. Соответствующая КПП и всё. Нам там приёмистость никуда не упиралась. Медленный разгон вполне приемлем.
  • +0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
16 май 2022 13:57:40

Даже предпочтителен. Сила чажести, крепкий грунт, не располагают к высоким скоростям земледелия.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
13 май 2022 17:53:24

Ну так взорвите. И вообще, кто решил, что на глубине твердый базальт. И на какой именно глубине.
Мне кажется, вы слабо представляете себе, сколько грунта за месяц может переместить бульдозер.
Кто мешает использовать кратер подходящий? Подровнять слегка плоскость. Скинуть туда модуль, или вы его на месте из напиленных лунных блоков возводить будете? Засыпать бульдозером. Ну кубов тысячу, ну две.

через гусянки тепло в грунт отдавать! Работать лунной ночью. Там минуса серьезные.

Ну вот, все порешали, когда начнем?
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  iron-zorin ( Слушатель )
13 май 2022 19:58:43

Через нож!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
13 май 2022 15:20:34

Засыпать жилой отсек диаметром 5,5 м и длиной 10 м. Задействованы две ЛИМ. Одна с бульдозерным отвалом, другая с транспортёром для отсыпки грунта на отсек.
Каждая ЛИМ имеет запас топлива 1200 кг на 80 часов работы при средней мощности 10 л.с.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
13 май 2022 17:57:04

это несерьезно. мы уже решили скромненько дт-75 обойтись. маленько побольше накопаем.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  skynomad ( Слушатель )
14 май 2022 18:48:04

На турбовых автомоторах охлаждение поршней маслом посредством масленых форсунок обычное дело и в настоящее время.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
12 май 2022 17:10:37

Пневматика - ацтой. Накачали, нагрелось-остыло, энергия потерялась. ну нагреет её Венера до 600 и чо? Проще тогда обычную воду или какой  металл подходящий.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  K_primus ( Слушатель )
18 май 2022 14:09:28

Теряется, если цилиндры поместить н свежем воздухе (или что там на Луне/Марсе). А если поршневую машину поместить в замкнутый объем, на стенках которогл вырывающийся пар будет конденсироваться и собираться для дальнейшего использования?)
Кстати, уплотнения в паровых турбинах принято герметизировать всё тем же водяным паром под давлением, терятся рабочее тело всё равно будет. Так что бак с его зарасом городить и так и эдак.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Барристер ( Слушатель )
11 май 2022 17:00:38

Значит запускать двигатель в герметичном корпусе. Наддув обеспечит герметизацию в перепускных модулях выхлопа.
  • +0.00 / 0
  • АУ