Военный план США и европейских союзников уничтожает российский рынок традиционной французской парфюмерии, прибыли французских и американских конгломератов, владеющих самыми известными брендами, бонусы их менеджеров и дивиденды их акционеров. Запах этих потерь слишком силен для искусственных освежителей. Givaudan, швейцарский мировой лидер в производстве и поставке ароматов, масел и других ингредиентов для косметических продуктов, уже давно рассматривает российский рынок как потенциально крупнейший в Европе; он является одним из самых быстрорастущих вкладчиков в прибыль Givaudan во всем мире. В восстановлении после пандемии подразделения ароматов и красоты Givaudan – на него приходится почти половина общего объема продаж компании — группа сообщила о "отличном двузначном росте в 2021 году, демонстрируя сильный потребительский спрос на эти категории продуктов”. До этого года, как показывает Givaudan в своем последнем финансовом отчете, темпы роста российского спроса были двузначными - намного быстрее, чем рост продаж на 6,3% в Европе в целом; более быстрый рост, чем в Германии, Бельгии и Испании. Между февралем 2014 года, когда переворот в Киеве начал войну США против России, и декабрем прошлого года, когда российские договоры о ненападении с США и НАТО были отклонены, цена акций Givaudan подскочила в три с половиной раза - с 1380 швейцарских франков до 4792 франков; от компании с рыночной капитализацией от 12,7 млрд франков ($12,7 млрд) до 44,2 млрд франков ($44,2 млрд). С начала боевых действий на востоке Украины в этом году и до сих пор Givaudan потерял 24% этой стоимости – это 10 миллиардов долларов. Крупнейший из акционеров Givaudan - Билл Гейтс. С его 14% плюс 10%, контролируемые Black Rock из Нью-Йорка и MFS из Бостона, США имеют эффективный контроль над компанией. Теперь, согласно военным санкциям США, закрыта торговля с Россией и необходимые платежные системы, а также запреты на ввоз ведущих европейских духов. Поэтому вместо французских парфюмеров, вместо Givaudan, российская промышленность реорганизуется для своего будущего роста с собственными парфюмерными брендами, изготовленными из сырья, произведенного в Крыму и других регионах, или поставляемого Индией и Китаем. Givaudan, L'Oréal (Lancome, Yves Saint Laurent), Kering (Balenciaga, Gucci), LVMH (Dior, Guerlain, Givenchy), Chanel,, Estée Lauder, Clarins – все они отрезали себе носы назло русскому лицу. Опережая режим Владимира Зеленского в Киеве, самые большие потери войны до сих пор понесли французские и американские парфюмеры и Givaudan – более ста пятидесяти миллиардов долларов рыночной стоимости уничтожено. ЭЛИТНАЯ ПАРФЮМЕРИЯ - ЖЕРТВА ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ
КЛЮЧ (чтение графика): черный = LVMH (текущая рыночная капитализация 290,2 млрд евро); серый = Estée Lauder (84,1 миллиарда долларов); желтый = Givaudan (44,2 млрд швейцарских франков); оранжевый = L'Oreal (175,8 млрд). Источник: https://markets.ft.com В списке французских и американских компаний, объявивших о закрытии российского парфюмерно-косметического бизнеса, более двух десятков иностранных брендов. Прочитайте полный список по состоянию на середину марта 11. Объявления и реклама компании вызвали немедленное накопление со стороны российских дистрибьюторов и ритейлеров, а параллельно и российских потребителей. За первые две недели марта российские потребители купили личной косметики более чем на 10 млрд руб., что в полтора раза больше, чем годом ранее, и на 172% больше, чем месяцем ранее. За это короткое время, согласно отраслевым рекордам, россияне купили 4,6 миллиона единиц парфюмерии; это на 48% больше, чем объем за аналогичный период в 2021 году, и на 55% больше, чем объем в довоенном феврале. Парфюмерия также подскочила на 43% в своей средней рублевой цене за единицу за месяц после начала военной операции. Отраслевые источники говорят, что этот всплеск покупок теперь пополнил склады. По их оценкам, запасов хватит до мая, а может, и дольше, если россияне не начнут экономить свои потребительские бюджеты. По этой причине уже до войны и до пандемии было ясно, что российский спрос падает. Таким образом, потребительские расходы на косметику и парфюмерию начали сокращаться в 2019 году. В том же году импорт косметики и парфюмерии составил 257 200 тонн, что на 1,3% меньше, чем в 2018 году. Из-за эффекта роста цен и обменного курса стоимость импорта выросла на 4,2% и составила 2,5 миллиарда долларов. Объем импорта парфюмерии в 2019 году вырос на 5,4% по сравнению с 2018 годом, стоимость выросла на 6,5% до $564 млн. Основными странами-источниками косметики были Франция, Южная Корея, Польша и Италия. Основными странами-источниками парфюмерии были Франция, Италия и Польша. В парфюмерии импорт составляет около 70% российского рынка, а на косметическом рынке иностранные поставщики составляют 50%. На рынках средних и высоких цен крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, почти весь спрос приходится на импорт. Таким образом, отечественная парфюмерия и косметика российского производства чаще встречается в нижнем ценовом сегменте рынка. Поскольку доходы потребителей начали снижаться, перед началом пандемии российские продукты пострадали в первую очередь. Пандемические условия 2020 года сделали все хуже - и для потребителей, и для импортеров, и для отечественных производителей. В 2020 году российскими предприятиями было выпущено 2 968 000 единиц парфюмерии, что на 35,7% меньше по сравнению с 2019 годом. Совокупный спад производства парфюмерии за период 2017-2020 годов составил чуть менее 20%; темпы снижения ускоряются. По крайней мере, так было до тех пор, пока администрация Байдена не приказала убрать иностранный импорт с российского рынка. В феврале этого года отечественное производство парфюмерии сократилось на 9% по сравнению с февралем 2021 года и составило 149 100 единиц. На парфюмерном рынке импортеры, дистрибьюторы и ритейлеры подозревают, что то, что крупные французские парфюмеры говорят, что они намерены делать, и то, что они будут делать, скорее всего, будет совсем другим. Недавно на внутренней отраслевой конференции исполнительный директор L'Etoile, ведущего российского парфюмерного ритейлера, сказал, что ожидает, что десять иностранных брендов в конечном итоге покинут рынок после того, как запасы кончатся в мае; он отказался назвать их. Тем временем россияне потихоньку пытаются договориться с производителями крупных брендов о схемах поставок импорта через Китай и другие страны из “дружественного” России списка. Алексей Ванчугов, аналитик московского рынка и независимый консультант, говорит, что парфюмерно-косметическая розница настолько прибыльна, что к тому же высококонкурентна. Когда иностранные бренды исчезнут из официальной торговли, он считает, что их быстро заменят либо другие бренды, либо торговля на сером рынке, осуществляемая через Объединенные Арабские Эмираты, Китай и другие дружественные порты стран с молчаливого разрешения французских производителей. Однако цены на единицу продукции неизбежно подскочат. Ведущими российскими ритейлерами на парфюмерно-косметическом рынке являются "Магнит Косметикс", последняя отчетная выручка которого за 2021 год составила 134,3 млрд руб., то есть доля рынка косметических товаров составляет 48%. Далее следует L'Etoile с оборотом 74,4 млрд руб. и долей рынка 8%. На третьем месте - Smile of the Rainbow (Улыбка радуги) с 35,2 млрд руб., 6%; на четвертом - Wildberries с 31,4 млрд руб., 5%; и на четвертом - Rive Gauche с 30 млрд руб., 4,8%.
Фасад магазина «Рив Гош» в элитном торговом центре «Афимолл» на Пресненской набережной в Москве. Параллельно с традиционной розничной торговлей существует и более быстро растущие прямые и онлайн—сети продаж - Faberlic, Avon, Oriflame. К концу 2020 года на долю этих компаний приходилось около 17% рынка косметических товаров.