Ху Сицзинь не единственный, кто заботится об экономике Китая? “Все еще существует риск в 3 триллиона долларов, который нельзя игнорировать" часть 3
новая дискуссия
Статья
122
▍Предупреждение США о заморозке золотовалютных резервов России
С началом российско-украинской войны Соединенные Штаты заморозили валютные резервы российского центрального банка в размере 300 миллиардов долларов США в течение 72 часов. Кто может быть уверен, что Соединенные Штаты не заморозят валютные резервы других стран в будущем?Замораживание Соединенными Штатами валютных резервов российского центрального банка серьезно подорвало международный авторитет Соединенных Штатов и пошатнуло кредитный фундамент международной финансовой системы, в которой доминируют западные страны. “Вепонизация” валютных резервов превзошла худшие оценки экономистов относительно безопасности валютных резервов Китая. Получается, что стоимость валютных резервов Китая не только понесет убытки из-за инфляции в США, девальвации доллара США и снижения цен на национальные облигации или дефолта, но и исчезнет в одно мгновение из-за геополитических причин.
Из-за тесных экономических и финансовых связей между Китаем и США Соединенные Штаты не сделают ничего, чтобы “убить тысячу врагов и ранить 800". Предпримут ли Соединенные Штаты крайние меры против валютных резервов Китая? Есть две точки зрения, из-за которых я так не думаю. Во-первых, это прежде всего международный политический вопрос, а во-вторых, есть много экономических счетов, которые должны быть четко урегулированы. Но следует также помнить, что еще в 2013 году обозреватель Financial Times Мартин Вольф указал, что в случае конфликта США могут полностью заморозить валютные активы Китая. Хотя обе стороны понесут большие потери, потери Китая будут еще тяжелее. Во-вторых, если мы не дадим повода Соединенным Штатам, то Соединенные Штаты не зайдут так далеко. Будем надеяться。Но кто может это гарантировать? Один из вопросов, с которым вскоре может столкнуться Китай: будет ли он участвовать в эмбарго на российскую нефть и природный газ и всеобъемлющих финансовых санкциях? До сих пор Соединенные Штаты не ввели всеобъемлющего нефтегазового эмбарго в отношении России, а Китаю и Индии по-прежнему разрешено закупать российскую нефть и газ. Но как только Соединенные Штаты поверят, что Европа может избавиться от своей зависимости от российской нефти и газа, Соединенные Штаты укажут пальцем на Китай и Индию. Продолжающиеся закупки Китаем российской нефти и газа, вероятно, станут поводом для введения Соединенными Штатами санкций в отношении валютных резервов Китая или китайских финансовых институтов. Пробирка “стирального порошка”, показанная бывшим госсекретарем США Пауэллом, говорит нам о том, что причину всегда легко найти.
▍Двойной профицит Китая и валютные резервы
В течение длительного времени Китай накопил 3,3 трлн долл. валютных резервов за счет двойного профицита (профицит счета текущих операций и профицит счета операций с капиталом). Что касается причин, плюсов и минусов огромных валютных резервов Китая, то академическое сообщество обсуждает их уже более 20 лет, и повторять их нет необходимости.
Здесь я сделаю только три комментария: во-первых, по любым меркам валютные резервы Китая в размере 3,3 трлн долларов США (исключая 478,7 млрд долларов США в Гонконге и 548,9 млрд долларов США на Тайване) намного превышают международно признанные требования достаточности валютных резервов. Страны со вторым, третьим и четвертым по величине валютными резервами в мире — это Япония с 1,3 трлн долларов (январь 2022 г.), Швейцария с 1 трлн долларов и Индия с 569,9 млрд долларов. Видно, что в мире есть только три страны с валютными резервами более одного триллиона долларов США, а валютные резервы Китая почти в три раза больше, чем у Японии, которая занимает второе место.
Во-вторых, из-за крайне низкой доходности валютных резервов и высокой доли валютных резервов в зарубежных активах общая доходность зарубежных активов должна быть слишком низкой. Среди $9 трлн зарубежных активов Китая резервные активы составляют 37% от общих активов, из которых казначейские векселя США составляют $1,06 трлн, что составляет 32% резервных активов. Следует видеть, что для того, чтобы увеличить доходность по валютным резервам, SAFE и другие соответствующие институты учитывают не только безопасность, ликвидность, но и доходность при распределении активов.Помимо казначейских векселей США и других стран, резервные активы Китая также включают в себя облигации международных организаций, высокорейтинговые корпоративные облигации различных стран, облигации местных органов власти, составляющие акции фондовых индексов крупнейших стран (таких как S&P 500 и т. д.), инвестиции в частный капитал и небольшое количество развитых стран Европы Инфраструктура страны, инвестиции в недвижимость, «Пояс и путь» и другие политические инвестиции с Банком развития Китая и Экспортно-импортным банком через удерживающая платформа. Их работа должна быть очень плодотворной. Однако в любом случае из-за требований безопасности и ликвидности валютных резервов доля валютных резервов в зарубежных активах слишком высока, что неизбежно приведет к снижению доходов от зарубежных активов.
Мало того, значительная часть валютных резервов Китая “заимствована” за счет введения иностранного капитала, а не заработана за счет профицита торгового баланса. При нормальных обстоятельствах приток иностранного капитала - то есть профицит статьи капитала - должен соответствовать такому же объему дефицита статьи торговли в платежном балансе. Поскольку средства, привлекающие иностранные инвестиции, используются для приобретения иностранных машин, оборудования и технологий, доллары США, поступающие через профицит капитальных проектов, уходят через торговый дефицит. Однако по разным причинам приток иностранного капитала может быть использован не для импорта, а продан центральному банку в качестве увеличения валютных резервов. По сравнению с инвестиционным доходом валютных резервов,
Долговая стоимость ”заемных валютных резервов" чрезвычайно высока. Результаты опроса офиса Всемирного банка в Пекине в 2008 году показали, что инвестиционный доход американских компаний в Китае составил 33%, а инвестиционный доход обычных иностранных компаний - 22%. В то же время доходность инвестиций по казначейским векселям США составляет менее 3%. Такая ситуация также является одной из причин того, что, хотя Китай имеет чистые активы за рубежом в размере 1,2 трлн долларов, его инвестиционный доход отрицателен. Ситуация с платежным балансом Китая и зарубежными инвестициями резко контрастирует с ситуацией в Соединенных Штатах. Как упоминалось ранее, хотя последний является чистым должником в размере 15 триллионов долларов в 2021 году, его инвестиционный доход составляет почти 200 миллиардов долларов. Если посмотреть на мир, то только Аргентина и Россия находятся в аналогичной ситуации с Китаем.
В-третьих, в первые дни открытости Китая нехватка иностранной валюты была основным препятствием для роста. Несмотря на односторонний характер и некоторые эксцессы, было бы правильно энергично развивать торговлю переработкой с целью получения иностранной валюты, активного внедрения ПИИ и единовременной существенной девальвации юаня. Однако после азиатского финансового кризиса в 2003 году из-за “фобии повышения курса” Китай не позволял юаню незначительно расти до 2005 года. С одной стороны, резко возросло положительное сальдо торгового баланса. С другой стороны, пузырь внутренних активов и сильные ожидания повышения курса юаня привели к большому притоку горячих денег. Профицит капитальных проектов в свое время превзошел профицит торгового баланса и стал основным источником новых валютных резервов. Следует сказать, что неспособность Китая вовремя повысить курс юаня и отсутствие гибкости обменного курса являются необходимыми условиями для чрезмерного накопления Китаем валютных резервов.
Скорректировать структуру зарубежных активов-обязательств и структуру платежного баланса для сокращения валютных резервов
Для корректировки структуры зарубежных активов Китая должны быть две основные цели - структура пассивов и структура платежного баланса. Во-первых, улучшить структуру зарубежных активов и обязательств Китая и увеличить доходы от зарубежных чистых активов. С этой целью Китай должен сократить долю валютных резервов в зарубежных активах. Во-вторых, повысить безопасность иностранных активов Китая, особенно валютных резервов. В нынешних условиях Китай должен сжать свои валютные резервы, по крайней мере, до международно признанного уровня достаточности резервов. Сколько валютных резервов должна иметь страна, в общем случае необходимо учитывать размер импорта (или экспорта) страны, размер краткосрочного внешнего долга, размер других обязательств по ценным бумагам и объем широкой валюты. В то же время необходимо также учитывать систему обменного курса страны и контроль за движением капитала.Например, если в стране вводится плавающий обменный курс и контроль за движением капитала, то коэффициент достаточности валютных резервов страны может быть значительно снижен. В-третьих, нельзя исключать возможности замораживания или ареста Соединенными Штатами активов за пределами Китая. Но большая вероятность заключается в том, что Соединенные Штаты введут санкции SDN или 561 против Китая. Чтобы справиться с этой возможностью, Китаю необходимо активизировать строительство финансовой инфраструктуры.
Для существующего запаса валютных резервов можно рассмотреть следующие меры::
1. Сокращая свои запасы казначейских облигаций США, она увеличила свои запасы других видов активов. В прошлом из-за опасений по поводу девальвации доллара США мы выступали за диверсификацию валюты наших валютных резервов. Но сейчас кажется, что при определенных геополитических условиях значение этой децентрализации может быть невелико.
2. Китай может увеличить инвестиции в акционерный капитал стратегических ресурсодобывающих стран, таких как инвестиции в акционерный капитал нефтяных месторождений в Центральной Азии и арабских странах.
3. В случае подавления фондового рынка Китая и резкого падения цен на акции центральный банк может рассмотреть вопрос о предоставлении китайским инвесторам финансовых возможностей для покупки высококачественных китайских акций.
4. Выполняем свои обещания и строго защищаем инвестиции иностранных инвесторов в Китай.
5. Оказывать необходимую поддержку зарубежной финансовой деятельности китайских компаний.
6. Ускорить строительство финансовой инфраструктуры, такой как строительство расчетных, клиринговых и обменных систем, которые не затронуты Соединенными Штатами. В полной мере использовать технологические резервы и преимущества Китая в области цифровых технологий для совершенствования трансграничной платежной системы, адаптирующейся к новым тенденциям цифровой торговли.
7. В соответствии с законами рынка сократить запасы казначейских векселей США. Согласно сообщениям, центральные банки многих стран в последнее время продают казначейские векселя США. Этот вид торговой деятельности является полностью коммерческим, и Соединенным Штатам нечего сказать.
Для сформированного запаса валютных резервов уже многое сделано, и их трудно скорректировать за короткий промежуток времени. Но что касается текущей и будущей импортной и экспортной торговли и трансграничных потоков капитала, то мы можем активно корректировать многие вещи. Корректировки, которые следует рассмотреть, включают:
1. Посредством экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политики стимулируйте внутренний спрос и стимулируйте импорт. Только тогда, когда внутренняя экономика процветает, спрос на импорт может значительно возрасти, тем самым достигнув торгового баланса.
2. Отменить оставшуюся политику стимулирования экспорта как можно скорее, например, отменить политику скидок на экспорт, проводимую для стимулирования экспорта.
3. Увеличьте импорт конкретных товаров и стратегических материалов, а также значительно улучшите потенциал стратегического материального резерва Китая.
4. Больше не покупайте казначейские облигации США (не ссужайте деньги Соединенным Штатам), а импортируйте как можно больше американских товаров (выкупайте американские долговые расписки). Максимально реализовать китайско-американское торговое соглашения (за исключением тех, которые связаны с форс-мажорными обстоятельствами).
5. В определенный период времени дефицит торгового баланса может быть сохранен, а избыточные валютные резервы могут быть израсходованы за счет увеличения импорта.
6. Придерживайтесь системы плавающего обменного курса, за исключением крайних случаев, старайтесь не вмешиваться в валютный рынок. Если не вмешиваться в валютный рынок, то валютные резервы Китая не увеличатся под давлением повышения курса. Однако, когда юань находится под давлением тенденции обесценивания, мы должны позволить юаню обесцениваться на месте, чтобы избежать растраты валютных резервов. В этом процессе следует использовать другие средства, включая контроль за движением капитала, для подавления “превышения” обменного курса.
7. Поддерживать необходимый контроль за движением капитала, чтобы обуздать приток горячих денег и предотвратить бегство капитала.
8. Теоретически следует увеличить прямые иностранные инвестиции и инвестиции с более высокой нормой доходности.Однако из-за отставания в институциональной реформе и строительстве финансового рынка, а также блокирования Соединенных Штатов пройти этот путь оказалось сложнее. Мы должны как можно больше выяснить предысторию зарубежных инвестиций, чтобы прояснить соответствующую политику.