Ху Сицзинь не единственный, кто заботится об экономике Китая? “Все еще существует риск в 3 триллиона долларов, который нельзя игнорировать" часть 2
новая дискуссия
Статья
105
▍Внутренние противоречия пост-Бреттон-вудской системы
В пост-Бреттон-вудской системе из-за отделения от золота доллар США является чистыми фиатными деньгами и сам по себе не имеет никакой ценности. Бреттон-Вудская система рухнула, потому что международные финансовые рынки больше не верили, что Соединенные Штаты смогут выполнить свое обещание обменять 35 долларов США на 1 унцию золота. Однако международные финансовые рынки не сомневаются в том, что Соединенные Штаты будут проводить ответственную макроэкономическую политику для поддержания стабильности доллара США. После отделения доллара США от золота у рынка нет оснований делать ставку на девальвацию доллара США по отношению к золоту (и другим основным валютам). После ожесточенного торга между Соединенными Штатами и европейскими странами доллар наконец смог стабилизироваться.
Однако в условиях пост-Бреттон-Вудской системы неотъемлемое противоречие использования законного платежного средства страны в качестве международной резервной валюты не исчезло. Как основа международной валютной системы (или стоимостная шкала, “якорь”), доллар США должен оставаться стабильным. Эта стабильность многомерна, например, ее покупательная способность должна быть стабильной. С одной стороны, доллар США должен играть роль глобального общественного блага и служить глобальным общественным интересам. С другой стороны, доллар США печатается правительством США. Может ли фактическая покупательная способность доллара США оставаться стабильной, в корне зависит от внутренней политики правительства США. Правительство США не обязано жертвовать своими собственными интересами ради глобального общественного блага.
В условиях пост-Бреттон-Вудской системы, поскольку Соединенные Штаты больше не являются процветающей экономической державой, противоречие между статусом доллара США как национальной валюты (служащей интересам США) и его статусом международной резервной валюты (служащей глобальным интересам) проявляется следующим образом: США должны главным образом обеспечивать мир с международной ликвидностью или резервной валютой через свой дефицит текущего счета (торговый дефицит). С ростом мирового ВВП растет и международная резервная валюта, необходимая для мировой торговли и финансовых операций.Чем больше резервной валюты Соединенные Штаты предоставляют миру, тем больше должен быть торговый дефицит США. Чем больше торговый дефицит страны, тем больше разрыв между внутренними инвестициями и сбережениями и тем выше степень макроэкономического дисбаланса. Это, в свою очередь, означает, что инфляция вышла из-под контроля и тем выше вероятность того, что доллар США в конечном итоге обесценится.
Иными словами, Соединенные Штаты обеспечивают мир резервной валютой, выпуская “долговые расписки”. Рост мировой экономики требует от Соединенных Штатов выпускать все больше и больше “долговых расписок”, и чем больше выпущено долговых расписок, тем больше у Соединенных Штатов внешнего долга. Когда долг Соединенных Штатов накопится до определенной степени, будут ли инвесторы и иностранные центральные банки по-прежнему верить, что Соединенные Штаты имеют возможность обменять эти долговые расписки на “реальные деньги”? Нетрудно заметить, что этот вопрос по-прежнему является, по сути, “дилеммой Триффина”.
В 1971 году у Соединенных Штатов был первый после войны дефицит в торговле товарами и счете текущих операций; он начался в 1977 году, и оба эти дефицита продолжают иметь дефицит и продолжаются по сей день. Такая ситуация сохраняется и по сей день. Счет текущих операций Соединенных Штатов изменился с профицита на дефицит, а это означает, что чистые активы Соединенных Штатов за рубежом начали сокращаться. Сохранение дефицита текущего счета в течение длительного времени рано или поздно превратит страны-кредиторы в страны-должники. В 1985 году Соединенные Штаты действительно стали страной-чистым должником. Американские экономисты в то время восклицали: поскольку мы должны полагаться на приток иностранного капитала, чтобы сбалансировать дефицит текущего счета, чистый инвестиционный доход США (чистый инвестиционный доход) также изменится с положительного на отрицательный.
Но этот прогноз был верным только наполовину: в 1984 году чистые иностранные активы Соединенных Штатов все еще составляли 28 миллиардов долларов, но к концу 2021 года чистые внешние обязательства Соединенных Штатов превысили 18 триллионов долларов. Но чего экономисты не ожидали, так это того, что, несмотря на огромный чистый долг Соединенных Штатов, инвестиционный доход по платежному балансу Соединенных Штатов всегда был положительным. Например, в 2020 году чистый долг Соединенных Штатов составлял 14 триллионов долларов США, а чистый инвестиционный доход достигал 200 миллиардов долларов США. Сегодня чистый внешний долг Соединенных Штатов превысил 70% ВВП. Только четыре страны мира - Ирландия, Греция, Португалия и Испания - имеют более высокое соотношение чистого внешнего долга к ВВП, чем Соединенные Штаты. И все эти четыре страны не так давно пережили серьезные финансовые кризисы. Но Соединенным Штатам, похоже, вообще не нужно беспокоиться о погашении основной суммы и процентов по своему внешнему долгу. Хотя они сильно задолжали, они не только не должны платить проценты, но и собирают много процентов. Зачем беспокоиться об этом?
▍Соединенные Штаты являются крупнейшим должником в мире, так почему же доллар может оставаться стабильным?
С ростом соотношения государственного долга США к ВВП и чистого внешнего долга США к ВВП доллар США оставался стабильным гораздо дольше, чем ожидали экономисты. Фундаментальная причина заключается в том, что спрос на доллар США в качестве резервной валюты в других странах мира также растет. Спрос на доллар США в качестве резервной валюты также растет. Увеличение валютных резервов других стран означает, что другие страны готовы ссужать деньги Соединенным Штатам и финансировать торговый дефицит Соединенных Штатов. Таким образом, разрыв между внутренними инвестициями и сбережениями в Соединенных Штатах восполняется иностранными сбережениями, а давление на инфляцию и девальвацию доллара США значительно снижается. Если бы Соединенные Штаты выпускали доллары без разбора, чтобы восполнить недостаток внутренних сбережений, в то время как не было бы сильного спроса на валютные резервы в долларах США со стороны других стран, то крах доллара США был бы неизбежен давным-давно.
В 1980-е годы было распространено мнение, что странам, не выпускающим резервную валюту, нет необходимости накапливать валютные резервы, поскольку до тех пор, пока есть кредит, любая страна может легко занимать доллары США на международном финансовом рынке. Фактически, в 1969 году, до краха Бреттон-Вудской системы, общая сумма мировых валютных резервов составляла всего 33 миллиарда долларов. К концу 2021 года общие мировые официальные валютные резервы достигли 13 трлн долларов США (из них долларовые иностранные резервы составляют 7 трлн долларов США), увеличившись почти в 400 раз.
Во-первых, есть много причин для увеличения спроса на валютные резервы стран-эмитентов необеспеченных валют. Он используется для интервенций на валютном рынке и поддержания стабильности обменного курса. Чтобы справиться с различными волнениями и колебаниями, центральные банки различных стран должны иметь валютные резервы, совместимые с размером и открытостью экономики страны. С другой стороны, страны с фиксированными обменными курсами должны иметь больший объем валютных резервов. Во-вторых, в условиях пост-Бреттон-Вудской системы контроль за движением капитала был отменен, и спекулятивный капитал вырвался на передний план. Центральные банки различных стран нуждались в резервах за пределами доллара США, чтобы противостоять атакам международного спекулятивного капитала на их собственные валюты. После восточноазиатского финансового кризиса резкий рост валютных резервов восточноазиатских стран является хорошей иллюстрацией; в-третьих, под влиянием меркантилистского мышления обменный курс остается недооцененным, “вознаграждает и ограничивает импорт” и чрезмерно стремится к профициту торгового баланса. Или из-за институциональной, экономической структуры или макроэкономической политики внутренний спрос хронически недостаточен, и рост экспорта стал важной или даже главной движущей силой экономического роста. В-четвертых, из-за перекосов на внутреннем рынке капитала компаниям по-прежнему приходится заимствовать средства из-за рубежа или использовать преференциальную политику для привлечения ПИИ, когда внутренние заемные средства имеются в изобилии. Однако этот приток капитала был преобразован не в соответствующий торговый дефицит (используемый для импорта иностранного капитала и технологий), а в увеличение валютных резервов. В-пятых, внутренние сбережения больше инвестиций, но избыточные внутренние сбережения некоторое время не могут быть переварены (преобразованы в потребление или инвестиции), и избыточные внутренние сбережения временно конвертируются в валютные резервы. В-шестых, в силу экономических системных, институциональных и политических причин или внешних причин положительное сальдо торгового баланса не может быть плавно преобразовано в объем производства капитала (внешние ПИИ или внешние инвестиции в акции и облигации).
С 2008 года Соединенные Штаты проводят чрезвычайно экспансионистскую фискальную и денежно-кредитную политику. Высокий спрос на казначейские облигации США и другие активы США со стороны иностранных правительств и инвесторов создал необходимые внешние условия для более чем 10-летней низкой инфляции и быстрого роста в Соединенных Штатах. Однако на сегодняшний день США накопили чистый внешний долг в размере 15,4 трлн долларов и национальный долг в размере 28 трлн долларов, что составляет более 67% (2020 г.) и 137% (2021 г.) ВВП соответственно; 2008–2019 гг. с 8,2 трлн долларов до почти 18 трлн долларов, увеличившись на 112%, в то время как ВВП увеличился только с 14,8 трлн долларов до 21,4 трлн долларов, увеличившись на 45%. Разрыв между ними составляет 67 процентных пунктов. И ситуация продолжает ухудшаться.
США ежегодно занимают сотни миллиардов долларов внешнего долга (600 миллиардов долларов в 2020 году), значительную часть которого составляют казначейские облигации США, купленные иностранными правительствами и инвесторами. Среди валютных резервов, накопленных центральными банками различных стран, казначейские векселя США являются наиболее важным компонентом. Иностранные покупки казначейских облигаций США составили 7,55 трлн долларов. Среди них только пять стран - Япония, Китай, Люксембург, Великобритания и Ирландия - приобрели казначейские облигации США на 3,6 трлн долларов. Если остальной мир больше не будет покупать казначейские облигации США в больших количествах, цена казначейских облигаций США резко упадет (а доходность взлетит), что значительно увеличит стоимость финансирования казначейских облигаций США. Финансовое положение Соединенных Штатов ускорит свое ухудшение.
Согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса (CBO), отношение госдолга США к ВВП достигнет 200% к 2051 году. Само правительство США признает, что фискальная ситуация в США неустойчива. В этом случае, даже если политика повышения процентной ставки ФРС может временно контролировать инфляцию и стабилизировать доллар США, в долгосрочной перспективе из-за продолжающегося роста казначейских облигаций США цена казначейских облигаций США резко упала (затраты на финансирование взлетели), инфляция вышла из-под контроля. и доллар США резко обесценился. Это не должно быть маловероятным событием. На самом деле Китай всегда беспокоился о безопасности своих долларовых резервов. Например, 13 марта 2009 года Вэнь Цзябао, тогдашний премьер Госсовета, однажды заметил: “Мы даем огромные суммы денег Соединенным Штатам и, конечно, заботимся о сохранности наших активов. Честно говоря, я действительно немного волнуюсь. Он попросил Соединенные Штаты “поддерживать кредит, выполнять обещания и обеспечивать сохранность китайских активов".”
Самое странное в финансах то, что если вы верите, что все в порядке, значит, все в порядке. Никто не знает, как долго инвесторы смогут сохранять доверие к доллару США и казначейским облигациям США в условиях ухудшения долговой ситуации в США. Говоря об этом, я вспоминаю то, что Джошуа Римо, автор “Пекинского консенсуса”, назвал "экспериментом с песчаной кучей". Песчинки одна за другой просачивались из контейнера, образуя конусы. Врожденные законы физики заставляют эти песчинки образовывать устойчивую кучу песка.Однако, когда куча песка достигает определенной высоты, даже капля песка может привести к ее разрушению. Но также возможно, что даже если упадут тысячи песчинок, песчаный конус останется неподвижным.Вероятность того, что песчаный конус рухнет из-за капли одной песчинки, такая же, как вероятность того, что песчаный конус рухнет из-за капли одной тысячи или десяти тысяч песчинок. Никто не знает, когда рухнет песчаный конус. Точно так же никто не знает, когда рынок теряет доверие к доллару США и когда доллар США рушится. Однако, ради осторожности, хотите ли вы принять эту возможность во внимание при принятии решений?