Украина и украинско-российские отношения
206,417,365 348,968
 

  Грамотей ( Слушатель )
14 ноя 2009 09:57:15

Тред №164732

новая дискуссия Дискуссия  29

Есть ли жизнь без МВФ?
http://www.zn.ua/2000/2020/67711/

Директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец.
В будущем году сектор государственного управления должен вернуть зарубежным кредиторам около 3 млрд. долл. Частный сектор — еще около 27 млрд. долл.
Уже сейчас внешняя долговая нагрузка превышает 65% от ВВП страны, тогда как критическая отметка по мировым стандартам — 60% ВВП.

Замминистра Министерствафинансов Александр Савченко
Должны вернуть и вернем — это разные вещи. Приведу пример. В минувшем году все мы кричали о том, что в 2009-м необходимо будет вернуть около 28 млрд. долл., а вернули за этот год всего около 10 млрд. долл., тогда как остальные кредиты были либо пролонгированы, либо реструктуризированы.
На 2010 год потребность в источниках внешнего финансирования мы оцениваем на уровне 10 млрд. долл.

Председатель правления банка «Финансы и Кредит» Владимир Хлывнюк
Важно дать четкую оценку тому, что произошло за минувший год. Во-первых, это 30-процентное падение объемов реализации предприятий и валового внутреннего продукта, а также минимум 50-процентный рост курса доллара. По большому счету, эти показатели сигнализируют о том, что в два раза сплющилась экономика.
Теперь о том, нужно ли Украине получать очередной транш кредита? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала поймем, а устранена ли причина возникновения кризиса? Причина — это то, что у нас за 18 лет независимости никаких структурных изменений в экономике не произошло. Если 50% валютной выручки до сих пор дает металлургический комплекс, то о чем мы говорим?..

Председатель госкомиссии Госфинуслуг Виктор Суслов
Кто бы что ни говорил об улучшении ситуации в экономике, полезно взять хотя бы последние данные по платежному балансу на 1 октября с.г. И увидеть там дефицит платежного баланса в 12 млрд. 196 млн. долл. В том числе по счету текущих операций — «минус» 1 млрд. 8 млн., а по финансовому счету — дефицит 11,1 млрд.
Отсюда следует, что стабильность в стране в этом году поддерживалась за счет внешних источников. Потому что дефицит всегда покрывается золотовалютными резервами Национального банка, а источником резервов в этом году были в основном кредиты Международного валютного фонда, которых мы получили около 11 млрд. долл. И эти деньги почти полностью ушли на те цели, на которые предназначались, — на стабилизацию платежного баланса.
На что здесь следовало обратить больше внимания, так это на наш внешний долг и его структуру. Это — ключевой вопрос в дальнейшей судьбе страны. И год назад, и сегодня — это примерно одна и та же сумма в 100 млрд. долл. с колебаниями в несколько сотен миллионов долларов. Выходит, кредиты МВФ не увеличили совокупный долг за счет того, что благодаря им удалось выплатить значительную часть других долгов.
Поэтому полезно посмотреть, какие сектора у нас погашали свои долги. Получается, что в основном-то банки: за год долг коммерческих банков сократился на 6,8 млрд. долл. В том числе в 2009-м произошло сокращение на сумму 4 млрд. 200 млн. По последним, октябрьским, данным, долг банков составляет порядка 35 млрд. долл. То есть все равно остается значительным.
Остальные секторы задолжали внешним кредиторам 45,9 млрд. долл. Приходится признать: никакого сокращения задолженности в корпоративном секторе не произошло (она даже увеличилась на 400 млн. долл.), а банки возможность сократить свои долги получили. Почему? Потому что им выдали кредиты рефинансирования, которые были выпущены на валютный рынок и за счет которых банки смогли фактически выкупить часть средств МВФ, погасив этими средствами свои внешние коммерческие долги. При этом были созданы долги перед Национальным банком.
Все это говорит о том, что в финансовой сфере ситуация не улучшается, она по-прежнему остается достаточно сложной. Погашение внешних долгов для банков превращает эти долги в их же долги, но уже перед Национальным банком.
Далее. За счет чего мы выжили, почему не произошло дефолта? Здесь уже упоминали о реструктуризации. Получается, что значительную часть внешних обязательств удалось, так сказать, переоформить в новые кредиты либо пролонгировать. В банковской сфере это затронуло 76% кредитов, а в небанковской — 90%. Все это означает не что иное, как перекладывание проблемы на будущее. Так что говорить об улучшении ситуации можно будет лишь тогда, когда решим проблемы в следующем году.
Ясно, что при общем объеме валютных резервов на 1 октября в 28 млрд. долл. страна не справится с этими обязательствами.
Поскольку в долгах увязло огромное количество строительных компаний, следует ожидать дальнейшего падения рынка недвижимости. В связи с этим серьезные проблемы возникнут и в целом ряде других секторов экономики.
Теперь о договоренностях и политике. Берем Меморандум об экономической и финансовой политике: в пункте 6 четко записано, что мы не поддерживаем принятие Верховной Радой законопроекта, который предусматривал бы повышение минимальной заработной платы и пенсий до уровня, неприемлемого для государственных финансов. Любые подобные законопроекты будут ветированы, писал президент Украины. Он подписал юридическое обязательство. Подписание законопроекта о соцстандартах вместо обещанного ветирования, объективно, сорвало нынешнюю программу сотрудничества с Международным валютным фондом.
С учетом сложившейся ситуации и наличных ресурсов очевидно, что экономика в таком депрессивном состоянии, как сейчас, до выборов дотянет, даже до второго тура, скорее всего, дотянет. Как все сложится дальше — будет определяться теми решениями, которые примут, вероятно, не только в Международном валютном фонде, но и, скажем так, на Западе. Какие указания дадут МВФ, другим международным финансовым организациям, даст ли кредиты Евросоюз или какие-то другие страны? А все это будет определяться тем, кто будет избран и насколько новый президент и политика страны потенциально их устроят.
Поэтому Запад нам, возможно, и поможет, а возможно, и нет. Если поможет, то, скорее всего, события будут развиваться так, как во многих странах, которые спасали от дефолта. Типа Мексики, Южной Кореи, Индонезии, где Международный валютный фонд и другие организации в свое время вливали десятки и сотни миллиардов долларов.
Есть другой вариант. Если будет принято политическое решение, не устраивающее зарубежных кредиторов, то в Украине произойдет аргентинский вариант 2001 года, который закончился дефолтом страны. Каких-то собственных сил, источников и программ, которые могли бы вывести сейчас страну по другому пути, не видно. Интеллектуальный уровень работы политических сил явно недостаточен для выработки антикризисных программ, и, насколько я знаю, серьезно никто таких программ и не вырабатывает. Тем более что их реализация предполагала бы консолидацию политических сил, что при современном раздрае невозможно.
Поэтому остается только надеяться, что Запад нам поможет. И еще раз сказать, что сотрудничество с МВФ в этих условиях имеет жизненно важное значение.

Председатель правления банка «Старокиевский» Юрий Яременко
Почему произошло расставание с МВФ? На мой взгляд, этика взаимоотношений кредитора и получателя денег предусматривает очень простые условия: они садятся, договариваются, подписывают и выполняют. А мы сейчас два часа обсуждали, почему не выполняют.
Не выполняют, потому что нет культуры выполнения. Потому что украинец так живет. Украинца никто не учит жить по правилам, морально и честно.
У нас бытует мнение, что кредиты отдают только слабаки, что условия можно менять на ходу или вообще не выполнять. Это касается всех и даже в большей степени — политического истеблишмента. Точно так же — законодателей.
Теперь по поводу того, есть ли жизнь без МВФ. Дело в том, что задачи-то у нас разные. Украинец индифферентен фонду настолько, насколько мы себе только можем представить, т.е. абсолютно. Для него важно дать деньги так, чтобы они использовались правильно. А правильно — это чтобы они в виде погашения частных долгов вернулись коммерческим структурам тех стран, которые сформировали Международный валютный фонд. Это же очевидно. И это всегда остается за скобками, как будто мы этого стесняемся.
На самом деле развивать внутреннее производство не выгодно и не интересно никому в нашей стране. Украинец настолько развратился дармовыми деньгами, всем тем дармовым, что его окружает, что он уже перестал работать. Он не хочет работать в принципе. Не хочет работать сельское хозяйство, собственники паев не хотят сами обрабатывать свою землю. Но ведь этого же не хочет и тот человек, который арендует у них паи…
Посмотрите в Интернете карту Украины сверху. Вы будете шокированы. Заканчивается Польша — и начинается необработанная, выжженная земля. Вопрос риторический — почему нашим законодателям не приходит в голову сказать: кто будет обрабатывать землю — 50 лет никаких налогов. Продавай что хочешь, выращивай, что хочешь — мы не будем тебя регулировать. А потому что это не выгодно никому. И МВФ это не выгодно, потому что, не дай Бог, украинское зерно появится в Европе или Америке. А здесь же черноземы какие! Не выгодно тем немногочисленным людям в нашей стране, которые узурпировали право на украинскую землю.
Поэтому, к сожалению, прогноз у меня пессимистический. «Що маємо, то й маємо».
Отредактировано: Грамотей - 14 ноя 2009 10:10:15
  • +1.75 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!