Понемножку обо всем
233,530 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
04 июн 2022 15:17:42

Ловушка сложности часть 2

новая дискуссия Статья  241

То есть, хотя в земле может быть примерно столько же ископаемого топлива, сколько мы потребили в течение трех столетий индустриализации, мы также сначала сожгли наш путь через дешевые и легкие месторождения. Считайте, что это вопрос “общественно необходимой эксергии” – никто не собирался покупать или даже добывать нефть из глубины Северного моря или из сланцевых месторождений с гидравлическим разрывом, в то время как все еще можно было получить всю необходимую нефть, пробив трубу в землю. Мы, конечно, будем продолжать добывать все более сложные и дорогие ископаемые виды топлива, но их добыча будет безжалостно потреблять все большую часть эксергии, ранее доступной экономике в целом. Что, в свою очередь, означает, что более широкая экономика будет сокращаться ... и у нас нет экономической теории, чтобы объяснить, как мы собираемся справиться с этим.
Как насчет производительности? Несомненно – и явно – технология добавляет ценность. В конце концов, теперь у нас есть автоматизированные производственные процессы, которые могут производить товары, едва касаясь их человеческим пальцем. Но, как и в случае с трудом во времена Адама Смита, технология достигает эффективного преобразования эксергии в стоимость. И хотя это может иметь огромные результаты – например, существует большая разница между паровозом Тревитика 1804 года, катящимся по долине Тафф пешком (а позже его приходится буксировать лошадьми) и паровозом Кряква Гресли  достижение мирового рекорда для паровоза 126 миль в час в 1938 году – существуют как физические (термодинамические), так и экономические пределы того, что может быть достигнуто. Как и в случае с самими ископаемыми видами топлива, технологическое совершенствование – иначе говоря, повышение производительности, то есть оптимизация преобразования эксергии в ценность – дешево и легко начать, но трудно и дорого позже:


Есть причина, по которой Mallard все еще держит рекорд скорости для паровоза, и по той же причине никто не заменил Concorde в обеспечении сверхзвукового коммерческого полета – это стоит слишком дорого! Действительно, Маллард и Конкорд оказались субсидируемым государством роскошным пассажирским транспортом для богатых. И в обоих случаях избиратели, большинство из которых не могли позволить себе цену билета, в конечном итоге отказались голосовать за какое–либо корпоративное благосостояние.
Хотя нам нравится притворяться, что технология, которая нас окружает, является новой и изменяющей мир, как показал физик Том Мерфи, многое из этого было бы узнаваемо для кого-то в США 1950-х годов:
“Оглянитесь вокруг и представьте свою жизнь глазами жителя середины века. Что нового? Большинство вещей, на которые падают наши глаза, будут довольно хорошо поняты. Большие различия - это сотовые телефоны (которые они будут понимать как своего рода телефон, хотя и без шнура и способный отправлять телеграммы, но все же полагая, что он работает с помощью радиоволн, а не магии), компьютеры (которые они будут видеть как интерактивные телевизоры) и GPS-навигация (хорошо: это считается магией даже сегодняшним народом). Они, без сомнения, будут впечатлены миниатюризацией как эволюционным зрелищем, но будут стремиться иметь контекст для функциональных возможностей наших штуковин.
“Говорить себе, что темпы технологических преобразований постоянно растут, - это просто забавная история, в которую нам нравится верить. Я подозреваю, что для многих из нас весь наш мировой порядок построен на этой предпосылке ”.
Дело в том, что большинство этих технологий уже пожинали дешевые и легкие, и, действительно, почти все сложные и дорогостоящие улучшения, которые когда-либо будут сделаны. В этом отношении мы вступаем в период, подобный началу двадцатого века, когда мы достигли пределов технологий, работающих на угле. Большая разница сегодня заключается в том, что нет еще более энергозатратного и легкодоступного нового источника энергии, доступного нам, чтобы открыть новый набор технологий так, как технологии на основе нефти быстро заменили уголь в годы после Второй мировой войны.
С этой точки зрения разумнее всего было бы сегодня упростить наш образ жизни – и списать большую часть денежных претензий на будущий рост эксергии, который не будет прибывать, - чтобы привести нашу экономику в соответствие с сокращающимся избытком доступной нам энергии. Парадокс заключается в том, что даже при сегодняшних более высоких ценах энергия не кажется самой большой проблемой перед нами. Несмотря на все жалобы на быстрый и резкий рост цен на топливо и электроэнергию, они остаются низкими по сравнению с выгодами, которые мы получаем от них.
В денежно-кредитной экономике, с другой стороны, это стоимость рабочей силы, которая выглядит как наша самая большая головная боль. Почти в каждом бизнесе счет за заработную плату является самой большой стоимостью. И с ростом цен на энергию как прямым следствием истощения эксергии (и с небольшим увеличением производительности) самый большой страх со стороны центральных банков и политиков заключается в том, что требования к заработной плате начнут превышать рост цен - процесс, усугубляемый нехваткой рабочей силы, вызванной двумя годами политики блокировки.
Нехватка рабочей силы в Великобритании после наполеоновских войн была неотъемлемой частью того, почему у нас была промышленная революция. Использование машин для использования энергии воды и пара быстро вытеснило ремесленников, достаточно скоро превратив квалифицированных ремесленников в простых механизаторов. И когда снова появляется нехватка рабочей силы, ловушка сложности заключается в том, что корпорации обращаются к технологической автоматизации, чтобы заполнить этот пробел. От супермаркетов, устанавливающих все больше касс самообслуживания и автоматизированного сельского хозяйства, до конца банковского дела на Хай-стрит и перехода к цифровым валютам, тенденция к технологическим исправлениям для нашего растущего затруднительного положения непреодолима. Но без эксергии, чтобы заставить все это работать, что–то – очень вероятно, что-то большое - сломается.
Встречную тенденцию к технологической автоматизации уже можно увидеть в менее прибыльных секторах экономики, где дешевая рабочая сила использовалась для замены все более недоступных технологий, таких как некогда повсеместная автоматическая автомойка. Добавьте их к растущему списку вещей, которые обычные люди могли себе позволить, но больше не могут. Поскольку стоимость предметов первой необходимости, таких как еда и контроль температуры, продолжает расти, список будет расти. И это вызовет огромные проблемы для корпораций, которые идут по пути автоматизации… и, действительно, те из нас, кто полагается на них, поскольку клиентская база сокращается.
Эта потеря критической массы является одной из челюстей ловушки сложности. Большая часть автоматизации, которую преследуют корпорации, дешевле только в том случае, если ею пользуется масса населения. Как недавно обнаружили Netflix и Facebook, все идет наперекосяк, когда люди начинают отписываться. То же самое верно и для самих энергетических компаний, поскольку они полагаются на нашу коллективную готовность продолжать использовать электроэнергию и газ, даже когда цена растет. Проблема, конечно, в том, что мы не готовы к этому. Вместо этого мы ищем способы сократить наше использование, а те, кто внизу, полностью отключаются. Настолько, что даже этот бастион неолиберальной экономии, МВФ, теперь призывает государства субсидировать энергию и продовольствие… Не из-за внезапного желания облегчить бедственное положение бедных, а потому, что, когда мы перестаем покупать, их система выходит из-под контроля.
Снижение избыточной энергии - это другая челюсть ловушки. Имманентная и частично самопровозглашенная потеря электроэнергии фирмы – 24/7/365 – наряду с периодической нехваткой дизельного топлива, газа и продовольствия сделает высокотехнологичные автоматизированные процессы неосуществимыми на практике. Ваш трактор без водителя может вспахать самые прямые борозды. Но без дизельного топлива для заполнения бака это не более чем дорогая художественная инсталляция. Цифровая валюта мало полезна, когда серверы не работают и / или когда у пользователей нет электричества для транзакций. Попробуйте делать покупки во время отключения питания – то, что происходит чаще в Великобритании в эти дни. Возможно, вы захотите заплатить, и супермаркет будет рад взять ваши деньги. Но если кассы не работают, это невозможно сделать… даже если вы все еще используете банкноты и монеты, потому что без электричества система не может их обработать. О, и в стороне, когда отключается питание, супермаркет юридически обязан сбрасывать свои замороженные и охлажденные продукты… даже во время нехватки продовольствия.
Несколько десятилетий назад социолог Джозеф Тейнтер заметил, что разрушающиеся цивилизации имеют привычку неосознанно попадать в ловушки сложности, добавляя энергоемкую сложность в отчаянной попытке поддержать себя. Наш поворот к энергоемкой автоматизации в попытке преодолеть наши растущие проблемы и сохранить экономический рост, вероятно, повторяет ту же глупость. Разница – по крайней мере, для тех, кто рассматривает экономику в первую очередь как энергию, а не денежная система – это то, что у нас есть необходимые знания, чтобы избежать нашей ловушки сложности, если только мы готовы активно упрощать от экономики, основанной на массовом потреблении, в пользу экономики, основанной на материальной простоте… Я не задерживаю дыхание, хотя.
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!