Шаги ЕС по значительному сокращению импорта российского газа приведут к тому, что Европа вновь попадет в зависимость от гораздо более дорогого сжиженного природного газа из США
Зависимость Европы от российского природного газа была спорным вопросом для политиков Европейского союза (ЕС) на протяжении десятилетий. За эти годы были предложены десятки стратегий диверсификации поставок газа на континент или перехода на экологически чистые источники энергии, чтобы свести к минимуму зависимость от российского газа. Существует только два способа транспортировки природного газа – по трубопроводам или путем сжижения газа, транспортировки его в качестве груза, а затем повторной газификации в пункте назначения. Оба процесса требуют времени и значительных инвестиций в инфраструктуру. Трубопроводы: В 2021 году на российский природный газ приходилось около 46 процентов от общего объема импорта природного газа в ЕС в объеме 155 миллиардов кубических метров. На рисунке 1 показано, что российские трубопроводы обеспечили около 41 процента (около 139 миллиардов кубометров) импорта этого газа в ЕС за тот же период. Норвегия является вторым по величине поставщиком природного газа в Европу, за ней следуют трубопроводы из Северной Африки и Азербайджана.
СПГ: Импорт СПГ составляет около 21 процента от общего объема европейского импорта природного газа. На рисунке 2 показаны источники поставок СПГ, которые были импортированы ЕС в 2021 году. Важно отметить, что Соединенные Штаты представляют собой основного поставщика СПГ в ЕС и, вероятно, будут главным бенефициаром, если российские газопроводы прекратят работу. США начали экспорт СПГ в ЕС только в 2016 году, но быстро достигли 22,3 млрд куб. м в 2021 году, что составляет 23 процента от всего экспорта СПГ из США.
Зависимость Европы До конфликта на Украине Россия по-прежнему оставалась основным поставщиком СПГ в Европу, на ее долю приходилось около 20% от общего объема импорта СПГ (что эквивалентно 16 млрд куб. м). Это означает, что ЕС импортировал в общей сложности 155 млрд. куб. м природного газа из России ежегодно – 139 млрд. куб. м по трубопроводам и 16 - с помощью СПГ. На это приходится почти половина всего европейского импорта природного газа. Этот стратегический провал в достижении независимости от российского природного газа произошел главным образом из-за отсутствия согласованной и единой стратегии среди членов ЕС. Как показано на рисунке 3, зависимость от российского природного газа варьируется от одной европейской страны к другой. Такие страны, как Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Финляндия и Венгрия, полностью зависят от российского природного газа, в то время как страны, импортирующие наибольшее количество, такие как Германия, Франция, Италия, Польша и Греция, являются полузависимыми, а такие страны, как Португалия, являются квазинезависимыми.
В условиях интенсивного давления со стороны Вашингтона проблема чрезмерной зависимости от российских ресурсов стала еще более секьюритизированной после конфликта на Украине. Даже после того, как Запад объявил о санкциях в отношении российского импорта, ЕС импортировал ископаемое топливо из России на 39 миллиардов евро, вплоть до середины мая. Снижение зависимости от России Согласно опросу Eurobarometer, проведенному для Европейской комиссии (ЕК), 85 процентов европейцев считают, что ЕС должен как можно скорее снизить свою зависимость от российского газа и нефти, чтобы поддержать Украину. Тем временем ЕК, международные агентства и независимые аналитические центры предложили краткосрочные планы по снижению зависимости ЕС от российского ископаемого топлива к концу 2022 года. Основными тремя краткосрочными планами являются План ЕС по замене энергоносителей, в соответствии с которым две трети российского газа (101,5 млрд. куб. м / 155 млрд. куб. м) могут быть заменены к следующей зиме; план Международного энергетического агентства (МЭА) из десяти пунктов, в котором предлагается на одну треть (50 млрд. куб. м / 155 млрд. куб. м) сократить российский импорт природного газа, поиск альтернативных источников и переход на возобновляемые источники энергии; и план экономического аналитического центра Bruegel, в котором говорится, что теоретически ЕС должен быть в состоянии “полностью заменить российские [газовые] потоки”, даже в краткосрочной перспективе, путем расчета резервных мощностей Европы по импорту газа. На самом деле, однако, Брейгель призывает к сокращению (86 млрд куб. м / 155 млрд куб. м), возможно, переключив производство электроэнергии на ядерное и угольное, применяя политику энергосбережения. Каков план? По сути, все эти планы объединяет призыв к ЕС диверсифицировать свой портфель импорта природного газа, перейти на возобновляемые источники энергии и применять политику энергосбережения. Из вышеупомянутых планов стратегия REPowerEU представляется наиболее осуществимой. План предполагает сокращение импорта российского природного газа до 101,5 млрд куб. м со 155 млрд куб. м в 2021 году – теоретически, за счет увеличения поставок нероссийского газа на 63,5 млрд куб. м и сокращения спроса на газ на 38 млрд куб. м. Для увеличения поставок нероссийского газа на 63,5 млрд куб. м план предполагает, что может быть достигнуто следующее:
Увеличить импорт нероссийского СПГ на 50 млрд куб. м
Увеличить импорт нероссийских трубопроводов на 10 млрд. куб. м.
Увеличить производство биометана на 3,5 млрд. куб. м.
В дополнение к этому они также рекомендовали сократить спрос на газ на 38 млрд. куб. м. За это они предложили 4 балла:
Экономия энергии сократит спрос на 14 млрд куб. м
Солнечная электростанция на крыше сократит спрос на газ на 2,5 млрд кубометров
Тепловые насосы сократят спрос на газ на 1,5 млрд куб. м
Использование энергии ветра и солнца в энергетическом секторе для снижения спроса на газ на 20 млрд. куб. м.