Цитата: Vick Вчера в 10:31То есть, референдумы в наше время становятся просто профанацией. Никто из "центров силы" не будет допускать даже теоретический уход из-под своего влияния ключевых для данного "центра силы" территорий. Это не плохо и не хорошо, это так и есть. Это означает, что ещё один миф "про демократию" уходит в историю. А всё возвращается на круги своя – лишь те территории обладают своим суверенитетом, кто может силой доказать это, отстоять свою независимость и подобрать иные территории, отобранные у более слабых и нежизнеспособных. А не просто балабольством и "народным волеизъявлением". И карта мира и в частности Европы будет в ближайшие годы очень сильно перерисована. Игрушечных "государств" не станет (или их количество значительно сократится). "Генерал-губернаторства" размножатся (до поры полного встраивания этих территорий в тело "государства-матки", метрополии). Риторика про свободы, волеизъявления народа ещё останется надолго. Однако, придётся вырабатывать иную риторику, иные принципы сосуществования "государств и наций", иные понимания, что такое "легитимное государство"....... много непонятного, "как теперь с этим будем жить" и что в итоге будет сформулировано как "новое международное право". И надо как-то готовиться к новым временам, а пока идёт "смена эпох", будет сплошное пустозвонство про референдумы, волеизъявления народа и прочая шелуха, в которую "уже никто, даже эльфы, не верит, но необходимо этой шелухой в официальных заявлениях прикрываться".
Не нравится мне изложенная в таком виде концепция. Вижу как внутренние логические изъяны, так и со следствиями из нее не согласен.
Вы противопоставляете силу и ненасильственное волеизъявление как источники суверенитета. На мой взгляд, такое противопоставление ложно. На самом деле между силой и ненасильственным волеизъявлением нет границы. И то, и другое является проявлением воли и одно плавно перетекает в другое. Например, референдумы в ДНР и ЛНР потребовали от их организаторов и даже просто участников изрядного мужества и напряжения сил. Я бы сказал, что они требовали от организаторов и участников больше мужества и напряжения сил, чем от украинских нацбандформирований, пытавшихся тогда эти референдумы сорвать. Потому что нацбанды были вооружены, а организаторы и участники ненасильственного волеизъявления - нет. Проведение референдумов в ДНР и ЛНР было подготовительным шагом на пути создания ополчения, а потом полноценной государственной машины. Сейчас в рядах народной милиции республик сражаются мобилизованные по закону. Думаю, согласитесь, что в 2014 г. такое было бы не возможно. Понятно, что одного волеизъявления, не подкрепленного силой, может оказаться недостаточно. Но это не умаляет его значимости как первого шага на пути к желаемой цели.
С этой точки зрения проведение референдума в Херсонской области я считаю полезным. Организация референдума - это процесс, в который будут вовлечены десятки тысяч человек. Организация референдума - это все же не просто "балабольство", это деятельное участие.
Вы пишете, что референдум в Херсонской области может быть нужен только "для галочки, для формального соблюдения неких норм, которых только Россия и придерживается". Так разве это (соблюдение норм, которых придерживается Россия) не достаточная причина? Какое нам дело до признания или непризнания наших референдумов, если мы их считаем важным элементом нашего политического устройства? А мы их таким элементом считаем.
Я тут обнаружил, любопытное определение аннексии: "Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает, сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности..." Декрет о мире, 1917 год.
Не то, чтобы я был принципиальным противником аннексии и исключаю присоединении каких-то территорий путем аннексии, но если есть возможность все оформить полюбовно, то почему бы нет?