Перспектива скорой новой “ядерной сделки” между Западом и Ираном выглядит все более маловероятной.
Старший политический аналитик и аналитик нефтяной отрасли подчеркивает, что существует очень мало шансов на то, что Иран захочет пойти на единственную уступку, необходимую США для продвижения сделки.
Укрепляющее мнение Соединенных Штатов появилось 9 августа с запуском иранского спутника ‘Хайям’, почти полностью созданного Россией и выведенного на орбиту с контролируемого Россией космодрома Байконур.
В настоящее время существует несколько причин нехватки сырой нефти – экономический спад в США и надвигающийся экономический спад в Европе, продолжающиеся карантины в Китае, корыстные интересы США по удержанию цены на нефть ниже 75 долларов за баррель марки Brent - это лишь три из них, но перспектива скорой новой "ядерной сделки" между Западом и Ираном не входит в их число. Это правда, что Европейский союз (ЕС) на прошлой неделе представил Вашингтону и Тегерану "окончательный текст" новой версии ядерной сделки – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Тем не менее, это в равной степени верно, как подробно и исключительно сообщили для OilPrice на прошлой неделе несколько высокопоставленных политических источников и источников в нефтяной отрасли, близких к процессу, что практически нет шансов на заключение такой сделки без крупной уступки со стороны Ирана, которую невозможно увидеть при нынешнем режиме. “За последние несколько месяцев ничего не изменилось с того момента, когда США решили, что Иран просто пытался выиграть время для своей программы разработки ядерного оружия, продолжая вносить новые пункты в текст новой версии соглашения JCPOA ”, - сказал OilPrice.com высокопоставленный источник в энергетике, который тесно сотрудничал с Министерством нефти Ирана .“И Вашингтон сказал всем остальным в группе P5 + 1 [США, Великобритания, Франция, Китай и Россия "плюс" Германия], что он не отступит от своей позиции в отношении КСИР, которая направлена – как известно Ирану – на уничтожение влияния КСИР, и пути расширения влияния Ирана в мире”, - сказал он. “Что касается США, то сейчас все сосредоточено на том, чтобы Иран не получил трех месяцев, необходимых ему для завершения создания систем наведения, которые ему требуются с помощью России для доставки оружейного ядерного материала в ракетах, которые у него уже есть”, - добавил он. Закрепление мнения США о том, что “мы не собираемся менять ни единого слова или добавлять ни единой запятой в текущем проекте [новой версии JCPOA] на столе”, – как сказал OilPrice.com высокопоставленный источник в энергетическом секторе Европейского союза на прошлой неделе - 9 августа с запуском иранского спутника ‘Хайям’, построенного почти полностью Россией и выведенного на орбиту с контролируемого Россией космодрома Байконур в Казахстане. По словам Ирана, спутник будет “использоваться для мониторинга границ Ирана и улучшения возможностей страны в области управления и планирования в области сельского хозяйства, природных ресурсов, окружающей среды, добычи полезных ископаемых и стихийных бедствий”. По данным США, спутник будет использоваться для слежки за своими соседями. Ни то, ни другое утверждение не является полной правдой, хотя США намекнули на то, насколько это серьезно, когда представитель Госдепартамента заявил на прошлой неделе о запуске Хайяма: “Россия, углубляющая союз с Ираном, - это то, на что весь мир должен смотреть и рассматривать как серьезную угрозу”. Для чего был запущен спутник "Хайям", так это для того, чтобы обеспечить последнюю часть систем наведения ракет, над которыми Россия и Иран работали годами, – ту, которая касается повышения точности ракет (до 25 процентов для ракет малой и средней дальности и до 70 процентов для ракет большой дальности-ракеты дальнего действия) согласно иранскому источнику. За последние несколько лет Иран отправил на орбиту несколько очень маленьких (50 килограммов или меньше) спутников собственного производства, хотя ни один из них не обладал относительной эксплуатационной сложностью российского спутника "Хайям" (который весит более полтонны), запущенного на прошлой неделе. До запуска "Хайяма" было пять неудачных запусков подряд по программе "Симорг", в которых использовалась система того же типа, что и у "Хайяма" - запущенная ракета, которая также несет спутник ("Хайям" был запущен с помощью российской ракеты-носителя "Союз-2.1б"). Попытки Ирана запустить более крупные и более сложные в эксплуатации спутники, такие как "Хайям", ранее сталкивались с "необъяснимыми" неудачами, в том числе, в частности, в недавнем крупном пожаре на космодроме Имама Хомейни в феврале 2019 года, в результате которого также погибли три ключевые фигуры Ирана в его "спутниковой" программе. Этот последний шаг Ирана в его стремлении иметь возможность доставить полностью функционирующую ядерную боеголовку в любое место в радиусе нескольких тысяч миль не должен вызывать удивления, учитывая, что тот же спонсор ядерной программы Северной Кореи – Китай – является ключевым государственным спонсором Ирана, как подробно проанализировано в моей последней книге о мировых нефтяных рынках. После того, как в августе 2019 года между Ираном и Китаем была заключена знаменательная 25-летняя сделка – история, рассказанная исключительно мной в сентябре 2019 года почти за два года до того, как об этом было официально объявлено или сообщено кем–либо еще, Китай (и Россия) постепенно и незаметно начали наращивать сотрудничество по ключевым элементам иранской программы разработки ядерного оружия. В случае с Китаем уровень посредничества между посредниками, связанными с ним, и Северной Кореей и Ираном, был повышен с использованием трехсторонней системы поставок технологий (из Китая в Северную Корею через посредников, а затем из Северной Кореи в Иран) и оплаты в основном нефтью (из Ирана в Северную Корею, некоторые также отправляются из Ирана напрямую в Китай). Россия согласилась отойти на второй план перед Китаем в ядерной программе Ирана через год или два после фактического заключения 25-летней китайско-иранской сделки (в августе 2019 года), но с сентября 2021 года вернулась на переднее сиденье (когда она начала приводить в действие свой план по вторжению на Украину), поскольку Китай по-прежнему опасается открыто бросать вызов США за пределами своей предполагаемой зоны влияния в Тайваньском проливе. Ирану и России все еще нужно “два-три месяца, чтобы завершить разработку общей системы наведения ракет”, согласно источникам, с которыми говорил OilPrice.com на прошлой неделе, хотя у него [Ирана] уже есть огромное количество ракет с различной дальностью применения. Это оставляет сам ядерный материал для боеголовок в качестве третьего элемента, который необходимо выстроить в ряд, прежде чем оценивать как явную и настоящую ядерную угрозу. В соответствии с Докладом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) от 30 мая 2022 года: “Из-за роста иранских запасов обогащенного на 60 процентов урана Иран перешел новый опасный порог: сроки его прорыва сейчас равны нулю. У него достаточно 60-процентного обогащенного урана или высокообогащенного урана [ВОУ] в форме гексафторида урана [UF6], чтобы быть уверенным, что он может непосредственно создавать ядерное взрывчатое вещество. Если бы Иран хотел дополнительно обогатить свой 60-процентный ВОУ до 90-процентного ВОУ, обычно называемого оружейным ураном [WGU], используемого в известных иранских конструкциях ядерного оружия, он мог бы сделать это в течение нескольких недель, используя всего несколько современных каскадов центрифуг ”. Учитывая это, можно утверждать, что возвращение Ирана в лоно глобальных дипломатических отношений путем согласия на новую итерацию ядерной сделки может быть путем вперед. Однако для Вашингтона, похоже, что в Овальном кабинете был достигнут переломный момент в отношении СВПД, в котором, как было сказано OilPrice.com: “Мы не собираемся менять ни единого слова или добавлять ни единой запятой в текущем проекте [новой версии СВПД].” Единственное, что США готовы принять сейчас от Ирана – это, по сути, кастрация Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которую он стремится осуществить через подписание Ираном положений Целевой группы по разработке финансовых мер (ФАТФ), а затем стать полностью регулируемым и постоянно контролируемым членом ФАТФ. С его 40 действующими критериями и механизмами для предотвращения отмывания денег (деятельность, которая жизненно важна для деятельности КСИР по всему миру) и девятью критериями и механизмами для того, чтобы сделать то же самое для финансирования терроризма и связанной с ним деятельности (основная роль КСИР в продвижении бренда иранского ислама по всему миру), ФАТФ обладает широкими полномочиями в отношении отдельных лиц, компаний или стран, которые нарушают какие-либо из ее стандартов, и чрезвычайно агрессивно использует их постепенно, в зависимости от того, находится ли организация, на которую наложены санкции, в ее ‘сером’ или ‘черном’ списке. Верным признаком того, что США достигли предела в отношении Ирана, является то, что – на данный момент – даже если Иран присоединится к ФАТФ, Вашингтон не отменит определение КСИР как "Иностранной террористической организации" (FTO) немедленно, как это было обещано некоторое время назад, но сохранит вредное обозначение в течение как минимум двух лет, после чего оно будет пересмотрено, сообщил OilPrice.com высокопоставленный источник, близкий к Министерству нефти Ирана на прошлой неделе. “Этот обзор, - заключил он, - также позволит оценить, были ли удалены все иранские военные и разведывательные элементы влияния из нескольких стран, включая Ирак, Сирию, Ливан, Йемен, Афганистан и Пакистан, или Иран все равно не прошел проверку”.