ПЕРЕД КАТАСТРОФОЙ Если Соединенные Штаты и Советский Союз смогли достичь разрядки, нет никаких причин, по которым Вашингтон и Пекин не могут сделать то же самое. В начале холодной войны президент Джон Ф. Кеннеди, приветствуя необходимость “сделать мир безопасным для разнообразия”, подчеркнул, что “наше отношение так же важно, как и их”. Он предостерег американцев “не рассматривать конфликт как неизбежный, компромисс как невозможный, а общение - не более чем обмен угрозами”. Даже ясно давая понять, что Пекин заплатит высокую цену, если прибегнет к силе или другим формам принуждения, Вашингтон должен предоставить Китаю реальный выбор. Сдерживание требует, чтобы угрозы сочетались с гарантиями. С этой целью американские политики не должны бояться прямого взаимодействия со своими китайскими коллегами для обсуждения условий, на которых Соединенные Штаты и Китай могли бы сосуществовать, включая взаимные ограничения конкуренции. Американцам было относительно легко представить себе сосуществование с Китаем, который, как считалось, находится на одностороннем пути либерализации. Перед Соединенными Штатами и их партнерами сейчас стоит более сложная задача - представить себе сосуществование с авторитарной сверхдержавой, найти новую основу для двустороннего взаимодействия, которая фокусируется на формировании внешнего поведения, а не на изменении внутренней системы Китая. Наиболее насущная потребность связана с Тайванем, где Соединенные Штаты должны усилить сдерживание, а также разъяснить, что их политика “одного Китая” не изменилась. Это означает, что Пекин должен знать, насколько дорогостоящим будет кризис на Тайване, ставящий под угрозу его более широкие цели в области развития и модернизации, но также и то, что, если он воздержится от принудительных действий, ни Вашингтон, ни Тайбэй не воспользуются возможностью, чтобы раздвинуть границы дальше. В то время как госсекретарь Энтони Блинкен и другие высокопоставленные чиновники подтвердили, что Соединенные Штаты не поддерживают независимость Тайваня, другие действия администрации (особенно неоднократные заявления Байдена, предлагающие положить конец “стратегической двусмысленности”) посеяли сомнения. Помогая укрепить устойчивость Тайваня к китайскому принуждению, Вашингтону следует избегать характеристики Тайваня как жизненно важного актива для интересов США. Подобные заявления укрепляют веру Пекина в то, что Соединенные Штаты стремятся “использовать Тайвань для сдерживания Китая”, как выразился посол Китая в Вашингтоне в мае. Вместо этого Соединенные Штаты должны четко заявить о своей неизменной заинтересованности в мирном процессе урегулирования разногласий по обе стороны пролива, а не в конкретном результате. И поскольку они подчеркивают издержки, которые может ожидать Пекин, если он усилит свою кампанию принуждения против Тайваня, американские политики должны также подчеркнуть Тайбэю, что односторонние усилия по изменению политического статуса Тайваня, включая призывы к независимости де-юре, дипломатическому признанию США или другие символические шаги, сигнализирующие о постоянном отделении Тайваня от Китая, контрпродуктивны. Эти шаги будут необходимы, но недостаточны, чтобы преодолеть растущий фатализм в отношении кризиса, учитывая укрепляющуюся веру Пекина в то, что Соединенные Штаты стремятся сдержать Китай и будут использовать Тайвань с этой целью. Чтобы заложить фундамент под разрушающиеся американо-китайские отношения, потребуются более активные усилия по установлению границ честной конкуренции и готовности обсуждать условия сосуществования. Несмотря на недавние встречи и звонки, высокопоставленные официальные лица США пока не имеют регулярных контактов со своими коллегами, которые способствовали бы таким обсуждениям. Эти обсуждения должны быть скоординированы с . союзниками и партнерами США, чтобы помешать Пекину попытаться вбить клин между Соединенными Штатами и другими странами в Европе и Азии. Но Вашингтону также следует выработать общее понимание со своими союзниками и партнерами относительно потенциальных форм сосуществования с Китаем. Скептики могут сказать, что у руководства в Пекине нет причин подыгрывать, учитывая его триумфализм и недоверие. Это серьезные препятствия, но стоит проверить предположение о том, что Вашингтон может предпринять шаги для стабилизации эскалации напряженности, не испытывая сначала многочисленных кризисов с конкурентом, обладающим ядерным оружием. Есть основания полагать, что Пекин достаточно заботится о стабилизации отношений, чтобы ответить взаимностью. Несмотря на заявление о том, что “Восток растет, а Запад приходит в упадок”, Китай остается более слабой стороной, особенно учитывая его неопределенную экономическую траекторию. Внутренние проблемы, как правило, сдерживали поведение Китая, а не, как предполагали некоторые западные комментаторы, побуждали к рискованным авантюрам. Политолог Эндрю Чабб показал, что, когда китайские лидеры сталкивались с вызовами своей легитимности, они действовали менее напористо в таких областях, как Южно-Китайское море. Поскольку Пекин и Вашингтон неохотно идут на односторонние уступки, опасаясь, что они будут истолкованы как признак слабости внутри страны и другой стороной, разрядка потребует взаимности. Обе стороны должны будут предпринять скоординированные, но односторонние шаги, чтобы предотвратить милитаризованный кризис. Например, молчаливое понимание может привести к сокращению операций Китая и США в Тайваньском проливе и вокруг него, понизив температуру, не сигнализируя о слабости. Военные операции необходимы, чтобы продемонстрировать, что Соединенные Штаты будут продолжать летать и плавать везде, где позволяет международное право, включая Тайваньский пролив. Но, в конечном счете, способность Соединенных Штатов сдерживать и способность Тайваня защищаться от попытки вооруженного объединения со стороны Пекина имеют мало общего с тем, проходят ли американские военные через Тайваньский пролив четыре, восемь, 12 или 24 раза в год. В нынешней атмосфере недоверия слова должны подкрепляться действиями. На своей виртуальной встрече с Байденом в ноябре 2021 года Си сказал: “У нас есть терпение, и мы будем стремиться к перспективе мирного воссоединения с предельной искренностью и усилиями”. Но последующие действия Пекина подорвали доверие к нему в Тайбэе и Вашингтоне. Байден также сказал Си, что Соединенные Штаты не стремятся к новой холодной войне и не хотят менять систему Пекина. Тем не менее, последующие действия США (включая усилия по диверсификации цепочек поставок за пределами Китая и новые визовые ограничения для должностных лиц КПК) подорвали доверие к Вашингтону не только среди лидеров в Пекине, но и других стран региона. Не помогает и то, что некоторые чиновники администрации продолжают проводить параллели с холодной войной. Для укрепления собственного авторитета администрация Байдена также должна сделать больше, чтобы предотвратить обвинения в лицемерии и двойных стандартах. Рассмотрим политику США по борьбе с цифровым авторитаризмом: Вашингтон нацелился на китайские компании, занимающиеся технологиями наблюдения, более жестко, чем аналогичные компании, базирующиеся в Соединенных Штатах, Израиле и других западных демократиях. МИР, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ До сих пор усилия администрации Байдена по наведению порядка были сосредоточены на механизмах, исключающих Китай, таких как Quad (четырехсторонний диалог по безопасности) и Индо-Тихоокеанская экономическая структура. Хотя официальные лица тщательно настаивают на том, что эти инициативы не нацелены на какую-либо одну страну, мало признаков каких-либо соответствующих усилий по обсуждению роли Пекина в международном или региональном порядке. На полях появились некоторые признаки того, что инклюзивные группировки все еще могут приносить пользу. (Всемирная торговая организация заключила соглашения о субсидиях на рыболовство и производство вакцины против COVID-19.) Но если инвестиции в более узкие, отвечающие целям коалиции продолжат иметь приоритет над более широкими, всеобъемлющими соглашениями и институтами, в том числе теми, в которых Китаю и Соединенным Штатам отводится важная роль, геополитическая напряженность скорее ослабнет, чем оживит международную систему. Обновление лидерства США также потребует принятия дополнительных мер в ответ на критику в адрес того, что порядок под руководством США означает “правила для тебя, но не для меня”. Ясное и смиренное признание случаев нарушения Соединенными Штатами Устава ООН, таких как вторжение в Ирак, стало бы важным шагом к преодолению этого негодования. И Вашингтон должен приносить пользу гражданам развивающихся стран, будь то COVID-19, климат, голод или технологии, а не просто призывать их не работать с Китаем. У себя дома Вашингтон должен работать над восстановлением двухпартийной поддержки США во взаимодействии с международной системой. Поскольку Соединенные Штаты переосмысливают свои внутренние и международные цели, они должны делать это на своих собственных условиях, а не ради того, чтобы превзойти Китай. Тем не менее, конкретизация всеобъемлющего, позитивного видения мира, к которому они стремятся, также стала бы первым шагом к прояснению условий, при которых Соединенные Штаты приветствовали бы или приняли бы китайские инициативы, а не рефлексивное противодействие им. Расхождение интересов и ценностей стран по-прежнему приведет к тому, что Соединенные Штаты будут выступать против многих действий Пекина, но это противодействие будет сопровождаться явной готовностью вести переговоры об условиях растущего влияния Китая. Соединенные Штаты не могут уступить Пекину столько влияния, чтобы международные правила и институты больше не отражали интересы и ценности США. Но больший риск сегодня заключается в том, что чрезмерные усилия по противодействию влиянию Китая подорвут саму систему из-за сочетания паралича и продвижения альтернативных договоренностей крупными державами. Наконец, Соединенные Штаты должны сделать гораздо больше, чтобы инвестировать в силу своего примера и гарантировать, что шаги, предпринятые для противодействия Китаю, не подорвут этот пример, попав в ловушку попыток превзойти Китай. Защитные или карательные действия, будь то военные, экономические или дипломатические, следует оценивать не только на основе того, противостоят ли они Китаю, но и на основе того, как они влияют на систему в целом и отражают ли они верность принципам США. Конкуренция не может стать самоцелью. До тех пор, пока превосходящий Китай определяет целеустремленность Соединенных Штатов, Вашингтон будет продолжать оценивать успех не по своим собственным критериям. Рейтинги - это символическая конструкция, а не объективное условие. Если стремление к человеческому прогрессу, миру и процветанию является конечной целью, как заявил Блинкен, тогда Соединенным Штатам не нужно побеждать Китай, чтобы победить.