По мере приближения запрета ЕС на российскую нефть и топливо спрос на танкеры, особенно танкеры ледового типа, растет.
В начале августа средняя прибыль танкера с нефтепродуктами подскочила до самого высокого уровня с 1997 года, и вполне вероятно, что с тех пор прибыль увеличилась.
Мировые рынки топлива также напряжены, что в сочетании с резким ростом цен на танкеры только усилит опасения по поводу инфляции.
В новую эпоху дефицита энергии один аспект ситуации, как правило, упускается из виду: транспортировка энергии. Спрос на танкеры растет с тех пор, как весной Европейский Союз ввел санкции против России, и эта тенденция только усилится в ближайшие месяцы, поскольку вступает в силу эмбарго ЕС на российскую нефть и топливо. На этой неделе агентство Bloomberg сообщило, что судоходные компании изо всех сил пытаются заполучить в свои руки как можно больше танкеров ледового класса в преддверии эмбарго, которое вступает в силу в начале декабря в отношении сырой нефти и через два месяца - в отношении топлива. В докладе отмечается, что суда будут необходимы для продолжения транспортировки российской нефти и топлива в неевропейских направлениях, поскольку ЕС больше не сможет их покупать, хотя европейские покупатели в настоящее время запасаются российской нефтью и топливом в ожидании эмбарго. Война в Украине и реакция ЕС на нее уже значительно оживили мировой рынок танкеров, а вместе с ним и стоимость фрахта углеводородов. После вторжения 24 февраля спрос на танкеры резко вырос и, вероятно, останется устойчивым в обозримом будущем, не в последнюю очередь потому, что предложение довольно ограничено, сообщил CNBC в августе Тор Свелланд из Svelland Capital. За последние несколько лет было построено несколько танкеров, и, поскольку отрасль не может полностью изменить ситуацию в одночасье, поставки, вероятно, останутся ограниченными, что приведет к росту стоимости транспортировки нефти и топлива. Действительно, в начале августа агентство Bloomberg вновь сообщило, что на мировом рынке танкеров наблюдается самый высокий спрос более чем за два десятилетия. Ссылаясь на данные Clarkson Research Services, в отчете говорится, что средняя прибыль танкера с нефтепродуктами за две недели до 8 августа подскочила до 400 000 долларов - самого высокого уровня с 1997 года. К настоящему времени эта цифра, вероятно, еще выше, и она будет продолжать расти, поскольку спрос на топливо превышает предложение в ближайшие месяцы. Топливный рынок и так напряжен, но со вступлением в силу топливного эмбарго ЕС против России оно будет только ужесточаться, что еще больше усилит конкуренцию за ограниченный парк бензовозов. “Запрет ЕС на российские нефтепродукты с февраля 2023 года вызовет перестройку экосистемы торговли нефтью”, - говорится в заявлении датской судоходной компании Torm , которое цитирует Bloomberg. “Часть этой торговой перекалибровки уже началась”. В перекалибровке будет задействовано не только больше танкеров для перевозки российского топлива и сырой нефти в неевропейские пункты назначения, но и больше танкеров для поставок нефти и топлива в Европу из нероссийских стран, включая, весьма вероятно, такие страны, как Китай и Индия, которые перерабатывают российскую нефть в топливо, в которое они затем экспортируют, среди прочего, Европа. В дополнение к ожидаемой ограниченности рынка танкеров, которая окажет ощутимое влияние на цены на топливо, мировой топливный рынок также ограничен и, вероятно, останется таким в ближайшие годы. Согласно отчету Reuters со ссылкой на S & P research, причиной является рекордное сокращение мировых нефтеперерабатывающих мощностей на 3,8 млн баррелей в день в период с марта 2020 года по июль 2022 года, согласно отчету Reutersсо ссылкой на S &P research. В то время как мощности по переработке сократились, спрос на топливо увеличился на 5,6 млн баррелей в сутки, создав значительный разрыв с предложением, основанным на мощности по переработке. Новые нефтеперерабатывающие мощности мощностью около 2 млн баррелей в сутки должны быть введены в эксплуатацию к концу следующего года, если не возникнут задержки, что вполне вероятно, согласно исследованию S & P. Дальнейшее увеличение мощностей гораздо менее вероятно, поскольку переработчики подозревают, что толчок к переходу на энергоносители в скором времени превратит потенциальные новые нефтеперерабатывающие заводы в проблемные активы. В этой ситуации будущее не выглядит хорошим с точки зрения доступности или широкой доступности топлива. По мере вступления в силу нефтяного и топливного эмбарго ЕС Россия обратится к новым клиентам в Азии, Африке и, по данным Bloomberg, Латинской Америке. Сам ЕС должен будет поставлять свое топливо из таких мест, как Ближний Восток, США и, как уже отмечалось, Индия и Китай. Из-за жесткой ситуации с поставками, которая, безусловно, добавит надбавку к ценам на топливо, не исключено, что страны, импортирующие топливо из России, такие как два азиатских гиганта и Саудовская Аравия, могут сделать то, что Китай делает с российским СПГ: перепродать его в Европу с наценкой. Между тем, США испытывают собственные ограничения в отношении запасов топлива, в частности запасов средних дистиллятов, дизельного топлива и авиатоплива. Для Европы это означает, что помощь, которую она может ожидать от США в виде увеличения экспорта топлива, будет ограниченной: дизельного топлива для экспорта просто не хватит. Это может добавить дополнительную надбавку к ценам на топливо этой зимой. Танкеры и топливо между ними этой зимой подорожают, поскольку мир пытается бороться с инфляцией. Танкеры и топливо не помогут в этой борьбе.