Денежная масса выросла во время карантина из-за covid. Сейчас она вот-вот снова взлетит, чтобы оплатить все счета за электроэнергию. Но это еще не все. Спрос на валюту и кредиты, которые будут созданы из воздуха, чтобы заплатить за все, будет расти быстро и быстро. Ожидания, что цены на энергоносители, включая европейскую электроэнергию, достигли своего пика, наивны. Путину еще предстоит полностью закрутить гайки зимой и весной в Европе и мире. Будет удивительно, если мировые цены на нефть и природный газ в Европе не окажутся значительно выше в течение двенадцати месяцев. И Европа испортила свои поставки электроэнергии — именно там цены на энергию вырастут больше всего. Банкиры пытаются снизить свои кредитные риски из-за растущих процентных ставок, подрывая ВВП. Ожидается, что помимо оплаты всеобщих счетов за электроэнергию, спасения проблемных банков, сокращения налоговых поступлений и трудностей с продажей государственного долга при растущей доходности, правительства будут применять экономические стимулы для поддержки как своей экономики, так и финансовых рынков. Кроме того, в этой статье приводятся доказательства того, почему расширение кредита центрального банка оказывает гораздо большее влияние на цены, чем сокращение банковского кредита. Замена кредита коммерческого банка кредитом центрального банка окажет гораздо большее инфляционное воздействие, чем дефляция от одного только банковского кредита. Попытки спасти американскую, европейскую и японскую экономики путем замены коммерческого банковского кредита кредитом центрального банка, вероятно, станут переворотом для fiat. Мы можем начать предвидеть путь к разрушению покупательной способности для всех бумажных валют, а не только для Зимбабве, Турции, Венесуэлы и др. Оказывается, что глобальной гиперинфляции невозможно избежать. Сначала это был covid, теперь это энергия… Для волшебного денежного дерева его отшелушивание - это просто одно за другим… Признав непрактичность введения контроля над ценами на российский газ и нефть, ЕС обращается к защите всех домохозяйств и предприятий от энергетического кризиса. Даже Швейцария, а теперь и Великобритания склоняются перед неизбежными последствиями сочетания инфляционной денежно-кредитной политики последних лет, экологического вокизма и откровенно безответственной энергетической политики с решением ввести санкции против крупнейшего в мире экспортера энергии. Не может быть никаких сомнений в том, что после неофициальных обсуждений на наднациональном уровне был выработан общий подход к решению энергетических проблем. В конце концов, такие форумы, как G7 и G20, сводятся к согласию действовать сообща, единым фронтом, чтобы не допустить, чтобы рынки забрали контроль над событиями из рук правительства. Линии связи продолжаются между официальными встречами. Таким образом, сторонники истеблишмента считают, что существует меньше шансов на валютный кризис, вызванный одним правительством, проводящим мошеннический курс. Следствием этого, конечно, является то, что даже при успешном управлении внедряются ошибочные политики. Берет верх форма близорукости группового мышления. И хотя непосредственная проблема решена, последствия редко можно предвидеть. Эти последующие последствия почти наверняка подорвут попытки государственников облегчить трудности, которые их прежняя политика причинила их избирателям. В случае Великобритании предполагается, что счета за электричество и, предположительно, газ будут полностью финансироваться на сумму свыше 2500 фунтов стерлингов на домохозяйство, при этом для бизнеса будут созданы механизмы поддержки. Но большая часть ядерной энергетики Франции остановлена — 32 из 56 ядерных реакторов Electricité de France выведены из строя, при этом на четырех наблюдается коррозия под напряжением и небольшие трещины на цементных заводах, а еще на 12 реакторах подозревается аналогичное воздействие. Остальные шестнадцать закрыты на плановое техническое обслуживание. Похоже, что Франция рассчитывает импортировать электроэнергию в период с октября по февраль от европейских соседей, включая Великобританию, в то время как Великобритания рассчитывает импортировать французскую электроэнергию. Неясно, как будет осуществляться поддержка бизнеса; это чрезвычайно сложный вопрос. Но нет никаких сомнений в том, что без этой поддержки экономика рухнет этой зимой, поскольку предприятия закрываются, безработица растет, а низшие слои общества, эмоционально пожилые люди и матери-одиночки, находящиеся в трудном положении, не могут сохранить тело и душу вместе. С точки зрения правительства, если ничего не предпринять сейчас, доходы упадут, расходы на социальное обеспечение возрастут, гражданское неповиновение может усилиться, а закон и порядок рухнут. Те же проблемы могут возникнуть в Европейском союзе, где некоторые страны сталкиваются с большей склонностью к беспорядкам. Нет сомнений в том, что в практическом мире современной политики, где дело каждого является делом правительства, нет альтернативы увеличению поддержки людей и их работодателей в предстоящие времена. Либо с проблемой нужно столкнуться сейчас, либо с последствиями для государственных финансов придется столкнуться позже. Проблема финансирования энергетических субсидий еще не является общественной проблемой. Как показал опыт с covid, правительства смогли без особых трудностей увеличить свое финансирование для покрытия чрезвычайных ситуаций. Это приводит к предположению, что правительства могут просто выпустить больше долговых обязательств — возможно, 150 миллиардов фунтов стерлингов в случае Великобритании, но, вероятно, будет больше, если соотношение государственного долга к ВВП превысит 110%. Влияние на страны-члены ЕС с задолженностью, у которых и без того соотношение долга к ВВП намного выше, тоже не очень хорошее, но что еще можно сделать? Несомненно, продажа облигаций для оплаты избыточных счетов за электроэнергию будет проблематичной. Государственное финансирование через covid и его последствия происходило на фоне снижения процентных ставок, когда банки, страховые компании и пенсионные фонды были готовы покупать государственные облигации. Сейчас мы сталкиваемся с перспективой повышения процентных ставок, а инфляция цен предполагает, что процентным ставкам предстоит еще много, много расти. Аппетит к облигациям с фиксированной процентной ставкой неизбежно существенно снизится. Кроме того, центральные банки больше не проводят количественное смягчение, а начинают ужесточать. Таким образом, уверенности рынка, которая приходит с центральными банками, гарантирующими цены своих государственных облигаций, больше нет. Инвесторы, в основном в форме пенсионных фондов и страховых компаний, вынуждены придерживаться более осторожной позиции и не имеют альтернативы уклонению от аукционов государственного долга. Без отвлечения реальных инвестиций из частного сектора в государственные облигации любой выпуск государственного долга, превышающий погашение существующих акций, становится инфляционным. Центральные банки, безусловно, осознают, что для удовлетворения этой новой волны государственных заимствований придется отказаться от количественного ужесточения, все больше полагаться на финансирование через краткосрочный кредит коммерческого банка, а доходность облигаций должна вырасти до такой степени, чтобы можно было избавиться от долга. Что касается того, будет ли вновь введено количественное смягчение, это будет представлять собой разворот политики, сопряженный с большими трудностями во время повышения процентных ставок и роста потребительских цен. Участники рынка еще не полностью осознали эту проблему, что подтверждается самоуспокоенностью по поводу оценок на финансовых рынках. Несмотря на тревожный сигнал на этой неделе, когда потребительские цены в США выросли чуть больше, чем ожидалось, а индекс Dow упал на 1276 пунктов, инвесторы все еще надеются, что инфляция носит временный характер и что угроза углубления рецессии является гораздо более серьезной проблемой, ограничивающей рост доходности облигаций. Текущие макроэкономические теории допускают только один или другой результат. Сокращение кредитования, более высокие цены и более высокие процентные ставки считаются противоречащими решению проблемы рецессии. Но рост доходности облигаций в любой реальной величине просто уничтожает ценность и, следовательно, кредит. Возникает нехватка кредитов, и борьба за дополнительные кредиты для их замены приводит к еще большему росту процентных ставок. Это всегда происходит в начале финансового кризиса, что наглядно продемонстрировал вторичный банковский кризис в Великобритании в 1973 году. Ставки Банка Англии неохотно начали повышаться в апреле с 9,75% на фоне ухудшения экономического фона, отражающего ужесточение кредитования. Банки, подверженные риску коммерческой недвижимости, начали рушиться после того, как ставка Банка Англии была повышена до 12% в октябре. Корень путаницы, по сути, заключается в незнании взаимосвязи между количеством кредита в обращении и последствиями его сокращения. Именно эта взаимосвязь определяет цены, а не кривые спроса и предложения, одобренные неокейнсианским консенсусом. Экономисты и инвестиционный истеблишмент предпочитают рассматривать расширение валюты и кредитования в связи с кризисом covid как разовое событие, когда экономика и государственные финансы со временем возвращаются на более устойчивые пути. Примеры такого мышления показаны как в десятилетних прогнозах Бюджетного управления Конгресса, так и в прогнозах Управления бюджетной ответственности Великобритании. Каждый раз, когда их прогнозы оказываются неверными, они просто продлевают сроки до официального целевого показателя инфляции. Оставляя в стороне наследие ущерба, нанесенного предприятиям и личным финансам, можно утверждать, что covid позади. Но полагать, что государственные финансы могут свободно восстанавливаться с течением времени, необоснованно. За этим последуют еще более “разовые” волны инфляции