ФРС, ЕЦБ, Банк Англии и инфляция: вот как ей противодействуют крупные центральные банки - недовольства ценами часть 2
новая дискуссияСтатья141
Швейцария
Глава СНБ Томас Джордан Фото: Стефан Вермут / Bloomberg через Getty Images Наши южные соседи находятся в сравнительно приятном месте. Цены там тоже растут, но в настоящее время всего на 3,5 процента – почти мизерный показатель по сравнению с Европой и США. Это в основном потому, что швейцарцы довольно энергоемки благодаря водной и ядерной энергетике, и вряд ли кто-то использует газ для отопления. Таким образом, рост цен, вызванный войной на Украине и шантажирующей сырьевой политикой российского лидера Владимира Путина, в некоторой степени проходит мимо Швейцарии.
Национальный банк Швейцарии в Берне Фото: ФАБРИС КОФФРИНИ / AFP Добавьте к этому силу франка: федеральная валюта всегда востребована в международных кризисах, потому что инвесторы верят в политическую и экономическую стабильность Швейцарии, а ранее – в секретность коммерческих банков на Цюрихском озере. А сильная валюта теперь не позволяет стране импортировать инфляцию, потому что ей приходится покупать дорогие иностранные товары. И это тоже помогает Швейцарии. Тем не менее, Швейцарский национальный банк (ШНБ) также должен быть обвинен в том, что он изначально проспал инфляцию, в первую очередь потому, что он долгое время придерживался своей мягкой денежно-кредитной политики. На этом, скорее всего, все закончится: в четверг состоится заседание ШНБ, и многие экономисты ожидают резкого повышения процентных ставок на 75-100 базисных пунктов, то есть в той степени, в которой, вероятно, будет действовать ФРС. Это положило бы конец более чем семилетней эре отрицательных процентных ставок по федеральным фондам; в настоящее время ставка составляет минус 0,25 процента. К концу мая он даже оставался на уровне минус 0,75 процента– то есть в то время, когда большинство центральных банков уже повышали ставки. Япония
Глава Банка Японии Харухико Курода Foto: Kyodo News / IMAGO Япония во многих отношениях является особым случаем, в том числе и в денежно-кредитной политике. С момента окончания жилищного бума более 30 лет назад страна постоянно боролась с падением цен. Эта дефляция, по крайней мере, так же опасна, как и инфляция. Потому что, когда граждане страны постоянно рассчитывают на то, что цены будут постоянно падать, они отстают от потребительских расходов, и экономика слабеет. Соответственно, основные процентные ставки Банка Японии являются низкими – они десятилетиями колебались вокруг нулевой отметки. Кто бы ни правил в Токио, он пытается стимулировать потребление и, следовательно, инфляцию с помощью программ крупных расходов – тщетно. Центральный банк, в свою очередь, скупал японские государственные облигации в огромных масштабах в течение небольшой вечности. Таким образом, он подталкивает их курс вверх, а процентную ставку, которая развивается зеркально, - вниз, тем самым облегчая правительству получение новых долгов. Банк Японии даже прямо пообещал сохранить процентную ставку по государственным облигациям на нулевом уровне в долгосрочной перспективе – ни один другой крупный центральный банк не делает ничего подобного. Эта странная политика не привела ни к чему хорошему – за исключением огромного экономического роста и ужасного государственного долга в размере 260 процентов. Это, конечно, не такая уж большая проблема, потому что японцы практически в долгу перед самими собой – в конце концов, Центральный банк скупает почти все государственные облигации. Но с вечной дефляцией теперь покончено. Уровень инфляции в Японии в августе вырос на 2,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является самым высоким показателем за последний год в 2014 году. Это сенсационная новость для Японии, в конце концов, центральный банк уже давно не достигает своего целевого показателя инфляции в два процента, установленного в 2013 году, хотя, как описано, это связано с тем, что инфляция значительно ниже.
Штаб-квартира Банка Японии в Токио Фото: Юрико Накао / REUTERS К этому следует добавить слабость иены. В настоящее время он торгуется по отношению к американскому доллару на самом низком уровне за 24 года, что увеличивает риск того, что страна импортирует инфляцию, в результате чего ей придется платить за иностранные товары больше, чем раньше. Что еще более удивительно, так это то, что центральный банк Японии придерживается отрицательной ключевой ставки в размере минус 0,1 процента. Критики отмечают, что Япония впервые за долгое время получила шанс окончательно выйти из дефляционного кризиса, для чего Центральный банк должен, наконец, повысить базовые процентные ставки. Однако до сих пор не видно, чтобы японские валютные регуляторы переключились, присоединились к другим центральным банкам и пошли по так называемому курсу ужесточения. Таким образом, Япония пока сохраняет свою особую роль. Великобритания
Глава Банка Англии Эндрю Бейли Фото: Франк Аугштайн / PA Wire / dpa Королева мертва, инфляция вообще отсутствует – среди западных экономик ни одна страна не страдает от роста цен так сильно, как Великобритания. Уже в июле цены росли с двузначной скоростью. Основная ставка составляет 1,75 процента, в конце концов, Банк Англии, второй по величине центральный банк в мире после шведского Riksbank, начал повышать ставки на один процент раньше, чем американцы, но в гораздо меньшей степени, чем повышал ставки. Остров находится в тисках, цены растут и растут, экономике угрожает рецессия, а очевидная нехватка рабочей силы и квалифицированных кадров, связанная с Brexit, не может быть решена ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Новый премьер-министр Лиз Трасс хочет смягчить социальные трудности инфляции с помощью огромного пакета расходов в размере 150 миллионов фунтов стерлингов, но в долгосрочной перспективе это должно привести к тому, что спираль цен раскрутится еще быстрее. Центральный банк, как и его сестра в США, столкнулся с резким повышением процентных ставок. 75 базисных пунктов - это минимальная ставка, на которую она, вероятно, повысит ставку по федеральным фондам на своем заседании в четверг.
Банк Англии в Лондоне Фото: Алессия Пьердоменико / REUTERS Но ей придется сделать больше, чтобы бороться с инфляцией и защитить свою репутацию. В то же время островитяне больше не верят в то, что цены снова успокоятся, как показывает ежеквартальный опрос Банка Англии: в среднем британцы ожидают, что уровень инфляции в 2023 году составит 4,9 процента, тогда как в мае, когда проводился последний опрос, он составлял 4,6 процента. Таким образом, инфляционные ожидания высоки как никогда, а уверенность в способностях валютных регуляторов тем временем падает до исторических минимумов. Десятидневные траурные церемонии по случаю смерти королевы на какое-то время смогли смягчить плачевное положение британской экономики. Но сочетание высокой инфляции, высокого уровня частного долга, мрачных прогнозов роста и центрального банка, который почти не пользуется доверием, не предвещает ничего хорошего.