Чтобы увидеть картинки, читайте нажав на "ОТВЕТИТЬ"ТЭС-3 - советская транспортабельная
13 октября 2022 года в Обнинске прошло заседание научно-исторического круглого стола под эгидой Ядерного общества России по теме "Малая атомная энергетика: вчера, сегодня, завтра (ретроспектива и перспективы)", приуроченное к 61-й годовщине со дня энергопуска транспортабельной малой энергетической станции ТЭС-3.
Об истории ТЭС-3 участникам мероприятия рассказал научный руководитель ГНЦ РФ-ФЭИ
Владимир Троянов.
В своём выступлении Владимир Михайлович использовал также материалы статьи "ТЭС-3 - передвижная атомная электростанция, транспортируемая на гусеничных самоходах" ("Известия ВУЗов. Ядерная энергетика" №1, 2022, авторы -
Н.Ю.Науменко и
И.М.Мохирева).
История проектаПредложение о создании самоходной АЭС для работы на Крайнем Севере было впервые высказано Ефимом Павловичем Славским.
Сегодня известно, что такое предложение прозвучало в его беседе с директором Кировского завода Николаем Михайловичем Синёвым в 1955 году. Результатом стали проекты атомного энергопоезда в двух вариантах - одноконтурная схема с газотурбинной установкой и схема с использованием паротурбинной установки самого локомотива.
Примерно год спустя Совет министров СССР принял постановление о разработке транспортабельной АЭС. Головная функция была отведена Лаборатории "В" (нынешний ФЭИ).
Требовалось разработать АЭС малой мощности, изготавливаемой на заводе в максимально готовом виде и удовлетворяющей требованиям перевозки по железной дороге. Дополнительное условие - возможность перебазирования установки с невыгруженной зоной после работы на мощности.
Рассматривались разные варианты. Среди них - размещение АЭС на железнодорожной платформе, вариант с газоохлаждаемым реактором, вариант с водоохлаждаемым реактором, использующим паротурбинную установку локомотива, и так далее.
Возглавлял работы по проекту транспортабельной АЭС Юрий Анатольевич Сергеев. Для проекта была создана лаборатория, в которой собрался сильный коллектив. Проводились исследования по различным направлениям, строились теплогидравлические стенды, для имитации активной зоны были собраны три критсборки.
В конце концов было принято решение отказаться от вариантов с железнодорожной платформой. В 1957 году был готов эскизный проект электростанции на гусеничных самоходах (авторы Юрий Анатольевич Сергеев и Дмитрий Леонидович Бродер).
Проект платформ были взяты на Кировском заводе, он базировался на проекте гусеничного шасси тяжёлого танка Т-10. Изменения потребовались минимальные - поскольку самоходы ТЭС-3 были тяжелее танка (60 т против 50 т), то были добавлены два катка. Кроме того, сама платформа была немного расширена.
В кратчайшие сроки Кировским заводом были изготовлены четыре самохода. Всего же в проекте принимали участие более сотни поставщиков стандартного оборудования, приборов и специальной аппаратуры.
Научное руководство создания уникального объекта осуществлялось Лабораторией "B" (с 1960 года - ФЭИ). Основными участниками были Сергеев Ю.А. Орехов В.И., Наумов В.А., Румянцев Г.Я., Минашин М.Е., Орлов В.В. Эксперименты выполнялись в лаборатории под руководством Морозова И.Г.
Самоходы приехали на площадку ФЭИ в 1961 году, что позволило приступить к выполнению пусковой программы силами лаборатории №2. Первый выход реактора на критику произошёл 7 июня 1961 года, а энергопуск состоялся 13 октября 1961 года.
ТЭС-3 была установлена на площадке рядом с Первой в мире АЭС. На фотографии ниже на заднем плане видна ТЭЦ, расположенная напротив Первой в мире (с неё на ТЭЦ подавался пар).
ТЭС-3 в ФЭИ
Технические характеристикиТЭС-3 состояла из четырёх самоходов, два из которых при работе были обвалованы грунтом (земляная защита). Функционально самоходы разделяются следующим образом:
• первый самоход содержал реактор с обслуживающими работу системами;
• второй самоход содержал парогенератор, различное оборудование и циркуляционные насосы для подпитки первого контура, теплообменник, посредством которого тепло передаётся рабочему телу;
• третий самоход содержал турбогенератор мощностью 1,5 МВт; паровая схема позволяла выдать 2 МВт, но пришлось ориентироваться на доступные генераторы;
• четвёртый самоход содержал пульт управления и вспомогательное оборудование.
Разрез самохода №1 (из альбома Кировского завода)
Реакторный блок двухконтурный, оснащён реактором водо-водяного типа с ТВС высокообогащённым ураном. Замедлитель и теплоноситель - лёгкая вода. Основные параметры приводятся ниже:
• расход воды в первом контуре установки - 320 т/ч;
• температура воды на входе в реактор - 270°C;
• температура воды на выходе из реактора - 300°C;
• вес оборудования станции (включая биологическую защиту) - 210 т;
• вес всех энергосамоходов - 310 т;
• активная зона - цилиндр высотой 600 мм и диаметром 660 мм;
• чмсло ТВС в активной зоне - 74;
• мощность турбогенератора станции - 1,5 МВт, однако три её парогенератора могут давать пар давлением 20 атм и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 МВт;
• на месте эксплуатации четыре самохода соединяются между собой кабелями и трубопроводами;
• длина кампании реактора рассчитывалась на период от 250 суток до 1 года;
• число операторов в смене - 3.
Реакторный самоход снабжён транспортируемой биологической защитой, позволяющей производить монтажные и демонтажные работы уже через несколько часов после остановки реактора, а также перевозить реактор с частично или полностью выгоревшей активной зоной.
При транспортировке охлаждение реактора осуществляется с помощью воздушного радиатора, обеспечивающего съём до 0,3% номинальной мощности установки.
Станцию обслуживали три оператора. По личным впечатлениям докладчика, в пультовой (четвёртый самоход) было достаточно тесно.
ТЭС-3 безупречно отработала в энергетическом режиме около 13 тысяч часов в период с 13 октября 1961 года по 18 июля 1965 года. После выработки топливной загрузки станция была остановлена, так как заказчик (Минобороны СССР) отказался от полезного использования таких установок.
После закрытияПосле принятия решения о закрытии ТЭС-3 все четыре самохода были перемещены на площадку длительного хранения.
В 80-ые годы было принято постановление советского правительства об использовании ТЭС-3 на Камчатке в составе Мутновской геотермальной электростанции.
Во исполнение этого решения самоход с турбогенератором добрался до Камчатки своим ходом. Перевозку осуществили два работника Кировского завода.
К сожалению, использовать турбинный самоход на новом месте не получилось. В настоящее время он по-прежнему отстаивается на Камчатке, но уже не в самом хорошем состоянии.
Реактор после закрытия ТЭС-3 был демонтирован и в настоящее время хранится как радиоактивный отход.
Турбинный (№3) самоход ТЭС-3 зимой 2022 года, фото ФЭИ
Опыт первопроходцевВ заключительной части выступления Владимир Троянов напомнил, что ТЭС-3 в период её работы посещали многие знаменитости. Побывал на ТЭС-3 и первый космонавт Юрий Гагарин.
Юрий Гагарин на ТЭС-3
"Конечно, сегодня повторять это
(ТЭС-3) нельзя. Она не соответствует никаким
(современным) нормам и правилам... Но абсолютно успешная работа этого объекта была доказательством того, что можно на это
(транспортабельные малые АЭС) рассчитывать", - сказал Владимир Троянов.
В наши дни конструктора и проектанты могут предложить другие, более удачные решения. Но советские специалисты, создававшие ТЭС-3 в 50-ые годы, были первопроходцами, и их опыт обязательно следует проанализировать.
По мнению докладчика, важный вывод из истории ТЭС-3 состоит в том, что малым реакторам необходимо "правильно назначать миссию".
Малой атомной энергетике трудно и по большому счёту не нужно конкурировать с атомной энергетикой больших мощностей. Но она может сыграть важную роль для обеспечения безопасности в разных регионах при разных обстоятельствах, в том числе и тревожных.
"И здесь мы способны с вами предложить решения, которые могут использоваться и сегодня, и в будущем и даже в следующем веке", - сказал в заключение Владимир Троянов.