Цитата: Алёша Попович от 11.02.2023 23:00:29ЦитатаМетро - это _очень_ дорого.
с каких пор?
Всегда так было.
Вот оценки стоимости прокладки 1 км тоннелей метро ещё с 2015 года:
ЦитатаСогласно проведенному анализу: стоимость строительства 1 км линии метрополитена с двумя однопутными тоннелями (диаметр 6 м) составляет 7,028 млрд рублей, стоимость аналогичного участка с двухпутным тоннелем (диаметр 10 м) — 6,253 млрд.
Согласно ценовому анализу в Москве стоимость строительства линий существенно разнится (зависит от компоновки станций, выходов на поверхность, учета проектируемых линий) и составляет от 5,5 млрд до 12 млрд за 1 км. В Казани этот показатель 7,5 млрд рублей за 1 км.
В Петербурге цена километра Калининско-Красносельской линии составила 8,31 млрд рублей, на Фрунзенской линии 1 км оценен в 7,77 млрд.
https://undergrounde…metro-spb/То есть реально 1 км строительства подземного метро сейчас будет обходиться в среднем в 6-9 млрд рублей. И это без учёта стоимости строительства станций, депо, закупки подвижного состава, эскалаторов, зарплат работникам, стоимости электроэнергии, обслуживания, ремонта и амортизации.
В Красноярске одна ветка на 6 станций длиной 9,4 км обойдётся в не менее
64,2 млрд рублей
. Опять же это только на строительство, без учёта наполнения техникой. Стоимость одного вагона поезда метро нового поколения «Москва» составляет
65-70 млн руб.
Бюджет Омска:
ЦитатаПроект бюджета на 2023 год утвердили в следующих параметрах: доходы — 29,8 млрд рублей. расходы — 31,2 млрд рублей ( в 2022 году доходы составляли 22,6 млрд рублей, расходы - 23.8 млрд рублей).
Бюджет Красноярского края:
Цитата"Параметры бюджета на 2023 год: доходы - 344 млрд рублей, расходы - 389 млрд рублей, дефицит - 45 млрд рублей", - говорится в сообщении Минфина.
Далеко не все города могут позволить себе построить и поддерживать хотя бы 1 ветку метро.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
В Китае
135 мегаполисов с населением более 900 тыс. человек (113 мегаполисов с населением более 1 млн, 80 мегаполисов с населением более 1,5 млн ). Из них метро есть только в
44 городах, остальным 91 мегаполисам метро пока не досталось, местные жители пользуются автобусами/электробусами и не жужжат про столичные Пекин-Шанхай, которые дескать "им должны, но вместо этого построили зачем-то на двоих более 900 станций метро".
В 4-м по численности населения городе США Хьюстоне (2,4 млн жителей в центре города,
7 млн в агломерации) - вообще нет метрополитена, только трамвай. Нет метро и в 5-м городе США - Финиксе (1,6/
4,8 млн жителей). Из
15 мегаполисов США с населением более 900 тыс. полноценное метро есть только в
4.
То есть даже Китай с его триллиардами доходов, даже США, печатающие квадриллионы долларов - не могут себе позволить строить метро во всех своих мегаполисах. Более того, даже один из самых богатых городов мира - Нью-Йорк (бюджет 98,5 млрд долларов) не справляется с банальным обслуживанием и ремонтом уже существующей инфраструктуры и практически не открывает новые станции.
Так что да, метро - это очень и очень дорого. Важность/нужность метро для города растёт только с численностью населения. Скажем города с населением 0.5-1 млн вполне могут обходиться скоростным трамваем и/или городской электричкой. При численности населения больше 3 млн - уже желательно метро, при численности 9-10 млн - оно жизненно необходимо, а при численности более 18 млн (как реально в Москве или Пекине) - метро желательно иметь под несколько сотен станций и постоянно расширять.
И окупиться метро может только при зашкаливающем пассажиропотоке, иначе оно всегда и везде будет убыточным. В Москве пассажиропоток метро + мцк/мцд составляет порядка 3 млрд пассажиров в год. Стоимость билета - 65 рублей, годовой проездной - 19500 рублей. Даже если хотя бы половина будет покупать билеты (остальные, допустим, льготники), то это уже более
100 млрд рублей в год только от продажи билетов. Плюс реклама, это ещё 10 млрд рублей в год. Плюс розничная торговля в переходах и вестибюлях станций - это ещё 5 млрд рублей в год.
Для сравнения, годовой пассажиропоток метро в Нижнем Новгороде (15 станций) - 27 млн человек (данные за 2022), стоимость проезда за наличку составляет 35 рублей, за безнал — 30 рублей. Таким образом, Нижегородский метрополитен приносит в год лишь 0,4 млрд рублей в год. И это 15 станций.... Значит более мелкий метрополитен вроде Красноярского и вовсе будет приносить выручку порядка 0,2 млрд рублей в год. При том что его строительство обойдется в 70-80 млрд рублей, а обслуживание будет стоить Красноярску не менее 0,5-0,6 млрд руб. в год.
Кстати, читал статью, что себестоимость провоза одного пассажира в метро Нижнего Новгорода составила в прошлом году
81 рубль. А стоимость проезда - 30 рублей, плюс куча льготников. В итоге, 50-60 рублей за каждого пассажира вынужден доплачивать город из городского бюджета, жертвуя каким-то программами в образовании, здравоохранении, наземном транспорте и т.д.. Метро не только дорого строить, но и очень дорого содержать.