AndreyK-AV ( Специалист ) | |
09 дек 2009 09:57:00 |
Цитата: osankin от 29.11.2009 17:49:08
По этому поводу я думаю следующее.
Во все времена люди всегда оставались людьми и искали лучшей доли. Поговорка "Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше" не нами придумана.
О капитализме речь не идёт в принципе, но и социализм не отменил принципа материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Одними лозунгами людей работать не заставишь, любой энтузиазм необходимо обеспечивать материально. Социально-материальное обеспечение труда работника во все времена и при всех режимах служило одним из главных подтверждений значимости этого труда для общества. В принципе, с этим должен считаться любой более-менее нормальный руководитель, а иначе будет то, что произошло в России в 1917-м. Интересно, что, нынешний высокий уровень социальной защиты работников в развитых капиталистических государствах Запада обеспечил, именно, сам факт русской революции.
Большевики даже в условиях «военного коммунизма» не смогли уйти от материальной составляющей вознаграждения за качество труда. Помнится, в одной из книг по созданию бронесил РККА приводился пример строительства бронепоездов в Коломне, ЕМНИП, где ситуацию с выходом готовой продукции, долго не могли исправить с помощью «товарища Маузера» и улучшилась она только с введением усиленного пайкового довольствия рабочим. Из этого примера видно, что в качестве социально-материального стимула могут выступать не только деньги. Понятие ОРС – отдел рабочего снабжения, родилось не на ровном месте.
Как пример - отрывок из воспоминаний генерал-майора Бориса Абрамовича Хазанова «Подвиг одного завода»
http://militera.lib.…ba/03.html
В то время с особой остротой встала проблема обеспечения всех тружеников завода удовлетворительным питанием. Каждому рабочему выдавались талоны на ежедневное посещение столовой и получение 700 граммов хлеба. Если это был житель пригорода, да еще имел какое-то, пусть небольшое подсобное хозяйство, ему удавалось сводить концы с концами. А если эвакуированный, да еще с семьей?! Представляете, в каком он оказывался положении. При такой напряженной работе здоровье многих рабочих стало резко ухудшаться.
Завод имел небольшой совхоз. И мы нажимали на него, выкачивали все, что могли, но не добивались, тем более зимой увеличения его продуктивности. Вместе с И. А. Ломакиным обратились за помощью к местным партийным [85] органам. Вопрос рассматривался на бюро обкома партии. Решено было просить правительство выделить централизованные фонды на продовольствие. Вскоре в Москву ушла телеграмма за подписями первого секретаря обкома партии и моей. Совет Народных Комиссаров СССР удовлетворил нашу просьбу. Нам были выделены единовременные фонды, которые мы использовали на дополнительное питание.
Дополнительное питание — это хлеб, пирог, сливочное масло. Выдавалось оно в определенном количестве тем, кто перевыполнял норму (о больных я не говорю, они у нас были на особом учете).
И руководство завода, и местные партийные и советские органы хорошо понимали, что единовременные фонды не решат полностью продовольственную проблему. Надо было искать выход. И он был найден. Решением бюро обкома и облисполкома заводу был передан один из самых крупных местных совхозов.
В совхозе, правда, не хватало людей и техники. Состояние крупного рогатого скота было неудовлетворительным... Масса других недостатков. Но в ту пору мы не обращали на них внимание. Главное — завод получил такую поддержку. А остальное — мелочи. Верили, что подымем, поставим на ноги хозяйство, значительно улучшим питание рабочих.
Прошли месяцы. На заводе появилась новая столовая. Значительно расширился ассортимент продуктов, повысилась их калорийность. Дети фронтовиков были обеспечены бесплатным питанием.
Занимались мы и жилищным строительством. Если в 1941 году строители завода ввели в строй 24 засыпных барака и жилой дом на 44 квартиры, то в 1942 эти показатели были выше — 48 бараков, жилой дом и кирпичное общежитие.
Я не зря столь пространно процитировал вышеприведённый источник, потому как были обратные примеры, например, завод № 240, строивший дальние бомбардировщики Ер-2. Привожу отрывки из монографии Александра Медведя и Дмитрия Хазанова «Дальний бомбардировщик Ер-2»:
Первый - как шло проектирование бомбардировщика под руководством Владимира Григорьевича Ермолаева:
Второй - что стало с заводом в результате неорганизованной эвакуации:
После Великой Отечественной войны значение социально-материального обеспечения работников как стимула улучшения их отношения к труду ещё больше возросло.
Борис Черток в одной из своих мемуарных книг серии «Ракеты и люди» вспоминает, что С.П. Королёв максимально использовал успешные результаты работы КБ-1 для улучшения жизненного уровня своих сотрудников – обеспечения жильём, личным транспортом, дополнительным премированием, строительством объектов, как тогда говорили, «соцкультбыта».
В шестидесятые – начале семидесятых годов на Казанских авиационном (КАПО) и моторостроительном (КМПО) объединениях была большая текучка кадров. Директора этих предприятий: Копылов Виталий Егорович (КАПО) и Павлов Александр Филиппович (КМПО) после прихода к руководству предприятиями для ликвидации этой текучки, в первую очередь, организовали строительство жилья хозспособом – тот же ОРС, только брежневских времён. Именно это обстоятельство придало высокую социальную значимость их предприятиям в глазах жителей Казани. Я помню, как иронизировали над нами, работниками КМЗ «Союз», работники КМПО: что, ж, вы за контора такая бездельная - плана не даёте, жилья не строите? И они по праву могли себе это позволить
Ещё один пример осознания важности материального стимулирования труда работников из книги Михаила Первова «Системы ракетно-космической обороны России создавались так":
Ну, и в заключение, ещё один пример на ту же тему ,из того же источника, как иллюстрация богатства талантов земли русской :)
ELEVEN_2 ( Слушатель ) | |
09 дек 2009 10:27:15 |
Цитата: AndreyK от 09.12.2009 09:57:00