Цитата: Sj от 15.03.2023 17:25:15Кризисом перепроизводства иезуитски называют вовсе не то, что вы описали: куча никому ненужных товаров. А как раз почти обратную ситуацию, - когда у большинства людей нет денег и даже возможности их заработать, на то, чтобы купить необходимые им товары. Поэтому этих товаров вроде бы много и они лежат не продаваясь. Как пример, вот у нас в стране сейчас наблюдаю кризис перепроизводства легковых автомобилей, например.
Полное название данного явления кризис перепроизводства и недосбережения". Но вторую часть все опускают, а многие и не помнят о ней.
Вы всё напутали. В России не "кризис перепроизводства легковых автомобилей", а огромный дефицит легковых автомобилей, из-за чего цены взлетели до небес, но люди всё равно сметают все предложения по любым ценам.
А описанная вами ситуация "товаров вроде бы много и они лежат не продаваясь" означала бы, что у дилеров полно автомобилей в наличии, они стоят годами, но никому не нужны. В России обратная ситуация - ажиотажный спрос, население скупает всё, что производят наши производители и заводится из Китая или по параллельному импорту. То есть денег у населения намного больше чем автомобилей, из-за чего перепродавцы продают машины в 1,5-2 раза дороже их нормальной цены (и их всё равно покупают).
Просто напомню хронологию событий на российском авторынке, когда его покинули почти все западные, корейские и японские производители, еще и свои автокомпоненты перестали поставлять:
Если по итогам позапрошлого года отечественные автобренды занимали 31% рынка, сейчас — более 45%. Продажи машин из Японии, Южной Кореи и Европы сокращались весь год, и к декабрю их отгрузки стали единичными. Место старожилов частично заняли китайские марки, и они показали лучшую динамику на российском рынке, почти сравнявшись с отечественными брендами. По итогам 51-й недели года (с 19 по 25 декабря) из 12 тысяч проданных автомобилей на российские марки пришлась 4391 штука, на китайские — 4302, что в сумме составило более 70%. Иномарки старой школы заняли менее трети рынка, а скоро исчезнут совсем.
Автомобильный рынок России стагнировал уже несколько лет, например, в 2020–2021 году он «переболел ковидом»: китайские локдауны и микропроцессорный кризис привели к спаду производств и дефициту машин. Это было болезненно, но не смертельно: казалось, закончится пандемия — закончится и дефицит. Но пришел февраль 2022 года, и в течение месяца все автомобильные марки остановили поставки и производство на территории страны, спровоцировав сильнейший спад продаж с начала века. Встал даже АВТОВАЗ: выпуск упрощенной Lada Granta возобновится только летом.
Глубина кризиса поначалу была неочевидной. Из крупных игроков сразу объявил об уходе лишь General Motors, но он и не был значим для местного рынка. Настоящий удар случился в конце апреля, когда от российских активов избавилась Renault — самый серьезный инвестор российского автопрома. Французской компании принадлежал АВТОВАЗ и завод в Москве: оба актива были переданы госструктурам за рубль. Позже к числу ушедших присоединится партнерская компания Nissan, а также Ford (выпускал в Елабуге коммерческий транспорт).
Большинство марок воздержалось от заявлений, но к концу осени стало ясно, что если они и вернутся, то нескоро. Причины не только политические, но и логистические: даже при желании остаться производители не могут наладить поставки компонентов. В результате Skoda отказалась от завода в Нижнем Новгороде, Volkswagen остановил калужское предприятие, Sollers выкупил дальневосточный завод Mazda, а петербургский кластер в лице Hyundai и Toyota занялся сокращением сотрудников (Nissan ушел еще раньше). Сохранить производство прежних моделей удалось только АВТОВАЗу (в усеченном объеме), УАЗу и тульскому Haval.
Одним из красноречивых следствий новой автомобильной реальности стали цены. На волне весеннего ажиотажа они достигли совсем абсурдных величин, например, за Volkswagen Tiguan просили до 8,5 миллиона рублей, а иные дилеры просто отказывались передавать клиентам автомобили, купленные по старым ценам. Запасы машин превратились в своеобразную валюту, которой каждый дилер стремился распорядиться максимально эффективно.
К лету лихорадка утихла и цены немного просели, но остались заоблачными. Автомобили дешевле миллиона рублей предлагает лишь АВТОВАЗ, да и то речь об упрощенных Lada Granta и Niva в двух вариациях — Legend и Travel. Иномарки же за редким исключениям стоят от 2 миллионов рублей и выше, причем за эти деньги можно купить разве что компактный переднеприводный кроссовер типа Chery Tiggo 4 Pro. Среднеразмерные китайские кроссоверы стоят 3,5 миллиона рублей, а некитайские — еще на миллион-другой дороже.
В прошлом году ситуация выглядела особенно парадоксальной на фоне окрепшего рубля. В середине года цены на российском рынке были одними из самых высоких в мире.
Причины такой эскалации прайсов были очевидны — дефицит новых машин, отсутствие конкуренции, стремление оставшихся игроков «выдоить» рынок. Много надежд возлагалось на китайских производителей, но их помощь оказалась двоякой. С одной стороны, КНР действительно не стала вводить санкции и организовала поставку в Россию автомобилей: пришло даже несколько новых брендов (Omoda, Tank, Voyah). С другой, китайские марки продают автомобили с существенными наценками: скажем, Chery Tiggo 8 на родине стоил от 900 тысяч рублей (в переводе с юаней), в России — от 2,88 миллиона рублей. Трехкратная разница не объясняется ни пошлинами, ни стоимостью доставки — это скорее последствия слабой конкуренции.
Планы АВТОВАЗа на будущий год — выпустить более 400 тысяч автомобилей (по другим данным - 500 тысяч). На фоне былых рекордов, когда завод делал до 800 тысяч машин (например, в 2008 году) это кажется не очень солидной цифрой, но с учетом условий выглядит впечатляюще, потому что в 2022 году выпуск составил порядка 200 тысяч. Рыночные условия благоприятствуют АВТОВАЗу, который снова стал монополистом в сегменте дешевых машин. Это позволяет без особых хлопот выпускать две-три модели, не обращая внимание на качество и архаичность. Ситуация во многом напоминает времена тридцатилетней давности, когда иномарки еще не наводнили российский рынок и власть АВТОВАЗа была почти безраздельной.
Всего в 2022 году на российский рынок поступило 687370 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. АвтоВАЗ произвёл 188645 автомобилей Лада, УАЗ - 33900 автомобилей. Практически все они были проданы, несмотря на космические цены, ни один не остался давить асфальт на дилерских площадках. Даже платная очередь на автомобили появилась. То есть автомобили скупаются населением ещё до своего появления у дилеров.
План на 2023 - порядка 400-500 тысяч автомобилей "Лада" (из них, не менее 100 тыс. обновленных "Вест"), порядка 40 тыс. УАЗов, а также увеличение локализации "Москвичей" (их планируется произвести 50 тыс.). Судя по всему, продажи легковых автомобилей в 2023 будут раза в 2 больше чем ы 2022.
_________________________________________________________
Про сбережения у населения:
ЦитатаГраждане России по итогам 2022 года в общей сложности имели сбережения на общую сумму около 48 трлн рублей, включая средства на депозитах и наличные на руках, говорится в исследовании Anderida Financial Group.
В 2022 году объем средств физлиц в российских банках увеличился на 6,9%, превысив показатель предыдущего года (+5,7%). По данным ЦБ, средства россиян в рублях выросли и на текущих счетах (плюс 1,8 трлн рублей), и на вкладах (плюс 3,1 трлн рублей).
В среднем по России соотношение вклад/доход находиться на уровне выше 6 (сбережения в банках равняются объему среднемесячных доходов за срок более чем полгода).
По сбережениям ситуация сейчас намного лучше чем была в весьма благополучных 2018 или 2019. Сбережения у населения за 2022-й выросли, а не уменьшились. Где вы там "кризис недосбережения" нашли не знаю, может перепутали Россию с Европой и Украиной?