"Известия" проехались по украинским школам.И все оказалось именно так, как и должно быть. Администраторы ставят галочки и применяют административные меры, а дети (в которых силен дух противоречия просто в силу переходного возраста) поступают "назло врагам, на радость маме".
Правительство Тимошенко Юлии обязало: язык обучения должен быть исключительно украинским, разговаривать на нем должны не только на уроках, но и на переменах. Учителям, осмелившимся употребить русский, грозят выговоры и разбирательства на педсовете. Раньше так поступали разве что с пьющими товарищами, которые ни языка, ни лыка связать не могли.
Как считают в министерстве образования Украины, переход преподавателя на русский язык во время перемены формирует негативное отношение детей к украинскому. Одни слова - для школы, другие - для улиц. Это - новая политика министерства. Безнаказанно на русском можно говорить, только выйдя за пределы учебных заведений. Если дети во время перерывов на улице тайно курят, то учителя в это время и в том же месте тайно общаются.
Русскоязычность может стать поводом для увольнений, хотя министерство цинично заявляет, что это не так. Как заявил представитель министерства Юрий Кононенко, учителя в рабочее время обязаны использовать только украинский, если их школа не рассчитана на национальные меньшинства. Ни один преподаватель пока за употребление русского не наказан, но такие репрессии - дело времени. Ющенко уже заговорил о языке, как об обязанности. Хотя даже украинские законы такого не предусматривают. Пока не предусматривают.
В киевских лицеях, где учатся дети элиты, русскоязычность может стать поводом для отчисления учеников. За разговоры на русском сначала вызывают родителей, потом советуют перевести ребенка в школу попроще - чтобы не нарушал языковой режим. При этом на английском говорить не запрещается.
Похожая ситуация и в окраинных киевских школах, которые расположены в спальных районах. В школе N 119 администрация заявила: в их заведении даже на переменах все говорят исключительно на украинском. И правда, ни одного русского слова нам услышать не удалось. Основную мысль сформулировала учительница украинского языка школы N 234 Ольга Палажченко: "Нам не хватает принципиальности: часто взрослые говорят, что им все равно, на каком языке общаться. Дома с детьми говорят на русском. Это - бесхребетность и отсутствие активной жизненной позиции, все это мешает нашим детям заговорить на государственном языке".
Учителям дана команда сделать украинский среди детей модным, а не деревенским наречием. О русском же нужно забыть. Но чем больше его запрещают, тем больше детей к нему тянется. Сколько школ ни посетили "Известия", от школьников, вырвавшихся на волю после уроков, бегающих и жужжащих вокруг школ, доносились именно русские слова. Причем не всегда цензурные. Если перевести их на официальный, получится следующее: "Будут заставлять говорить на украинском - пусть попробуют. Мы его, конечно, знаем, но говорить будем на русском - из принципа. Кто сказал, что патриот обязательно должен изъясняться на мове?". Об этом нам говорили 11-летние дети.