Тред №173245
новая дискуссия
Дискуссия
77
Всемирный банк не захотел верить отчетам НБУ
«Кто не спрятался, я не виноват!» — решил Всемирный банк и поставил перед НБУ ультиматум: либо проводится еще один стресс-тест финансовых учреждений и повышается адекватность капитала, либо выделение средств по программе реформирования финансового сектора откладывается. В Нацбанке возражать не стали, по крайней мере, официально. В конце концов, всех, кого надо, неоднократно предупреждали, так что проблемы индейцев вождя не волнуют. В свою очередь банкиры обреченно развели руками: мол, от повышения адекватности никуда не деться, только кто же убедит акционеров снова вложить деньги в капитал. Ведь цена вопроса — миллиарды гривен. Конечно же, такие деньги можно было бы найти год-два назад, только тогда никто не заставлял «зубрить уроки».
Нынешние отношения НБУ с подопечными напоминают симпатии преподавателя высшей математики к студентке-заочнице. Полфакультета отправлены на пересдачу, но красавица-спортсменка легко получит нужное «отлично».
Проявляя завидное упорство, Нацбанк в своих отчетах продолжает рисовать заниженные размеры проблемных кредитов. Как минимум половина заемщиков в глубоком нокдауне, но доля официальной просрочки в ноябре не превысила 8,1% кредитного портфеля. Месяцем раньше было на процент меньше. Такое впечатление, что где-где, а в Украине кризиса точно не было. Так обычно начинаются фильмы-катастрофы. Гидрометцентры прогнозируют хорошую погоду, и только один ученый-неудачник знает, что скоро всех как следует встряхнет. Обычно роль «просветленного» в Украине отводится международным финансовым организациям. В данном случае — Всемирному банку.
Бессмысленно говорить, что в НБУ сами не верят тому, что пишут. Банкиры тоже прекрасно понимают, что творится с их клиентами. Так зачем же заниматься фикциями?
Интересно, чем Нацбанк отличается от Кабмина, который тоже ставит сам себе «отлично» за выполнение бюджета, или от ГНАУ, бьющей рекорды по ликвидации налоговых схем, несмотря на сумасшедшие долги по возмещению НДС?
Конечно же, «оценкам» НБУ во Всемирном банке не поверили. Без лишней дипломатичности управляющий финансового сектора ВБ в Европе и Центральной Азии Лалит Райна заявил: «Если бы мы полностью доверяли цифрам, то не требовали бы ревизии под конец года, а просто взяли бы ту отчетность, которая уже есть».
Как будут развиваться события, предугадать несложно. Если в России, относительно безболезненно прошедшей кризис, так называемые неработающие активы (NPL) у первой тридцатки банков достигают 18% портфеля, то в Украине можно смело закладываться на все 30%. И это в лучшем случае. И это только в этом году, поскольку в следующем 30% превратятся в 40%.
Как только ВБ вычислит реальную проблемную задолженность, он тут же потребует немедленно нарастить капиталы. Только десятки миллиардов никто не даст. Показать отрицательный капитал никто не позволит. Словом, банкирам ничего не останется, как проявить смекалку, выдумку и смелость.
Многие видят выход в продаже кредитных портфелей коллекторам. Но и это далеко не решение проблемы. Поскольку отдать с 95%-ным дисконтом можно только гривневые кредиты, выданные физлицам, тогда как основная масса задолженности формируется именно по валютным долгам. И как быть с невозвратами корпоративных клиентов? Словом, без помощи государства не обойтись. Можно лишь спорить о формах поддержки — создании токсичного банка или новой организации для перевода плохих кредитов. Разумеется, банкирам придется изменить отношение к должникам. Никто, конечно, не ждет доброй феи, но амплуа крепкого парня в черной маске с топором наперевес явно себя изжило.
До сих пор все усилия банковских лоббистов были направлены на ужесточение процедур взыскания залогов и снижения налогового бремени. Депутаты сделали все что могли. Дожать должников может разве что взвод автоматчиков. Но как говорил Геша в «Бриллиантовой руке»: «Лелик, это же неэтично!».
Дешево и практично сделали в России. Просто удивительно, как наши соседи преуспели в решении долговых проблем. Всего один пример.
Недавно в Госдуму был внесен законопроект о банкротстве физических лиц, что для Украины вообще запретная тема. Инициатор проекта не Вася Пупкин, а Министерство экономического развития. Над документом работали три года. И предполагает он рассрочку по кредиту до пяти лет, снижение процентов и запрет на выселение из единственного заложенного жилья. Нечто подобное есть и в нашем законодательстве. О пяти годах, правда, ни слова. Но это мелочи. Основное различие в том, что если в Украине предоставление рассрочки рекомендовано, то в России — обязательно. То есть если кредитор не желает идти на уступки, что у нас не редкость, то заемщик может обязать его через суд. И это, заметим, в стране, где основная масса кредитов рублевая, а не долларовая, и девальвация не превысила 20%. Словом, почувствуйте разницу!