Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,115,213 7,925
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
21 июл 2023 14:12:33

Мнение ЕГЭ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО А.В.Иванов (часть 10) или 10. ЕГЭ по математике — убийца инженерного образования.

новая дискуссия Дискуссия  87

10. ЕГЭ по математике — убийца инженерного образования. 
Цитата10. ЕГЭ по математике — убийца инженерного образования. 

Новые политические вызовы поставили перед страной задачу 
импортозамещения и обнажили со всей остротой проблему качества молодых 
инженерных кадров. Одной из главных причин этой проблемы назван низкий 
уровень математической подготовки абитуриентов, не позволяющий усваивать 
образовательные программы технических вузов. Если 20 лет назад 
математической культурой, необходимой для инженерных специальностей, 
обладали до 90% выпускников, то теперь их -  не более 20%. 

Это падение напрямую связано со структурой вступительного ЕГЭ по 
математике. Нынешняя версия экзамена была внедрена группой И.Ященко в 
2010 году (в 2015-м этот экзамен получил статус «профильного»). ЕГЭ по 
Ященко состоит из двух блоков: В и С ( в 2015 году эти обозначения убрали, но 

по сути ничего не изменилось; мы будем придерживаться старой 
терминологии). В заданиях из блока В надо получить правильный ответ, 
решение не требуется и не проверяется. Все задания этого блока — задачи-
одноходовки (первые три из них вполне на уровне базового ЕГЭ — см. п. 2 ). 
Подготовка к выполнению этих заданий НЕ ФОРМИРУЕТ У ШКОЛЬНИКА 
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, необходимой для обучения на инженерных 
специальностях.  

Блок С — прямая противоположность. В нём ровно одна задача — С1 — 
соответствует требованиям прежних вступительных экзаменов инженерных 
вузов, остальные — существенно сложнее. Не случайно количество 
стобалльников по математике составляет всего порядка 50 человек по всей 
стране, и даже победители международных математических олимпиад далеко не 
всегда набирают по этому ЕГЭ полный балл (они, правда, обычно 
«прокалываются» на  вычислениях «столбиком» из блока В). 

Однако система оценки результатов ЕГЭ такова, что правильное выполнение 
одних только заданий блока В дает школьнику 68 тестовых баллов из 100. 
Достигается это за счет шкалы пересчета, по которой оценивают профильный 
экзамен. 

Но если мы будем оценивать этот ЕГЭ не по официальным критериям, а так, 
как того требует здравый смысл, то результаты будут иными. За контрольную не 
принято ставить тройку, если ученик не выполнил хотя бы половину заданий. 
Так вот, этот «рубеж половины» преодолели в 2015 году всего 3,5% 
выпускников. Остальным в такой ситуации положено ставить два. Настоящие 
четверки (выполнение более ¾ заданий) заработали всего 0,2%. Число полных 
отличников измеряется единицами (из полумиллиона участников). 
Приведенные характеристики говорят о том, что профильный ЕГЭ — это 
перегруженный монстр, «бессмысленный и беспощадный». В любом случае 
называть такой экзамен «выпускным» и предлагать его всем школьникам 
категорически нельзя. 

Таким образом, у школьников, ориентированных исключительно на подготовку 
к ЕГЭ, математическая культура, достаточная для инженерных специальностей, 
формируется лишь в том случае, если они реально работают в «зоне С». Это 
оценки ЕГЭ выше 70 баллов. Таких в 2015 году было всего 7% от общего 
выпуска (для сравнения: в 2014-м — 11%). И поступают эти ребята отнюдь не в 
инженерные вузы. В какой-то мере положение спасают учителя, которые, не 
глядя на ЕГЭ, добросовестно проходят всю математическую программу. Они 
поднимают учеников на соответствующий уровень, хотя это никак не находит 
отражения в результатах единого экзамена, потому что заданий «инженерной 
математики» там фактически нет.  

Заметим, что до прихода команды Ященко блок В единого экзамена по 
математике целиком состоял из задач инженерного уровня. Не будем никого 
обвинять в злом умысле, но более изящный ход по разрушению отечественного 
инженерного образования придумать трудно.


И это то что регулярно вижу воочию...
  • -0.04 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
21 июл 2023 14:29:32

Кстати да. Задачи-одноходовки - это для тех кто по факту нечему не научился - в сущности это несколько усложненные задачи-угадайки.
Сложные хитроумные задачи головоломки - вообще нахрен не нужны для проверки знаний или умений.
PS.
Детали от дьявола. Как настроить систему, в  которой вроде бы все возможности чтобы делать дело, но вместо этого все будет выпущено в гудок.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
21 июл 2023 15:54:43


Блок B - нужный блок. Его задача - отсеять тех, кто вообще ни в зуб ногой. И блок В эту задачу выполняет. "Средний тестовый балл в 2023 году составил 55,6" - то есть больше половины сдающих не осилили целиком даже блок В. Очень нужный блок, как видите.



"Максимальный результат в 100 баллов получили 233 человека" (с) новости 2023 года

Если же копнуть - то это просто перефразированные олимпиадные задачи. Их даже на вид опытные олимпиадники сразу видят. Ну а то, что олимпиадные задачи сложнее требований прежних вступительных экзаменов - чистая правда. И я уже писал почему - потому что надо исключить влияние "конкурса аттестатов", который вообще не показательный и противоречит чему только можно. Если половина сдающих получит 5 по математике - без конкурса аттестатов не обойтись. А вот градация на 100 баллов на пределе возможностей сдающих уже даёт какую-никакую дифференциацию абитуриентов.

То, что олимпиадные задачи противоречат инженерному мышлению - печальный факт. Но как впихнуть хороший тест именно на инженерное мышление в формат экзамена, пусть даже 4-часового - никто пока не придумал. Потому что инженерия - это "долгие" задачи, требующие диалога с уточнением условий, длительных многодневных (как минимум) размышлений, постепенного подбора оптимальных решений, и т.д. - а экзамен длится несколько часов максимум.

Таким образом ЕГЭ по математике, со всеми его недостатками - это просто меньшее из зол.



Ну, это больше от того, что им это и не особо надо. У них уже олимпиадный диплом есть, они по БВИ поступают. По крайней мере, из знакомых детей-ВСОШников - никто специально на ЕГЭ по математике не напрягался. Больше беспокоились, чтобы русский на 75+ баллов сдать, без чего им БВИ не засчитали бы.


PS: А ещё есть экзамен ЕГЭ по физике, где как раз прикладное применение математики идёт в полный рост. И который к инженерным задачам сильно ближе, по понятным причинам.
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
21 июл 2023 15:55:51


Очень спорное утверждение.
  • +0.03 / 3
  • АУ