РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,409,315 26,665
 

  osankin ( Слушатель )
11 сен 2023 09:41:04

Характеристики смесевых ТРТ из справочника Шишкова "Рабочие процессы в РДТТ" 1989 года

новая дискуссия Статья  295



https://disk.yandex.ru/i/G0r_FIdRbwoW0A глава "Твёрдые ракетные топлива"

Пы.Сы. Это скан одного из тех справочников, что сохранились у меня со времён конструкторской деятельность в КМЗ "Союз". Есть и второй тех же лет, но я их с ходу не нашёл, а этот найден в Инете по названию.
Отредактировано: osankin - 11 сен 2023 09:48:22
  • -0.12 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
11 сен 2023 11:07:44

Спасибо.
Что можно сказать?
1. Плотность плотность, конечно, впечатляет.
2. А вот удельный импульс - совсем нет. 2820 м/с (287,5 единиц примерно) максимум. И это пустотелый, и это не импульс двигателя, а только характеристика топлива (в реальном движке импульс всегда меньше теоретического предела). И что-то мне вспоминается, что в каких-то Мурзилка х доводилось видеть импульсы для американских ракет и повыше. Но то бог с ним. Удельными импульсами для движков Ж60/61/55/65 не поделюсь, бо назусть никогда не знал, а под рукой "архива" у меня сейчас по понятным причинам нет.
Но по жидкостникам кое что помню.
Двигатель второй ступени "мурки" обладал уникальным для своего времени удельным импульсом. 333 единицы. И это разработка на рубеже 60-70 годов на базе движка второй ступени ракеты 8К99недав6о тут упоминавшейся. Правда, во всех Мурзилка х приводят величину УИ пониже, где-то 330 или 331 единицу, но это уже с учётом потерь на управление вдувом. Да и всё равно это гораздо выше, чем 287,5, пусть даже  округлим до 290. 
Таким образом, паритета между твёрдыми и жидкими топливами в части их энергетических характермстик  я лично не увидел.
  • +0.35 / 8
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
11 сен 2023 11:19:01

Здесь нет информации из второго справочника по проектированию РДТТ, в котором, в том числе, приведены характеристики модифицированных октогеном смесевых ТРТ. Именно о них я писал. Практически все модифицированные ТРТ, характеристики, которых в нём приведены, имеют пустотный УИ за 3000 м/с.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
11 сен 2023 11:40:24

Поищете?Строит глазки

А "за" - этонасколько "за"?
  • +0.04 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
11 сен 2023 12:52:10

Примерно 3200-3400 м/с. Но за это приходиться расплачиваться более мощным ТЗП за счёт значительно более высокой температуры горения ТРТ и более износостойким вкладышем сопла в силу более высоких скоростей горения топлива, соответственно, бОльшего газоприхода, соответственно, увеличенного массового расхода рабочего тела и повышенных скоростей движения потока газа вдоль стенок и в критическом сечении сопла. Размыв ТЗП происходит значительно интенсивнее. Тут либо толщину стенок надо увеличивать, то есть терять массовое совершенство конструкции, либо применять более термо- и износостойкие материалы ТЗП, соответственно, более дорогие, то есть увеличивать стоимость изделия.
  • -0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
11 сен 2023 17:18:27

Ситуация очень похожа на ситуацию с ЖРД, работающими на паре "водород + кислород". Там тоже очень бы хотелось иметь соотношение компонентов 1:8, а вынуждены работать с 1:6, потому как нет возможности сделать такую камеру двигателя, которая бы держала те безумные тепловые нагрузки.
  • +0.35 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
11 сен 2023 20:20:06

Собственно, смысл модификации ТРТ введением в их состав дополнительных компонентов как раз заключается в том, чтобы создать стехиометрическое соотношение горючего и окислителя, тем самым улучшив полноту его сгорания. В рецептуре обычных смесевых ТРТ сознательно поддерживается избыток горючего, соответственно, температура продуктов сгорания получается меньше, чем при стехиометрии. Тот самый дымный "выхлоп" создают несгоревшие частицы горючего, с чем активно борются в ДВС, нагнетая в цилиндр больше воздуха, а в авиационных ГТД, дожигая продукты сгорания, вышедшие из камеры сгорания, в форсажной камере. Если использовать ЖРДшный профессиональный жаргон, то  дымный след из сопла РДТТ это, суть, некий аналог "сладкого" газа после газогенератора, которым наддувают баки горючего.
В конструкции ЖРД применительно к проблеме теплонапряжённости конструкции есть существенный плюс по сравнению с РДТТ, выражающийся в возможности охлаждения конструкции  камеры сгорания и сопла если не жидким, то хотя бы газифицированным компонентом, пропускаемым через рубашку охлаждения. В РДТТ такой возможности нет принципиально, защита его конструкции от воздействия температуры производится исключительно за счёт абляции.
  • -0.02 / 4
  • АУ
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
11 сен 2023 11:29:01

Кстати, ещё одно объяснение любви подводного флота к твёрдому топливу.
Увеличение отношения массы ракеты к объёму шахты фактически влечёт за собой увеличение объёма жилых помещений.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
11 сен 2023 11:37:55

Ну это нравится и "шахтёрам", и ПГРК-шникам тоже...
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
  DMAN ( Слушатель )
12 сен 2023 09:39:35

Дорогой мой Осанкин! Вы сами в табличку смотрели?!
Наилучший УИ в вакууме 2820 м/с. Ровно как и у нас ОПАЛ.
До жидкостных КРТ далековато.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
12 сен 2023 10:14:18

Экий вы, однако, въедливый! Подмигивающий
Не знаю, что там у вас в карманцах: "Опал", "Родопи", "БТ", "Ту-134" или "Стюардесса", но вот вам относительно свежий документ, а именно, коми-пермяцкая методичка по проектированию РДТТ 2008 года: 

 А уж чьи характеристики, "Кэмел" или "Уинстон", приведены на этой картинке, решайте сами. Веселый

https://disk.yandex.ru/d/jdHaI31YATnFVQ раздел означенной методички, посвящённый описанию ТРТ.
  • -0.28 / 7
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
12 сен 2023 10:34:34

Уж извините, но это уже из области "Мурзилок". Чисто диапазоны и никакой конкретики. В предыдущей Вашей ссылке хотя бы назывались какие-то марки топлива, циферьки были без диапазонов (хоть и явно с округлением). А тут типичный справочник для начинающих ПТУ-шников.
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
12 сен 2023 10:47:59

А на большее этот документ и не претендует. Подмигивающий

Хотя с использованием этого документа происходит подготовка будущих специалистов по производству РДТТ для бывшего ПЗХО.
  • -0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
12 сен 2023 14:18:53

Дык, так всегда и было. Не реальные же ТТХ выкладывать всяким недорослям, пусть и давшим подписку.
  • +0.16 / 4
  • АУ