С сентября 2023 года на МЦД-4 можно увидеть последнюю разработку российских производителей -
электричку ЭП2ДМ.
За основу взяли давно известный ЭП2Д, однако новые составы сделали более современными и комфортными. Учли пожелания как пассажиров, так и железнодорожников, уделили внимание эргономике, эстетике и безопасности вагонов.
Электричка на 99% состоит из отечественных комплектующих. К ее разработке подключилось более 80 российских предприятий. Проектировать начали в 2022 году, а уже в январе 2023-го опытный образец направили на испытания. ЭП2ДМ успешно прошел сертификацию, и с июня началось его серийное производство.
В первую очередь обращаешь внимание на кабину машиниста. Лобовую часть сделали из стеклопластика, у нее нет подножек и поручней, а боковые окна в кабине стали шире, чем в предыдущих моделях. Это увеличивает обзор для машиниста. Новые буферные фонари и прожектор стали меньше в размерах, но не потеряли яркости благодаря светодиодам.
У этой модели, как и у предшествующей, убраны выступающие части лестницы и кронштейны, что минимизирует возможность проезда для зацеперов.
Короба отопления сделали из нержавеющей стали, чтобы исключить коррозию, а вагоны покрыли устойчивой к истиранию краской.
Внутри поезд оформлен в серо-оранжевой цветовой гамме. Дизайнеры и проектировщики изучили мировые тенденции и поменяли форму кресел в вагонах. В них можно сесть глубже, а дополнительная выемка в спинке позволит менять положение тела во время поездки.
Благодаря установке таких кресел добавилось примерно 6 см между сидящими друг напротив друга людьми. При этом сами ряды с креслами остаются на том же расстоянии, а значит, число посадочных мест осталось прежним.
В середине салона установлены шестиместные сиденья, ближе к выходам - четырехместные. Это позволяет исключить "узкие горлышки": в зоне выходов обычно собирается больше людей. Когда пространства достаточно, они могут входить и выходить быстрее.
Полки для багажа сделали прочнее, на них нанесли краску, устойчивую к повреждениям. А тонировка окон защищает пассажиров от солнечных лучей.
В головных вагонах поезда предусмотрели велопарковки - на стенах есть крепления, которые держат велосипед вертикально. Так он занимает меньше места.
Все элементы освещения в вагонах светодиодные - это надежно и энергоэффективно. Отдельная система отвечает за микроклимат и обеззараживание воздуха в вагонах.
В поезде, как и у более ранних моделей, сохранена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать не только безопасность. Ее можно использовать для мониторинга заполненности вагонов пассажирами, чтобы более точно планировать расписание и интервалы движения на линиях.
У каждого кресла есть USB-разъемы с функцией быстрой зарядки. В стены вагонов встроены современные LCD-дисплеи, на которых можно увидеть маршрут поезда, температуру в салоне, дату и время и другую информацию. Табло специально увеличено в высоту, чтобы отображать больше сведений. В ЭП2Д эту функцию выполняла бегущая строка.
Для пассажиров на инвалидных колясках в головных вагонах установили откидные аппарели для проезда в салон на коляске. Внутри вагона есть места для крепления колясок. Там же находятся туалетные комнаты с откидными поручнями и кнопкой экстренной связи с машинистом.
Все информационные таблички в поезде продублированы шрифтом Брайля. Слабослышащие пассажиры могут ориентироваться на световую индикацию открытия и закрытия дверей. Найти нужный поезд на платформе людям с инвалидностью по слуху помогают маршрутные указатели на боковых окнах моторных вагонов.
Сегодня в Москве и Подмосковье курсирует 5 новых составов ЭП2ДМ, а к концу 2024 года их будет уже 28. Такие составы появятся и в других регионах России.