Павлик Морозов - без вины виноватый?Образ легендарного пионера-героя - история противоречивых мифов и крайностей
В советское время создавался символ пионера-святого Павлика Морозова, а в перестроечный и постсоветский периоды появилось множество произведений, сделавших имя Павлика Морозова синонимом предательства. Но общение с земляками Павлика позволило взглянуть на него под иным углом зрения.
...
Судьба Павлика Морозова знаменательна тем, что породила целый ряд мифов, сделавших из него, говоря современным языком, медийного героя, который имеет мало общего с реальным человеком. "Советский миф" о Павлике Морозове начался тогда, когда Свердловский обком комсомола прислал на расследование журналиста Соломеина. Помимо участия в расследовании он выполнял задание по сбору материалов для будущей книги. Во время пребывания в Герасимовке Соломеин вел дневниковые записи, и в 1933 году в Свердловске вышла его книга "В кулацком гнезде"
7. А в 1934-м, на съезде советских писателей, Алексеем Горьким были произнесены слова:
"Память о нем не должна исчезнуть, - этот маленький герой заслуживает монумента, а я уверен, что монумент будет поставлен"
8.
Процесс создания мифа получил поддержку в самых высоких эшелонах власти. Постепенно он стал одним из самых ярких объектов советского неофольклора. Во многом этому способствовало включение мифа в качестве обязательного атрибута в учебники истории, в политинформации, школьные стенгазеты, художественную самодеятельность. Павлик Морозов стал одним из главных персонифицированных символов пионерского движения, превратился в своеобразного советского квазисвятого.
В годы перестройки разрушение мифа о Павлике Морозове стало одним из самых ярких и показательных явлений общего процесса десоветизации. Развенчание началось с десакрализации - с появления в городском фольклоре и массовой культуре большого количества сюжетов, связанных с ироничным отношением к герою, который позиционировался как неотъемлемая часть коммунистической идеологии.
В массовом сознании все больше начинали утверждаться новые, негативные образы Павлика Морозова, нередко приобретавшие гротескные формы и противоречившие очевидным историческим фактам. Так, его нередко отождествляли с отцеубийцей (что нашло отражение в серии анекдотов). Постепенно в массовом сознании сложился контрмиф, в котором Павлик Морозов стал синонимом предателя и "стукача", своеобразным воплощением "антисвятого".
В некоторых публикациях постсоветского периода ставился под сомнение даже тот факт, был ли Павлик Морозов пионером. Сегодня с уверенностью можно сказать, что формально он являлся членом пионерской организации. В газете "Тавдинский рабочий" от 9 октября 1933 года есть такие строки:
"В связи с месячником годовщины убийства Паши Морозова, проводившимся по району, герасимовский пионер-отряд добился в своей работе целого ряда немалых успехов"
9.
По предположениям Нины Купрацевич, в то время в Герасимовке дети вряд ли были способны до конца понять смысл зарождавшегося пионерского движения:
"В школы приходили инструкции о необходимости организации пионерского отряда. Учительница рассказывала, что пионеры ходят в красных галстуках, с горнами и барабанами, учатся хорошо, уважают взрослых. Всех принимали. Дети приходят домой. Кто-то из родителей отнесся равнодушно. Другой отец взял кнут, наказал, сказал выписаться из пионеров. На следующий день ребенок приходит и просит: Зоя Александровна, выпишите из пионеров, тятька дерется! Кстати, красных галстуков в Герасимовке в ту пору еще не было"
10.
Что говорят в Герасимовке
Остается неизвестным отношение к Павлику в локальном культурном пространстве его родины - деревни Герасимовка. Именно этот аспект памяти о ребенке, трагически погибшем здесь более восьмидесяти лет назад, можно рассматривать в качестве важной "точки возврата", способной приблизить нас к отделению мифов от реальности.
Первоначально Павлик и Федя Морозовы были похоронены на деревенском кладбище. Затем их останки перезахоронили у дороги возле школы. Вначале над могилой стоял деревянный обелиск, а в 1954 году был установлен бронзовый памятник работы П.А. Сажина. В советское время могила Павлика Морозова стала настоящим местом паломничества для групп школьников, приезжавших на экскурсии.
Еще одним объектом почитания памяти Павлика Морозова является обелиск, установленный в лесу на месте его гибели. С ним связана интересная традиция. Приезжающие сюда дети привозят записки, адресованные Павлику Морозову и содержащие просьбы о разного рода помощи или исполнении заветных желаний. Записки вкладывают под крышки полых металлических труб, являющихся частью конструкции ограды. Так, в октябре 2013 г. в ограде обелиска мы обнаружили записку следующего содержания (пунктуация сохранена): "Хочу чтобы я не болел и мои родственники и чтобы я бросил курить. Артем. 10.09.2011 г.".
Первая музейная экспозиция в Герасимовке, посвященная Павлику Морозову, была открыта в 1939 году в доме, где жила его семья. Это здание сгорело в 1946-м, а музей, существующий сегодня, находится в здании школы, где учились братья Морозовы - Павел, Алексей, Федор и Данила. В экспозиции музея есть зал, изображающий школьный класс, в котором учился Павлик Морозов. В нем есть подлинные парты, которые, правда, относятся к более позднему времени (1940-е годы), доска, карта мира 1926 года, счеты и ряд других экспонатов.
Директор музея Нина Купрацевич в беседе с нами поведала, что с первых лет своей работы интуитивно чувствовала, что Павлика необходимо защищать, хоть вначале у нее и не было веских аргументов для его оправдания. И сейчас музей ведет посильную работу по реабилитации имени Павлика и развенчанию мифов о нем.
Действительно, за плакатными образами "героя" и "предателя" осталась незамеченной личная трагедия ни в чем не повинного ребенка, маленького человека, ставшего жертвой жестоких идеологических манипуляций общественным сознанием