Цитата: Alex_new от 10.01.2024 10:40:18Прекращено действие соглашения между Россией и Казахстаном относительно использования казахстанского радиолокационного узла «Балхаш» в рамках российской системы предупреждения о ракетном нападении. Об этом сообщили в Министерстве иностранных дел России, передаёт El.kz.
«16 декабря 2023 года завершился срок Соглашения, подписанного 2 декабря 2014 года между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан, касающегося передачи и использования казахстанского узла „Балхаш“ в системе предупреждения о ракетном нападении России», — отмечается в заявлении МИД РФ.
Мммммммм даааааа....
будет примерно то же, что произошло с Дарьял-У на Балхаш-9. Печаль.
На радиолокационной станции рухнула 128-метровая высотка
27 Январь, 2010 | 2 694 просмотров Рубрика:
Градус общества | Автор:
Айсулу Исаинова На бывшей радиолокационной станции «Дарьял-У» обрушилось 18-этажное здание приемного центра. Один человек погиб, еще троих все еще ищут под завалами, но, как считают специалисты, шансов спастись под многотонной грудой обломков у людей практически нет.
В пятницу 22 января в заброшенном здании работали пятеро собирателей металлолома. Они находились на четвертом этаже, когда обрушились стены и перекрытия — две с половиной тысячи квадратных метров железа и бетона. 35-летний житель поселка Багсат Юрий Хрячков выжил чудом и сумел выбраться из-под обломков. В шоковом состоянии он добрался домой, и вечером его на «скорой помощи» доставили в больницу Балхаша.
— Мы поставили диагноз «сотрясение головного мозга» под вопросом. После оказания медицинской помощи он отказался от госпитализации, — сообщила директор центральной больницы Балхаша Татьяна Мустафина.
Тело 39-летнего Галымжана Башеева спасатели нашли в первый день поисков. Еще трое — Валерий Фрейдман, Самархан Машенов и Медаль Тизулов — на момент подготовки к печати этого номера газеты все еще оставались под обломками. На поиски людей приехали кинологи.
— Два раза запускали собаку, она два раза одно и то же место показала. Вот сейчас к этому месту все силы брошены, — сообщил заместитель начальника аварийно-спасательного отряда ДЧС Карагандинской области Сергей Ракуль.
Высота завала — десять метров. И это только на поверхности земли. Внизу — засыпанный обломками глубокий подвал. На месте обрушения теперь работают больше семидесяти человек. Огромную железобетонную массу расчищают с помощью газорезчиков и тяжелой техники. Собаки смогли обследовать лишь четвертую часть подвала, пройти дальше мешают обрушенные конструкции. Площадь завала, по предварительным подсчетам, больше 250 квадратных метров.
— Налицо явное нарушение. Разбор обычно начинают с верхних этажей. Но здесь это делалось несанкционированно, люди вырезали то, что могут достать, — объяснил причину обрушения начальник ДЧС области Нурбек Кунанбаев. — К сожалению, подрезали основание.
ОПАСНАЯ ЗОНАСтанцию «Дарьял-У» — бывший объект еще советской системы ПРО — Министерство обороны продало в 2003 году фирме «Меркурий плюс», владевшей полным пакетом военных лицензий.
— Мы покупали военный объект, потому что там была уйма стройматериалов. Покупали дешево — за миллион триста долларов. Когда приехали, оценили, сколько там стройматериалов, оказалось, что миллиона на три. Поэтому согласились. Министерство обороны подписало акт, в котором черным по белому написано, что объект является экологически чистым, не содержит химических, отравляющих, взрывоопасных, радиологических и тому подобных загрязнений, — рассказывал в интервью одной из республиканских газет руководитель финансовой корпорации «Ювента ДБ ГмБХ» Борис Меклер, бывший инвестор.
А спустя несколько лет экологи объявили, что здесь валяются тысячи вскрытых конденсаторов, напичканных высокотоксичным полихлордифенилом. Это вещество вызывает рак и генетические мутации у человека. Пятнадцать тысяч конденсаторов весом по сорок килограммов каждый собрали и складировали в здании передающего центра. В 2005 году «Меркурий плюс» ушел с зараженного объекта, продав его другой фирме. Прошлой осенью чиновники приказали прекратить все работы по демонтажу и вывозу строительных конструкций с территории объекта РЛС «Дарьял-У». «В целях недопущения заражения рабочих предприятия и дальнейшего распространения загрязнения опасными отравляющими веществами в окружающей среде», — говорится в предписании госкомиссии. По заключению экспертов, предельно допустимая концентрация полихлордифенила на некоторых участках объекта превышает норму в полторы тысячи раз!
НАПРАСНЫЕ СЛОВАВсего за два дня до обрушения министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов уверенно заявил: «Как такового вреда сейчас не наносится, потому что зимой никакого строительства там не ведется, никакие панели не вывозятся. Но мы весной начнем демонтаж и захоронения». Между тем, по словам очевидцев, только на прошлой неделе на демонтаже зданий и металлоконструкций в «Дарьял-У» трудилось более ста человек.
— «Левый» разбор шел всегда, — подтвердил эту информацию директор «ЭкоМузея» Дмитрий Калмыков. — Протяженность участка — пять-шесть километров. Желающие проникают, договариваясь, вероятно, за определенную плату с той же охраной.
Для чего министр кривил душой, непонятно. Еще осенью он получил письмо от директора ТОО «Меркурий плюс», в котором сообщалось, что на станции «Дарьял-У» близ озера Балхаш неизвестные разбирают загрязненные полихлордифенилом здания на стройматериалы, которые впоследствии используют при строительстве. «Использование зараженных полихлордифенилом строительных материалов приведет к раковым заболеваниям и генетическим изменениям в организмах людей», — предупреждал автор послания.
На «Дарьял-У» сейчас охраняется только склад с ядовитыми веществами, там сидят два сторожа без оружия. Пройти на остальную территорию без проблем может любой желающий. Чиновники разводят руками, мол, это объект нестратегический, потому государственной охране не подлежит. Они даже подсчитали, что на полицейское оцепление ежегодно придется тратить 114 миллионов тенге.
«КТО ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ?»В понедельник вечером в редакцию «НВ» пришли бывшие работники радиолокационной станции. Не называя фамилий, мужчины представились Олегом Павловичем и Вадимом Викторовичем. Они утверждают, что огромная высотка рухнула еще в среду. По их информации, под обломками находятся девять человек.
— Нам позвонили россияне из военного городка «Балхаш-9», попросили обнародовать истинное число пострадавших, — объяснили собеседники. — Обидно, что люди гибнут из-за того, что наши чиновники не занимаются объектом. Несколько месяцев назад мы предлагали департаменту экологии организовать охрану на должном уровне. Но нас просто отфутболили. Никакого ЧП не было бы, если бы станция нормально охранялась. У нас есть информация, что башню негласно продали «металлистам». В газетах мы читали, что на охрану станции надо всего 114 миллионов тенге. Эта башня стоила в три раза дороже. Кто должен отвечать за смерть людей?
— Из приемного центра, где сейчас работают спасатели, несколько лет назад я сам лично вытаскивал конденсаторы, — говорит Олег Павлович. — Вскрытые конденсаторы мы помечали красной краской, а целые красили белым цветом. Надевали перчатки, грузили в «уазик» и везли на склад.
В пресс-службе департамента по ЧС о таком количестве жертв обрушения не слышали.
— Звонок оперативному дежурному поступил 22 января в 13 часов 35 минут, — говорит пресс-секретарь ДЧС области Жанна Дауренбекова. — Со слов спасшегося мужчины, с ним было еще четверо рабочих. Он показал нам, где предположительно могут находиться люди. На этот участок брошены все силы.
«ВСЕМ НАПЛЕВАТЬ»Братья-близнецы приемного центра РЛС «Дарьял-У» расположены в Азербайджане, Белоруссии, Латвии и России. Военные инженеры проектировали объекты так, что они способны вынести любой мощный удар, в том числе и ядерный. Однако две высотки уже снесены. В Латвии 18-этажку взорвали за ненадобностью. А казахстанский «Дарьял-У» уничтожен благодаря местным мародерам и пожару, вспыхнувшему здесь пять лет назад.
— Все госорганы знали, что уже много лет без всякого проекта демонтажа идет разбор такого гигантского здания. Здание шаталось уже давно, — говорит директор «ЭкоМузея» Дмитрий Калмыков. — Два года назад я хотел туда зайти, но местный сторож предупредил: «Не надо, не ходи, оно шатается, его неправильно разбирают. Может рухнуть в любой момент». На практике всем наплевать. Участок находится в частной собственности, государство так и не объявило здесь чрезвычайную ситуацию.
«Место, где сломалась история» ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО, СЛУЖИВШЕГО НА «БАЛХАШ-9» («Liveyournal» , пользователь Safiullin Rakhim): «Балхаш-9 — затерянный в казахской степи гарнизон Российской Армии»): «Волею судьбы я провел там два года, с декабря 2001 по январь 2004-го. Самые острые и живые воспоминания связаны у меня с объектом под названием «сооружение №2» или «двойкой» (рухнувший приемный центр — авт.)… Радиолокационная станция «Дарьял-У» предназначалась для дальнего надгоризонтного обнаружения баллистических ракет и космических объектов на «южном ракетоопасном направлении» — в секторе Западный Китай — Иран. Когда я приехал на «девятку», сооружение №2 официально было «законсервировано». В реальности же оно было разграблено и разбито. На первых этажах еще гудели трансформаторы и в темноте коридоров светились зеленые лампочки индикаторов. Верхние этажи представляли собой ужасное зрелище — по коридорам были разбросаны искромсанные остатки радиоаппаратуры, высота этого хлама порой доходила до пояса. В составе «оперативной группы» я часто участвовал в зачистке сооружений от мародеров и бандитов, грабивших сооружение. Каждый раз я приезжал и уезжал с сооружения №2 с тяжелым чувством. «Место, где сломалась история» — называл я «двойку». Коридоры и кабинеты «двойки» напоминали фантастическую космическую станцию, которую то ли из-за эпидемии, то ли из-за страшной катастрофы внезапно покинул весь ее экипаж. В шкафах мы находили банки недоеденного варенья, на столах лежали развернутые журналы боевого дежурства, в которые, казалось, только что дежурный оператор заносил записи, и вот только что вышел, казалось бы, на пять минут. В чайной комнате тоже словно люди только что здесь пили чай и только что вышли… Лишь десятилетняя пыль на столе и на посуде говорила о том, что люди покинули это место уже давно и, по всей видимости, навсегда. Иногда, по ночам, когда в степи выл монотонный холодный ветер, мне казалось, что это не ветер завывает, а плачет одинокая «двойка». Плачет об ушедшей эпохе, обо всех нас, о ее «солдатах империи». 17 сентября 2004-го «двойку» сожгли… В январе 2003-го сооружения №1 и №2 были переданы Казахстану. Тамошним чиновникам, видимо, так же как и нашим военным чинам, очень не хотелось нести ответственность за то, что случилось с этими памятниками советской военной инженерной мысли. «Двойка» была сожжена. Я смотрел на кадры хроники пожара с тяжелым чувством, мне хотелось плакать. Очень больно, больно смотреть, как догорали остатки могущества моей Родины, моей Империи…».
|