Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03Сколько УТС-800 самолетов можно выпустить, если предположить что Як-152 и его гипотетический упрощенный вариант Як-54Мххх уже выпускаются серийно?
В том то и дело, что Як-152 и УТС-800 - весьма разные самолёты, несмотря на их внешнее сходство:
https://glav.su/foru…age7045326УТС-800 гораздо более тяжелый и мощный самолёт, более дорогой. Поэтому если предположить массовый выпуск Як-152 как сверхдешёвого лёгкого учебно-тренировочного самолёта начальной подготовки, то и для УТС-800 может найтись своя ниша. Они вполне могут дополнить друг друга и производиться одновременно.
Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03Сколько их вообще надо в России и сколько его конкурентов в мире уже давно присутствуют?
Про конкурентов.
Южно-Корейский - KAI KT-1 Woongbi:
Двигатель Pratt & Whitney PT6A-62 - 949 л.с.
Масса пустого - 1,91 т
Максимальный взлетный вес - 2,54 т
Первый полёт - 1991
В производстве - с 2000
Может использоваться в том числе как легкий штурмовик KA-1 (4 точки подвеса, боевая нагрузка 630 кг), военный вариант разработан в 2003:
Южная Корея - достаточно высокотехнологичная страна, и в случае войны противники у неё серьезные - КНДР, Китай, возможно Россия. Однако версию лёгкого штурмовика они сделали, в том числе для себя.
...
Индийский - HAL HTT-40:
Двигатель Honeywell Garrett TPE331-12B - 950 л.с.
Масса пустого - 2,0 т
Максимальный взлетный вес - 2,8 т
Первый полёт - 2016
В производстве ~ с 2025 (план)
Планируется, что на его основе будет создан легкий штурмовик.
...
Польский - PZL-130 Orlik:
Двигатель Pratt & Whitney PT6A-25C - 750 л.с.
Масса пустого - 1,82 т
Максимальный взлетный вес - 2,4 т
Первый полёт - 1984
В производстве - с 1994
Предусмотрено 6 точек подвесок вооружений массой до 700 кг
...
Китайско-австрийский Wuhu Zhonke TA-20, он же австрийский Diamond DART-450 с запорожским двигателем АИ-450С:
Китайцы не стесняются использовать австрийский опыт, ибо самолёт получился удачный.
Двигатель Мотор-Сич/Ивчено-Прогресс АИ-450С - 495 л.с.
Масса пустого - 1,33 т
Максимальный взлетный вес - 2,3 т
Первый полёт - 2018
В производстве ~ с 2025 (если примут и мы продадим китайцам двигатели АИ-450С)
...
Российский УТС-800 (дальнейшее развитие DART-550 под мощный отечественный двигатель):
Двигатель УЗГА ВК-800СП - 806 л.с. (с возможностью увеличить до 900 л.с.)
Масса пустого - 1,7 т
Максимальный взлетный вес - 2,6 т
Первый полёт - 2023
В производстве ~ с 2025 (если примут)
...
Как видите, по размерам, массе, мощности двигателя эти самолёты очень близки к нашему УТС-800.
Теперь добавится ещё один, российский.
_________________________________________
Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03Я понимаю что с точки зрения 1941 года самолет УТС-800 просто отличный. Но боевой самолет из пластика/композита? Без бронирования кабины и наиболее "чуствительных" к повреждениям мест...
ВК-800СМ имеет диапазон мощностей от 800 до 900 л.с. Для изначальной чисто учебно-тренировочной версии УТС-800 будет использоваться дефорсированная до 806 л.с. версия - ВК-800СП.
То есть при мощности 806 л.с. у УТС-800 максимальный взлетный вес - 2560 кг, масса полезной нагрузки при полной заправке топливом на дальность более 1500 км (5 часов полёта на крейсерской скорости 300 км/ч) - 854 кг.
Соответственно, если на гипотетический лёгкий штурмовик УТС-800Ш поставить версию ВК-800СМ с мощностью 900 л.с., то максимальный взлётный вес можно будет увеличить до 2700 кг. Вот эти 200-300 кг добавочного веса и можно пустить на современную керамическую/арамидную броню для самых важных элементов. Ещё и
800 кг на вооружение останется. Плюс поставить бортовой комплекс обороны "Витебск-М". Плюс потолок -
8000 м. Плюс скорость более
500 км/ч. Плюс дальность
1500 км.
Против папуасов/террористов, у которых из средств ПВО есть максимум ПЗРК Stinger и ЗУ-23-2, такие легкие скоростные штурмовики будут в чём-то даже получше чем вертолёты.
Например, у ударных вертолётов Ми-28 статический потолок до 3600 м над уровнем моря, у AH-64D Longbow - 2890 м. Они вполне уязвимы для пушек, крупнокалиберных пулемётов и ПЗРК. Дальность полёта Ми-28 - 450 км, AH-64D Longbow - 407 км.
А также лёгкие винтовые штурмовики выиграют у ударных вертолётов по стоимости лётного часа (причем кратно), по стоимости техники, по стоимости и времени подготовки летчика, по ресурсу и простоте обслуживания, по дальности полёта, длительности патрулирования и т.д.
...
Ну и вообще, я изначально писал про экспортный потенциал. В той же Африке такие самолёты вообще отлично бы зашли. Например, у дружественно настроенной к РФ бывшей французской колонии Мали есть серьёзные проблемы с террористической организацией "GSIM" (отделение Аль-Каиды), в дружественных нам Нигере и Чаде действуют террористические ячейки "Boko Haram" (отделение ИГ). Связанные с ИГ джихадисты контролируют до 40% Буркина-Фасо, мы даже отправили войска на помощь этой дружественной к России стране:
https://glav.su/foru…age7046654Буркина-Фасо смогла позволить себе всего 3 шт. Super Tucano, это очень дорогой штурмовик (28-80 млн долларов за штуку в зависимости от контракта). Современные ударные вертолёты типа Ми-28НМ и Ка-52М тем более не по карману таким странам, да и часами гоняться на таких дорогих и сложных супервертолётах, предназначенных для уничтожения бронетехники и артиллерии, по саванне за старой легковушкой с парой автоматчиков внутри - это как микроскопом забивать гвозди.
На те же деньги Буркина-Фасо могла бы купить 12-15 шт. условных УТС-800Ш. Да, они немного уступали бы Super Tucano по боевой нагрузке, но это и не так важно в данном случае. Для борьбы с террористическими группами важнее количество самолётов и длительное патрулирование.
У Нигера вообще нет новых штурмовиков, только два старых Су-25 в неизвестном состоянии. И т.д. Так что рынок для сбыта подобных машин есть.
...
Нашей армии они пригодились бы для обучения курсантов, а также в штурмовом исполнении - гонять боевиков в Сирии, патрулировать приграничные области с Украиной (выявлять и уничтожать вражеские ДРГ), топить безэкипажные катера-камикадзе в Черном море, гонять браконьеров у берегов Курил и для других подобных задач. Сколько их нужно? Ну если про Як-152 говорили о 150-230 шт. машин для ВКС, то 50-60 шт. УТС-800 в учебно-тренировочных и боевых модификациях наверное хватит, получилось бы хорошее дополнение к лёгким поршневым Як-152. Остальное на экспорт.
_________________________________________
Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03Первая мысль которая у меня возникла – с/х авиация на замену Ан-2, в одноместном исполнении, как раз тонну химии возьмет... но для неё он летит быстрее, чем хотелось бы. И для неё не нужно +7/-4g перегрузка, т.е. можно сделать самолет полегче, а грузоподъемность побольше. И поскольку не быстрый можно сделать подкосы – значит конструкция ещё легче.
Да ну бросьте, при чем здесь сельхоз авиация?
Для сельского хозяйства с головой хватит того же ЛМС-901 с тем же двигателем, но большим крылом (размах крыла 16,5 м против 11,7 м у УТС-800).
См средний нижний слайд:
А также не так давно казанский МВЕН представлял специализированный сельскохозяйственный самолёт Т-500:
Сама казанская фирма потом обанкротилась, но вся документация досталась "Ростеху" и после появления нашего двигателя аналогичной мощности (изначально планировались использовать американские Lycoming O-540) возможна организация достаточно массового производства таких машин.
Плюс в Дагестане на КЭМЗ будут производить лёгкие поршневые Альфа-КМ (дальнейшее развитие МИ-411), которые тоже можно использовать в сельском хозяйстве:
https://glav.su/foru…age6978226 _________________________________________
Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03П.С. Это первый УТС/пилотажный самолет, который УЗГА делает самостоятельно. Без собственной истории учебных и пилотажных моделей. Что в итоге будет и когда вылечат "детские болезни" сейчас сказать невозможно.
Если точнее, то не совсем самостоятельно.
Учитывая внезапность появления этого самолёта и его первого полёта, УЗГА явно используют неплохой чужой задел. А именно - УТС-800 создавался с активным использованием наработок по австрийскому DART-550.
Pilatus PC-7:
Diamond DART-550:
УЗГА УТС-800:
У них даже размах крыла одинаковый - 11,7 метров, длина одинаковая - 10,7 м. Совпадение? Не думаю (С).
Пишут, что австрийцы долго пытались протолкнуть свой DART-550, чтобы мы его производили на УЗГА точно так же как DA-40 и DA-42. Он даже упоминался в тендере на Як-152:
https://www.aviation…ews/13986/И, судя по всему, они успели передать нам всю конструкторскую документацию, чертежи. На основе которых мы очень быстро разработали свой УТС-800.
Сам DART-550 путем замены двигателя вырос из DART-450, который совершил первый полёт в 2016 году. В свою очередь DART-450 во многом использует швейцарский опыт с их Pilatus PC-7, взлетевшим в 1966. Так что наработок по этому самолёту было много, часть детских болезней уже вылечили австрийцы/швейцарцы, остальные долечат специалисты УЗГА.
Кстати, DART-550 пока не выпускается серийно. Будет забавно, если УЗГА опередит австрийцев со своим УТС-800 и выйдет с ним на внешние рынки.
_________________________________________
Цитата: BUR от 24.01.2024 16:15:09Плюс проблемы с пропеллером – УТС-800 использует 5-лопастный от/для локализованного Л-410, который не предназначен для пилотажного самолета (т.е. для активного маневрирования), и его лопасти "как есть" на 3-лопастной версии винта (оптимальной для данного класса самолетов) тоже не подойдут. По крайней мере так было со ссылкой на производителя Аэросила в публикациях 2020 года. Т.е. для него надо ещё разрабатывать собственный винт.
Цитата: BUR от 25.01.2024 02:31:03П.П.С. Про винт – дело не только в пятилопастности, но и в том, что Аэросила (производитель винтов) конструировала их для пассажирского коммерческого самолета – под его требования по перегрузке, маневренности и т.д. Вряд-ли с ним будет дозволено "крутить пилотаж" с 7g перегузкой... Т.е. взлететь, плавно сделать 4 поворота и сесть он сможет, а "крутить бочки" ему, возможно, дозволено не будет. Пока УЗГА не закажет пилотажные винты для 2-х тонного самолета с 800лс двигателем. Популярные 3-х лопастные от Як-52, Як-54 и т.д. (мотор М-14 с вариациями) ему не подойдут.
Во-первых, Л-410 с движками 800 л.с. имеет скорость 417 км/ч и предназначен для эксплуатации в очень суровых условиях - постоянные перегрузки из-за тряски по грунтовым полосам.
Скорее всего ничего с таким винтом не произойдёт, если использовать его на УТС. Тем более вы очень часто используете термин "пилотажный самолёт", забывая, что УТС предназначен для
начальной подготовки курсантов. Это прежде всего отработка взлётов и посадок, несложных фигур пилотажа, следование по маршруту, экстренные ситуации и т.п. 7g - это предельная перегрузка для УТС-800, но это не значит, что курсанты будут летать с такими перегрузками.
А пилотажные самолёты с постоянными большими перегрузками и сверхсложными фигурами высшего пилотажа - это Су-31, СП-55М, Ларос-31, и т.п., машины вовсе не для неопытных курсантов. Наберите в гугле "пилотажный самолёт" и посмотрите картинки.
Во-вторых, винт на УТС-800... по странному совпадению... весьма похож на винт от DART-550, там тоже пятилопастной.
Винт DART-550:
Винт УТС-800:
Похожи? Очень похожи. Там даже винтики на тех же местах, что и у DART 550, и концы лопастей так же окрашены. Можно предположить, что австрийцы вместе с документацией на планер, передали УЗГА и документацию на винт тоже. Потом эту документацию УЗГА передали на "Аэросилу", поэтому винт для ВК-800СМ там делали уже с учетом австрийского опыта.
И вообще "Аэросила" традиционно окрашивает свои винты в синий и желтый цвета. А тут серо-белый.
Если уходить в конспирологию, то винт для DART-450 изначально могли разработать в России, так как там запорожский двигатель, а до СВО была распространена кооперация (для украинского Ан-140 винт делали как раз на "Аэросиле"). Потом этот винт перекочевал на DART-550, а оттуда вернулся к нам на УТС-800, круг замкнулся.
...
Но повторюсь, винт разработать гораздо проще и быстрее чем планер, двигатель и авионику. Так что если проект УТС-800 пойдёт, то любые винты к нему появятся очень быстро.
В любом случае, самолёт интересный и имеет неплохие перспективы. Особенно учитывая, что двигатель для него фактически есть (ВК-800СМ, первый полёт в этом году), а вот для Як-152 ещё предстоит доделать и испытать 8-цилиндровый поршневой двигатель ФОРА-500 мощностью 500 л.с. (дальнейшее развитие двигателя АПД-А-V2, который в свою очередь является развитием АПД-А, который был развитием АПД-500, который был развитием 8-цилиндрового автомобильного двигателя НАМИ-4123).
Не удивлюсь, если в итоге Як-152 и УТС-800 будут производить одновременно, причем УТС-800 пойдёт в серию раньше. Как по мне, оба самолёта хорошие и найдут своё применение.