Киев мечтает заменить Тирасполю Москву В условиях затянувшейся «пересменки» в высших эшелонах молдавской власти и определенного ослабления посреднической активности в приднестровском урегулировании со стороны России некоторые политики на Украине всерьез заговорили об открывающейся перед Киевом возможности потеснить Москву в качестве главного центра геополитического притяжения для Приднестровья. Поводом для столь явно завышенных ожиданий, в частности, стало нашумевшее высказывание президента ПМР Игоря Смирнова, который во время последнего референдума о присоединении к России (на который Россия практически никак не отреагировала) позволил себе маленький политический шантаж, пообещав поставить в следующий раз на голосование уже вопрос о присоединении к Украине.
Однако, судя по всему, некоторые представители украинского медиасообщества всерьез восприняли эту легко читающуюся тактическую уловку со стороны приднестровского лидера. Как пишет украинская газета «Новая», Украина, пользуясь тяжелейшим кризисом власти в Молдавии, укрепляет свое влияние в Приднестровье.
Рассказывая о демаркации приднестровского участка украинской границы с Молдавией, это издание подчеркивает, что, заблокировав левый берег Днестра, у Киева появляется возможность окончательно оборвать экономические связи Приднестровья с Москвой. «Белокаменная в последние годы постоянно урезала дотации на Тирасполь. В свою очередь, приднестровцы все более разочаровываются в поддержке России», – драматизируют ситуацию в российско-приднестровских отношениях украинские журналисты. А в качестве обоснования неблагоприятного для России развития событий цитируют слова министра госбезопасности ПМР Владимира Антюфеева о том, что в Москве растут силы, которые желают возвращения Приднестровья в состав Молдавии. «Это приведет к тому, что вместе с Молдавией в Румынию уйдет и Приднестровье – со всем своим русскоязычным населением», – обозначил альтернативный (надо сказать, гораздо более реалистичный) сценарий будущих событий Антюфеев.
Впрочем, украинские газетчики проигнорировали этот здравый вывод приднестровского силовика, продолжив тешить себя иллюзиями по поводу перспектив политического сближения ПМР с Украиной: «Но лиха беда начало. Самое главное – что диалог Киева и Тирасполя наконец-то налаживается. В то же время Молдова переживает тяжелейший кризис власти. У Кишинева сейчас даже нет президента, а только исполняющий его обязанности спикер Михай Гимпу. И, в отличие от Украины, настоящий глава государства по молдавской Конституции не появится там еще целый год. Молдова стоит на грани поглощения Румынией. В такой сложный период иметь дружественное государственное образование, желающее интегрироваться в Украину, очень важно. Ведь следующие пограничные столбы можно забить и по самому Днестру, и даже на его правом берегу», – пишет украинская газета.
Вероятность реализации указанного сценария оценивает руководитель Отдела Молдавии Института стран СНГ Геннадий Коненко:
– На самом деле демаркация границы – это обычное событие, которое происходит в жизни соприкасающихся государств. Хотя эти работы несколько затянулись, тем не менее Молдавия и Украина хотят поставить последнюю точку в этом вопросе. В этом нет ничего особенного.
Конечно, если рассуждать о возможных трудностях для Приднестровья из-за этого, то они, конечно, могут возникнуть. Но пока вопрос так не стоит. Потому что существует договоренность между Киевом и Кишиневом относительно того, что экспорт, осуществляемый с территории Приднестровья, должен сначала регистрироваться в соответствующих молдавских органах. И Тирасполь был вынужден согласиться с такими условиями. Так что Приднестровье несет вследствие этого определенные потери. Оно платит молдавским властям процент за оформление своего экспорта.
В то же время говорить о том, что демаркация границы создаст какие-то серьезные проблемы для ПМР, не приходится. Совсем недавно Кишинев продлил существующую форму регистрации приднестровских экспортеров. Если раньше сроки каждый год продлевали на год, то теперь конечный срок не указывается. Что касается усиления позиций Украины в Приднестровье, то это началось не сегодня, а гораздо раньше, что выразилось, в частности, в облегченной процедуре выдачи украинского гражданства в Приднестровье.
Сейчас в ПМР проживают более 70 тыс. приднестровцев, имеющих украинские паспорта. Как известно, население ПМР состоит из трех больших групп – молдавской, российской и украинской (хотя есть здесь и болгары, и гагаузы, и поляки, и евреи, но в гораздо меньшей степени). Так что Украина, как и Россия, естественно, оказывает помощь своим соотечественникам, проживающим в Приднестровье. В т. ч. в области образования (учебники для школ и подготовка преподавательского состава, принимаются на учебу в украинские вузы приднестровские граждане украинского происхождения). Кроме того, очень развиты торговые связи между Украиной и ПМР. Что вполне естественно, потому что у России нет общей границы с Приднестровьем, тогда как с Украиной она есть. Естественно, что Киеву легче экспортировать свои товары в ПМР, чем Москве. Так что влияние Украины на Приднестровье было и остается сильным.
Наверное, многие приднестровцы действительно разочарованы тем, что Россия пока не поддерживает стремление ПМР к независимости. Напомню, что Москва выступает за то, чтобы Приднестровье вернулось в состав Республики Молдова, но на определенных условиях, которые бы не мешали самостоятельному развитию Приднестровья в экономическом, социальном и культурном планах. Но тут же следует заметить, что позиция Киева ничем не отличается от российской. Так что в этом плане сближение с Украиной также не принесет Тирасполю особых политических дивидендов. http://news.km.ru/ki…tiraspolyu