ЦитатаДемонстратор беспилотного самолёта «Партизан» выполнил первый полёт
16.02.2024
16 февраля 2024 года в Новосибирске на аэродроме экспериментальной авиации Ельцовка состоялся первый полёт демонстратора транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлёта и посадки «Партизан», разрабатываемого по заказу Фонда перспективных исследований.
Самолёт создаётся с 2019 года Сибирским научно-исследовательском институтом авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) по заказу Фонда перспективных исследований в рамках проекта «Разработка и лётные испытания демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлёта и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей». На МАКС-2021 технология была представлена и поднялась в воздух на летающей лаборатории на базе самолёта ТВС-2МС.
ервый полёт демонстратора осуществлялся в пилотируемом режиме, самолётом управлял Заслуженный лётчик-испытатель России, директор СибНИА Владимир Барсук. В полёте осуществлялся сбор данных для обучения системы автоматического управления. Самолёт находился в воздухе 20 минут, полёт проходил на высоте 200 м со скоростью от 50 до 200 км/ч.
Владимир Барсук выразил уверенность в успехе «Партизана» и сообщил о планах по созданию научно-производственного центра беспилотных авиационных систем на базе аэродрома «Бердск-Центральный» в сотрудничестве с Правительством Новосибирской области.
https://aviation21.r…yj-polyot/ЦитатаСверхкороткий взлёт: как в России создаётся тяжёлый транспортный беспилотник «Партизан»
17.02.2024
Разработка проекта началась в сентябре 2019 года. Сначала конструкторам необходимо было определить компоновочную схему беспилотника. Основной целью инженеров было создание аппарата самолётного типа, который мог бы использовать в качестве взлётно-посадочной полосы (ВПП) вертолётную площадку. При этом главная трудность заключалась в осуществлении посадки на такую компактную ВПП.
«Перед посадкой надо быстро погасить скорость. И этот сложный манёвр пока по расчётам и подтверждённым испытаниям получается. Мы создаём такой невозможный самолётик, который садится на вертолётной площадке», — рассказывал в 2021 году в интервью ТАСС руководитель проекта от ФПИ Ян Чибисов.
Для решения этой задачи в конструкции аппарата было решено применить технологию активного обдува крыла распределённой винтомоторной группой. Для отработки этой концепции специалистами СибНИА была создана летающая лаборатория на базе самолёта ТВС-2МС. В ходе испытаний была подтверждена эффективность выбранных технических решений для обеспечения сверхкороткого взлёта и посадки.
На втором этапе конструкторы перешли непосредственно к созданию прототипа «Партизана». Согласно данным ФПИ, финальный вариант самолёта должен будет садиться и взлетать с площадки размером 50 х 50 м «с высотой препятствий на границе до 15 м». Дальность полёта такого аппарата составит 1 тыс. км, максимальная скорость — 300 км/ч. БПЛА сможет брать на борт до 1 т полезной нагрузки.
Разработчики подчёркивают, что аппарат изготовлен полностью из отечественного сырья и комплектующих. Исключение составляет лишь маршевая силовая установка. Однако ей на замену должен будет прийти отечественный гибридный силовой агрегат — его основные элементы уже изготовлены и проходят стендовые испытания, добавили в ФПИ.
Ещё одним преимуществом «Партизана» станет возможность работать в двух режимах: беспилотном и пилотируемом. Например, перевозить грузы машина сможет в полностью автономном режиме без участия человека, а при перевозке пассажиров «Партизаном» будет управлять пилот.
«Система автоматического управления значительно упростит пилотирование летательным аппаратом, что в совокупности с существенным снижением требований к взлётно-посадочным площадкам в перспективе может сделать отечественную авиацию по-настоящему доступной, а беспилотник «Партизан» востребованным у большого количества эксплуатантов в различных отраслях применения», — отмечают в ФПИ.
Предполагается, что, помимо грузо-пассажирских перевозок, машина также может применяться в санитарной авиации и для осуществления аэромониторинга. МЧС могло бы использовать беспилотник «Партизан» в спасательных операциях и для тушения пожаров, а в сельском хозяйстве такой аппарат может проводить обработку полей. В свою очередь, в военной сфере «Партизан» способен выполнять разведывательные или транспортные функции.
https://russian.rt.c…ispytaniyaА теперь о важности этого события.
Дело в том, что это первый собранный на СибНИА прототип "Партизана" абсолютно с нуля. Это уже не переделка Ан-2 и не ТВС-2МС, использованный для демонстрации технологии на МАКС-2023!
Демонстратор технологий на базе ТВС-2МС (Ан-2 с ТВД):
...
...
"Партизан":
Хорошо видно, что новое практически
всё - заднее оперение (и вертикальное и горизонтальное), оба крыла, фюзеляж, остекление, нос стал короче, стойки шасси выглядят мощнее. Широко применяется углепластик.
Характеристики тоже впечатляют - до 1 тонны нагрузки, максимальная дальность до 1000 км. Да, ЛМС-901 "Байкал", судя по всему, летит в три раза дальше (до 3000 км) и берет в два раза больше больше груза (2 тонны).
Но всё же "Байкалу" при всех его отличных взлетно-посадочных характеристиках, нужна пусть и очень короткая, но всё же полоса (дистанция разбега/пробега при нормальной взлетной массе – 220/195 м). А "Партизан" благодаря 9 двигателям и обдуву крыла может взлетать с пятачка до 50 метров, почти как вертолёт!
...
Как по мне, оба этих самолёта - и
"Байкал", и "Партизан" смогут прекрасно дополнять друг друга. "Байкал" для комфортных перевозок 9 пассажиров с багажом или 2 тонн груза на достаточно большие расстояния с высотой полёта до 4-5 км. А "Партизан" - на более коротких расстояниях, 5-6 пассажиров с багажом или 1 тонну груза на более низких высотах.
Двигатель на прототипе иностранный, но в будущем планируется использовать отечественный гибридный, возможно - разрабатываемый в ЦИАМ ВТСП-500, который они сейчас демонстрируют на ВДНХ на выставке "Россия" (кстати, рекомендую всем посетить, там реально круто):
ЦитатаГибридные силовые установки — одно из ключевых направлений в рамках научно-технической стратегии ОДК, работа по которому ведется с 2020 года. В конце прошлого года предприятие успешно испытало демонстратор мощностью 100 кВт, что позволило нам подойти к целевому рубежу в 500 кВт.
https://www.aex.ru/n…24/261189/500 кВт - это около 680 л.с., конечно поменьше чем у ВК-800СМ с его 800-900 л.с. (из-за чего у "Партизана" будет меньше скорость, нагрузка и высота полёта), но с другой стороны - у "Партизана" есть ещё 8 небольших электродвигателей, работающих на взлёте.
Остается пожелать удачи обоим проектам