Штош, сегодня у нас 1 марта, пятница, и мы продолжим наши байки по нашей теории.
Мне в личку продолжают задавать странные вопросы на тему о том, - знали ли британские «заклятые партнеры» о теории Манилия уже к началу 19-го века.
Повторяю «для тех кто в танке» - разумеется знали. Я много раз рассказывал о том, что сын военного музыканта из Ганновера по имени Уильям Гершель в свое время настолько прославился в Британии как скрипач и гобоист, что его в возрасте 25 лет назначили руководителем военного оркестра в городе Бат. Боюсь, что не многие понимают, - что именно оно значит – а суть в том, что Бат в те года был закрытым морским курортом для отдыха королевской фамилии. А «королевская фамилия» в переводе на русский звучит для тех лет, как «Ганноверская династия» и этим объясняется столь невиданный карьерный взлет для маленького мальчика из большой еврейской семьи моравского корня. В 20 лет Вильгельм Гершель победил на конкурсе молодых композиторов в Лидсе и возглавил тамошний оркестр и уже оттуда его пригласили в Бат ко двору (правда при этом заставили его поменять имя с немецкого Вильгельм, на английское Уильям) и вменили ему не только на гобое и скрипке играть, а так же, - руководить королевским оркестром, но и – руководить военной охраной «королевской фамилии» из офицеров того самого оркестра «в случае чего». Прекрасная карьера и возможная будущность. Если бы все так и осталось, сегодня мы в каких-нибудь музыкальных энциклопедиях могли бы найти что-то мелкими буквами по некоего Уильяма Гершеля – прекрасного музыканта и недурного композитора, - но не больше того.
Судьба же распорядилась так, что Гершелю выпала честь ублажать королевскую семью музыкой в Бате, известнейшем в те года «закрытом курорте для королевской фамилии», а так же там же то и дело стоять в карауле и на часах – лишь потому, что ганноверцев в Британии не любили и считали «немножко евреями». Причина этого в том, что родоначальница данной фамилии Софья Ганноверская была «таки-да» и по незаконному отцу принадлежала к колену Левия (что характерно из чешской Моравии), а по матери к ненавидимой англичанами династии Стюарт, ибо на момент ее рождения ее официальный отец был пару лет как помре. Отсюда – королевская охрана того интересного времени, пополняемая исключительно выходцами из Ганновера, причем желательно евреями моравского корня. «Вот такие были славные обычаи в доброй Кастилии!» (с)
В этой истории главный момент – руководитель военного оркестра в закрытом курортном городке Бат. Это значит, - круглогодичная военная служба в приморском маленьком городке, где оркестру суждено играть в зависимости от капризной английской погоды пару, ну от силы – четыре гребаных в году месяца. Обычно этот тот самый режим, от которого народ в армии поголовно спивается.
Как писал в свое время сам Гершель – его уберегла от этой незавидной судьбы его – большая семья, а их некогда «милый папочка настрогал аж 14 человек – братьев и сестер и растил как траву» - как писал сам сэр Уильям. И так как ему самому первому удалось из всей семьи «удачно закрепиться», он потихоньку перетащил в Бат всех своих сестер с братьями – благо все они были родом из Ганновера и моравскими евреями, то есть для королевской семьи и в том и в этом смысле – не так чтоб чужие.
Среди всех этих сестер с братьями для нашей истории важны Матильда Гершель – к тем годам уже состоявшийся композитор и любитель астрономии, и Александр Гершель – состоявшийся математик, он же преподаватель математики для королевской семьи и позже – профессор математики в Дареме (позже стараниями «яковитов» - сторонников давешних Стюартов, после пресечения династии Ганноверов Дарем при внуке Александра и тоже профессора математики станет третьим британским Университетом после Оксфорда с Кембриджем).
Согласно письмам сэра Уильяма именно Матильда составила «долгими зимними вечерами» подробный «звездный атлас нового времени», а Александр «для развлечения» составил список планетных эфемерид, так как придумал как именно движение планет в небе рассчитывать. Ну, а Уильям опять же «долгими зимними вечерами» вместо того, чтобы упиваться вместе с прочими офицерами охраны – джином, мадерой и виски, обучился стеклодувному мастерству (невероятно престижному умению по моравской традиции) и достаточно случайно обнаружил как разные малые присадки влияют на оптическое качество получаемого стекла. После этого Уильям смог подтвердить математические расчеты Александра, а где не смог – так там нашел в небе планету Уран, создававшую гравитационные возмущения, из-за которых эфемериды брата были немного неверными, на основании своих успехов помог сестре составить новую необычайно подробную карту звездного неба (карта звездного неба Матильды Гершель считалась точнейшей более ста лет, - вплоть до конца века 19-го). А самое главное Уильям сумел убедить капитана Джеймса Кука взять его (Гершеля) новые подзорные трубы в очередное кругосветное путешествие и тут к семье пришла всемирная слава. «Вообразите – подзорными трубами и телескопами этих немецких евреев из Бата пользуется сам Кук!»
Именно после того, как оптикой Уильяма Гершеля стал пользоваться «сам Кук», - Уильяму было пожаловано звание «главного придворного астронома Британии», а самое главное – особым Указом Георга Третьего – «сэра Уильяма Гершеля» было приказано считать «чистокровнейшим англичанином, сделавшим немало для Блага Британии». Это примерно начало 1780-ых годов, - эпоха американской войны за Независимость и время, когда в Британии все было весьма и весьма плохо.
Надо сказать, что по сей день – даже с точки зрения собственно британских историков – королей Ганноверской династии принято считать мягко скажем «дремучими». В письмах Гершеля это звучит как крик отчаяния – сразу по назначению его «главным придворным астрономом» двор повелел ему «составить подробный гороскоп для нашей страны, причем самый что ни на есть положительный», а на жалобные всхлипы бедного юноши, что он не астролог, а всего лишь астроном – чуть ли не сам король (в письмах Гершеля некто описываемый как - «самая важная особа») высокомерно спросил – «А че, есть какая-то разница?! Или вы по своему обычаю мне цену тут набиваете?!»
В итоге бедный придворный астроном – сэр Уильям Гершель помчался по всем знакомым – чтобы те ему помогли с такою страшной бедой и научили его составлять гороскопы. (То есть что-то он знал, но по самым верхам, а в этом заказе в случае чего виднелась и плаха Тауэра, и выпущенные на потеху народа кишки и голова, прибитая к одному из венцов печально известного моста через Темзу. Так что – обосраться в этом случае для придворного астронома была весьма мрачная опция.)
К счастью, его новая должность сулила много интересных придворных возможностей для «людей в теме» и возникло общее мнение «умного мальчика надо спасать». Вся синагога лондонского Сити устроила по этому поводу настоящий мозговой штурм и кто-то вспомнил, что некогда при осаде Вены австрийцами была захвачена библиотека турецкого султана. Эти бесценные книги были переданы в Ватикан, а там часть книг навсегда исчезла в бездонных хранилищах замка Святого Павла, часть – на арабском языке была уничтожена, а часть – признанная схизматической, но христианской (то есть написанная в православных храмах на греческом) выставлена на аукцион. Среди этих книг были тексты Марка Манилия – придворного астролога императора Тиберия, который был «таки-да» и по сути за это казнен во времена императора Калигулы, так как будучи набожным евреем Манилий отказался считать Калигулу - Богом. Это привело к тому что столь же набожные голландские исследователи Талмуда и Торы 17-го века предположили, что в текстах Манилия они отыщут какое-то «сокровенное знание» и выкупили эти тексты у Ватикана. Велико же было их разочарование, когда выяснилось что в греческих переводах Манилия не было ничего ни про Тору, ни про Талмуд, а лишь про какие-то методы астрологических предсказаний и про то, что через полторы тысячи лет после казни Манилия византийские басилевсы все еще интересовались этими текстами, хоть и сетовали, что «с годами Манилий уже не торт».
Это и привело сэра Уильяма Гершеля к основополагающим текстам всей мунданной теории. А гений его заключается в том, что вместо того, чтобы бездумно применять тексты Манилия к тогдашней реальности – Гершель задумался над интересным вопросом – почему теория Манилия начала давать сбой. И по мнению древнегреческих переписчиков с годами ошибка явно усиливалась. Гершель предположил что эта ошибка была такой же системной как влияние еще не открытого Урана на перемещенье Сатурна по звездному небу. Со всеми этими вопросами Уильям прибыл с текстами Манилия на семейный совет и его брат Александр сразу сообразил, что причина нарастающей ошибки в том, что все считают астрономические данные от нулевой точки эклиптики, а та в реальности постоянно смещается относительно «неподвижного звездного неба». И чем больше смещение тем больше ошибка при применении теории Марка Манилия.
То есть античный астролог был для своего времени точен, но с той поры ось вращения Земли настолько сместилась от прежнего состояния, что все современные астрологические прогнозы можно смело бросать сразу в топку. (Если что этот процесс называется звездной прецессией и его существование предсказал именно Александр Гершель – профессор математики и один из отцов основателей Университета в Дареме.)
Так Уильям Гершель по сути «переоткрыл Марка Манилия» и вычислил, что с 1775 по 1833 года у Англии идет Третий дом Расширения и все что творится на тот день в Америке это лишь некая жопа постепенно уходящего Второго Дома, а дальше все у страны в шоколаде. А соответственно у американских мятежников повстанцы бьются на былом запасе Третьего дома, но дальше Штаты погрузятся в Четвертый дом Сна и у них долго все будет грустно. Из этого предсказания Гершель написал предсказание о том что нынче нужно срочно заморозить «северо-американский конфликт», ибо лет через 10-20 отношение сил в тех краях изменится просто разительно.
Доклад «придворного астронома/астролога» произвел фурор в очень узких кругах и вихрем пронесся по всем синагогам и масонским кругам всего мира. В итоге премьер-министр Британии граф Шелберн согласно апокрифам воскликнул – «Из глубин нашей пропасти мы наконец-то увидели свет!» и принялся составлять проект мирного соглашения с американскими инсургентами. На тот момент британская армия была наголову разбита при Саратоге и частично сдалась попав в окружение при Йорктауне (это окружение оказалось возможным лишь потому что французская эскадра без объявления войны напала на экспедиционный флот бритишей в новом Свете). Со стороны казалось, что песенка англичан в Америке спета. Тем не менее Лорд Шелберн в проекте договора хоть и предоставлял Американским колониям независимость, но при этом он требовал выплаты неустойки вплоть до цены чая выброшенного за борт в итоге бостонского чаепития, хоть всегда и всеми считалось что контрибуцию по итогам войны платить сторона проигравшая. (А с точки зрения Шелберна чем дольше переговоры по деньгам затягивались, тем сильнее слабела американская и крепчала британская армии.)
Однако «нашла коса на камень». Не менее знаменитый в узких кругах масон, возглавлявший американскую делегацию по имени Бенджамен Франклин, прочитав проект Шелберна, приказал своим людям: «Платите! Но при условии, что это не будет выглядеть контрибуцией.» и поясняя свои слова добавил – «Этот гад слишком хорошо понял теорию и нарочно переговоры затягивает, а лишний год болтовни и они нас размажут…»
Так что 1780-ые годы – эпоха стремительного распространения «мунданной теории» по всему миру. А особенность ее в том, что с поправками на прецессию Александра Гершеля история человеческой цивилизации в рамки данной теории – целиком вся укладывалась. Причем настолько, что глава проигравшей все на свете Британии с оптимизмом смотрел в «новый день», а фактический глава победительных «североамериканских колоний» в тот же самый «новый день2 смотрел со все возрастающим опасением. Вплоть до того, что именно по настоянию Франклина столицей Штатов сделали выделенный из британской Виргинии Вашингтон, а не его родную Филадельфию, или считавшийся главным в Северной Америке Нью-Йорк. Ибо по словам Франклина «нужно чтобы судьбу США считали по нашей столице в английском Раке, а не по самому значительному городу посреди Новой Голландии». (Но Судьбу на мякине не проведешь, -сказано Близнецы, стало быть США – Близнецы!)
Вот когда именно «мунданная теория» начала свое шествие по всему миру, а Сэр Уильям Гершель навсегда вписал свое имя на страницах Истории.
Продолжение Следует