Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,746,489 19,160
 

  Вадим Р. ( Слушатель )
20 апр 2024 06:03:16

СибНИА планирует завершить свою часть статических испытаний SJ-100 в первой половине 2025 года

новая дискуссия Новость  473

СибНИА планирует завершить свою часть статических испытаний SJ-100 в первой половине 2025 года
Сертификационные статические испытания самолёта SJ-100, которые проходят по заказу ПАО «Яковлев» в отделении усталостной и статической прочности Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, завершатся в первом полугодии 2025 года, об этом сообщает РБК со ссылкой на замдиректора по научной работе института Дмитрия Смирнова.
Планер самолёта SJ-100, изготовленный в производственном центре «Яковлева» в Комсомольске-на-Амуре специально для прохождения статических испытаний, был доставлен в Новосибирск в январе 2023 года. Проведение испытаний обусловлено конструктивными изменениями в крыле и фюзеляже самолёта, а также установкой отечественного двигателя ПД-8 и шасси новой конструкции. В Новосибирске проходят сертификационные статические испытания фюзеляжа, крыла, механизации, узлов навески основной и передней опор шасси, горизонтального оперения и пилона двигателя.
Первоначально завершить испытания планера рассчитывали в ноябре-декабре 2023 года. В институте поясняют, что сами тесты занимают немного времени, необходимый комплекс завершён на 30-40%, но на подготовку уходят недели и месяцы. Так, чтобы установить SJ-100 в ангаре СибНИА, пришлось снести антресоли, и самолёт смогли разместить по диагонали. Из-за этого сроки были сдвинуты.
Специалисты института выполнили подготовительную работу по созданию и монтажу стенда, расчёту распределений нагрузок, схем уравновешивания, разработаны и созданы гидравлическая и пневматическая системы, системы автоматического нагружения и контроля сил, систем тензометрии и измерения перемещений.
«Мы проводили испытания на стойке шасси, они полностью новые отечественной сборки. Здесь установлен также наш пилон двигателя. Всё, что испытывали это работает успешно, всё выполнено корректно, конструкция выдерживает заданные нагрузки. У нас ещё предстоят основные случаи нагружения планёра самолёта, фюзеляжа и крыла», – сказал Дмитрий Смирнов.
Ещё один не лётный опытный экземпляр SJ-100 проходит ресурсные испытания в подмосковном Жуковском. Здесь в ЦАГИ осуществляется научное сопровождение работ в части аэродинамики, прочности и ресурса. В 2023 году выполнены испытания в объёме 36 тысяч полётных циклов.
В конце декабря 2023 года пресс-служба ОАК сообщала, что СибНИА и ЦАГИ завершили сертификационные ресурсные и статические испытания модифицированного планера самолёта SJ-100.
26 декабря Росавиация выдала одобрение главного изменения к сертификату типа, которое позволяет перейти на производство SJ-100 по серийной конструкторской документации.


Безопасность самолёта SJ-100 обеспечат более 200 различных испытаний

Безопасность воздушного судна является первостепенной задачей в авиационной отрасли. Для обеспечения её высокого уровня и получения сертификата типа, подтверждающего соответствие типовой конструкции, самолёты проходят ряд всесторонних испытаний. В случае с региональным SJ-100 эта процедура включает более двухсот различных видов испытаний конструкции и агрегатов воздушного судна, бортового радиоэлектронного оборудования, программного обеспечения.
Конструкторские испытания направлены на подтверждение технических характеристик отдельных узлов и самолётных систем, которые закладывались на этапе проектирования. Лабораторные испытания позволяют исследовать свойства материалов и компонентов в контролируемых условиях. Одними из наиболее сложных и ответственных испытаний являются прочностные и ресурсные испытания.
Полный каталог электроинструмента
Прочностные стендовые испытания проводятся с целью проверки пределов прочности и целостности конструкции самолёта. Их особенность заключается в том, что в ходе тестирования на планер последовательно прикладываются нагрузки, превышающие расчётные, при которых может происходить разрушение конструкции, в частности крыла. И таким образом проверяется запас прочности или её недостаточность. Сейчас в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина СибНИА подобные испытания проходит один из опытных самолётов SJ-100, предназначенный для стендовых испытаний.
В Новосибирске проходят сертификационные статические испытания фюзеляжа, крыла, механизации, узлов навески основной и передней опор шасси, горизонтального оперения и пилона двигателя. По словам замдиректора по науке института Дмитрия Смирнова, уже пройдено порядка 40 процентов от всего объёма прочностных и статических испытаний. Сотрудники СибНИА провели испытания основных и носовой опор шасси, предварительно выполняли надув фюзеляжа и его опрессовку для проверки герметичности. В 2024 году пройдут испытания на прочность крыла и оперения, идёт подготовка к испытаниям пилонов двигателей.
В подмосковном Жуковском в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского находится другой стендовый экземпляр SJ-100. Специалисты ЦАГИ проводят на нём ресурсные испытания, которые в 2023 году выполнены в объёме 36 тысяч полётных циклов, что позволяет выполнить первый полёт самолёту в обновлённом облике. В целом в ЦАГИ осуществляется научное сопровождение работ в части аэродинамики, прочности и ресурса.
В ходе испытаний на стендах «железная птица» (iron bird) и «электронная птица» (electronic bird) проверяются режимы, которые невозможно или очень опасно тестировать в реальном полёте.
Если для стендовых испытаний используются статические экземпляры самолёта, то для проверки функционирования систем и их взаимодействия между собой создаётся функциональная модель, которая получила название «железная птица». Стенд гидросистемы и механизмов с полунатурным моделированием комплексной системы управления и системой управления общесамолётным оборудованием отличается высокой степенью подобия настоящему самолёту. «Железная птица» представляет собой силовой каркас, оснащённый исполнительными механизмами, приводами механизации крыла с реальными блоками комплексной системы управления, а также системой шасси. Здесь представлены те системы, в работе которых участвует гидравлика.
Если самолёт создаётся с нуля и в его конструкции много новых решений по компоновке, по системе управления, тогда создание «железной птицы» оправдано. Для SJ-100 она не изготавливалась, так как компоновка самолёта по сравнению с предыдущей импортной версией практически не изменилась, а для SSJ100 такой стенд существует в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС) с нулевых годов.
Вершиной всех описанных испытаний, проверок, моделирования и тестов являются лётные испытания. Они проводятся опытными лётчиками-испытателями и операторами бортовой контрольно-измерительной аппаратуры, полёты проходят в реальных условиях эксплуатации, но без пассажиров. Лётные испытания включают проверку всех функций самолёта, оценку его управляемости, характеристик взлёта и посадки, а также общую надёжность и безопасность.
Отдельно для расширения сертификата типа проводятся испытания на соответствие самолёта требованиям ИКАО по шуму на местности, выполняется проверка противообледенительной системы самолёта, его эксплуатация в условиях низких температур наземного воздуха, а также в высоких широтах для подтверждения, что и за Полярным кругом пилотажно-навигационное оборудование работает надёжно, без ошибок и сбоев. Такие испытания ранее уже проходили на самолёте SSJ100, но после замены иностранного оборудования, двигателей и БРЭО такие испытания на SJ-100 нужно будет провести повторно.
Самолёт SSJ100, разработанный в АО «Гражданские самолёты Сухого» в середине 2000-х годов, прошёл в своё время полный комплекс испытаний. Сейчас более 160 самолётов этого типа выполняют огромное количество коммерческих полётов, перевезя к началу 2023 года более 40 миллионов пассажиров.
Новая версия «Суперджета» проходит процесс импортозамещения и подготовки к началу лётных испытаний полностью в импортозамещённом облике, включая планер, двигатели, шасси, БРЭО, систему управления, а также гидравлическую и систему кондиционирования и воздухообеспечения. Процедура импортозамещения проходит в рамках действующего сертификата типа, но объём испытаний сопоставим с созданием нового самолёта. При этом испытания новых систем проводятся параллельно с их включением в состав самолёта.
В 2024 году лётные испытания будет проходить самолёт с частичным импортозамещением, в частности двигатели на нём установлены франко-российские SaM146, это борт 97021 (з/н 97001). Первый полёт машина выполнила 29 августа 2023 года.
На следующий год ожидается завершение прочностных испытаний планера самолёта в СибНИА, а также начало сертификационных лётных испытаний двух опытных самолётов: 97012 (з/н 95157) и ВС с з/н 97003, его бортовой номер пока неизвестен, т.к. самолёт находится в стадии строительства.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отредактировано: Вадим Р. - 20 апр 2024 06:22:08
  • +0.19 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!