Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,878,555 46,289
 

  Мастер Фикс ( Слушатель )
16 май 2024 12:53:32

О фильме "ВОЗДУХ" Германа- запах затхлой антисоветчины, а не воздух исторической правды...

новая дискуссия Аналитика  90

Новый фильм о советских лётчицах-истребителях в годы Великой Отечественной войны официальная пропаганда вознесла чуть ли не до небес. Судите сами, что писал ТАСС: «Это важное и актуальное кино, жестокое в своей правдивости, которое по накалу можно даже сравнить с одной из самых бескомпромиссных картин — «Иди и смотри» Элема Климова». Что ж, мы посмотрели фильм «Воздух», где режиссёром и сценаристом выступил Алексей Герман-младший. Эти два с половиной часа перед экраном оказались одними из худших в жизни, и только долг перед читателем заставил досмотреть это «творение» до конца.
Послевоенный советский кинематограф не раз обращался к судьбе лётчиков Великой Отечественной и делал это по-разному. Можно вспомнить героическую киноповесть 1967 года «Хроника пикирующего бомбардировщика» режиссёра Наума Бирмана, подарившую нам песню «Воздушные рабочие войны». Шестью годами позже Леонид Быков создал выдающуюся кинопоэму «В бой идут одни «старики», без которой сегодня немыслимо празднование Дня Победы. В начале 1980-х вышла военная драма «Торпедоносцы» Семёна Арановича — кино тяжёлое, местами жёсткое.
Упомянутые три фильма представляют собой совершенно разные режиссёрские взгляды на одну и ту же тематику. Объединяет же их то, что и по сей день зрители ставят этим работам высочайшие оценки на различных кинопорталах в интернете. К «Торпедоносцам», кстати, прямое отношение имеет дед Алексея Германа-младшего — Юрий Павлович, в годы Великой Отечественной — военкор и политработник на Севере. По его рассказам Алексеем Германом-старшим и его женой Светланой Кармалитой и был создан сценарий фильма.
Есть и другие примеры, менее известные, но раскрывающие в том числе и судьбы женщин-лётчиц. Так, режиссёром и соавтором сценария фильма «В небе «Ночные ведьмы» (1981 год) выступила Герой Советского Союза Евгения Жигуленко. О девушках, воевавших на «ночных» бомбардировщиках По-2, рассказала та, кто сама в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка совершила 773 (!) ночных боевых вылета.
Что же вышло у Германа-младшего? Повесть, поэма или драма? Первые слова, которые пришли на ум в ходе просмотра, — кровь и грязь. Именно такой видит войну режиссёр. У нас нет сомнений, что кровь и грязь — обязательные спутники войны. Вопрос в том, хочет ли автор фильма показать зрителю что-то кроме них? Обилие кадров с перемазанными кровью лицами (независимо, что удивительно, от места ранения), множество убитых и искалеченных детей, показанные дважды крупным планом, с натуралистическими подробностями, девушки-военнослужащие с оторванными ногами и прочее. То, что касается крови, как будто смакуется автором «Воздуха», словно в дешёвом американском фильме ужасов, и есть подозрение, что дело здесь не только в плохом вкусе.
Грязь в фильме тоже присутствует в изобилии, но, по нашему мнению, отнюдь не только в прямом смысле этого слова: это ещё и грязь клеветы на советское поколение победителей. Многие критики фильма «Воздух» категорично высказались, что в нём актёрская игра как таковая отсутствует: все персонажи «деревянные», почти безэмоциональные, если, конечно, не орут дурниной. Полагаем, что это ошибочная оценка. Ведь не могли же все актёры разом, включая многоопытного Сергея Безрукова, разучиться играть, верно? Отсюда простой вывод: они сделали то, что требовал от них режиссёр.
Советские люди в фильме «Воздух» минимально похожи на живых. Говоря друг с другом, они делают это скованно и скороговоркой, почти без интонации. Выражение лиц практически не меняется. Среди ярких эмоций изредка — плач и крик. Речь идёт как о военнослужащих, так и о мирных жителях или партизанах. Все они — какие-то машины, движимые программой. Ну или зомби, если хо-тите. Почему они выглядят именно так? Полагаем, это не что иное, как попытка Алексея Германа-младшего показать задавленного «бесчеловечной системой» советского гражданина.
Иногда кого-то из героев прорывает, и тогда начинаются истеричные вопли, а то и шлепки по мордасам — это на фронте-то между военнослужащими-офицерами! Попытка изнасилования главной героини в исполнении Анастасии Талызиной её сослуживцем тоже имеет место, причём насильника она убивает, но избегает ответственности: вину берёт на себя добрый еврей-авиатехник, и теперь он станет безвинно репрессированной жертвой «кровавого режима».
Видимо, режиссёр, исходя из своих убеждений и мировоззрения, не в силах понять, что такое бескорыстный советский патриотизм, чувство ответственности за свою общую социалистическую Родину и готовность отдать за неё жизнь. Герман-младший, очевидно, полагает, что на жертвы в годы войны люди шли если не под пулемётами заградотрядов, то, по крайней мере, будучи наглухо зомбированными советской пропагандой. А поскольку режиссёр выступил и соавтором сценария, то логично считать, что и высказывают герои фильма именно то, что хотел донести до зрителя Герман-младший. Приведём ряд цитат из диалогов.
О любви вообще: «А вы когда-нибудь целовались? Только с языком, по-настоящему?»
Это из беседы девушек-лётчиц.
О любви на войне: «Лето скоро, снова духота, трупы гнить будут. Давай обратно всё вернём, а Рита? Не могу без тебя, честно».
Да-да, именно так, без пауз и с одной интонацией произносит эти фразы герой Безрукова, офицер ВВС РККА, в разговоре со своей возлюбленной-лётчицей.
О любви к родным: «Отец в ополчение пошёл — его на второй день на гусеницы намотало».
Не иначе, как персонаж рядом стоял и лично видел, как отца «наматывало», а теперь с непонятным цинизмом это описывает.
О боевом духе: «Мне всё время снится мой последний полёт. Что я горю. Мы же все сгорим. Все».
Сказано это, конечно же, бесцветным, отрешённым голосом.
О бесчеловечности: «Говорят, в Киеве немцы евреев жгут... Хотя в «Правде» и в «Красной звезде» ничего про это нет».
И плевать Герману-младшему, что советская пресса, разумеется, писала о преступлениях гитлеровцев. Ему, видимо, важнее показать иное: оба режима — и фашистский, и советский — одинаково бесчеловечны, потому что один сжигает евреев, а другой замалчивает это. Кстати, приравнивание СССР к гитлеровской Германии — административно наказуемое деяние. Но почему-то нам кажется, что власти с творца не спросят.
Идём дальше.
Весь текст по ссылке:cont.ws
  • +0.27 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!