Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,434,702 17,116
 

  Superwad ( Слушатель )
20 июн 2024 09:57:47

«Аэрофлот» не хочет брать Ту-214? Дай бог, если так и будет!» (окончание)

новая дискуссия Статья  123

У заявления Александровского есть и третий смысловой уровень.

Напомним, гендиректор «Аэрофлота» сообщил о том, что компания подумывает не просто отказаться от лизинга 89 Superjet и 40 Ту-214, а трансформировать заказы на них в дополнительные МС-21. В таком случае их у перевозчика будет не 210, как подразумевало соглашение с ОАК от 2022 года, а 339. Это может повлечь перераспределение потоков финансирования строительства самолетов. Если для «Яковлева» выпадение Superjet несущественно, поскольку он же будет выпускать и МС-21, то для «Туполева» оно весьма ощутимо.

Как объяснял предыдущий управляющий директор «Ту» Вадим Королев, поставка самолетов предусмотрена в несколько приемов: подписали контракт на одну партию, получили авансы, запустили производство, поставили машины заказчику, перешли к следующей. Так, «Туполев» получил авансы на 11 самолетов и благодаря этому смог закупить металл и профинансировать начало работы контрагентов-комплектаторов. Получается, аннулируя заказ, «Аэрофлот» не только обрубает финансирование строительства оставшихся 29 Ту-214, но и перебрасывает эти деньги на выпуск МС-21.

Как утверждают наши источники, реальная стоимость Ту-214 — примерно 6,5 млрд рублей (а по спецпрограмме, в которой пока только «Аэрофлот», — 3,144–3,285 млрд, с которых и начисляются лизинговые платежи) — именно столько завод в итоге получает на строительство одного Ту-214. В таком случае до 2030 года от «Туполева» с учетом минимальной прибыли улетают примерно 200 миллиардов (с другой стороны, не исключено, что в описанных выше сложных производственных условиях для КАЗа это возможность передышки). Отметим, что это средства не «Аэрофлота», а ФНБ. Если следовать доступной информации, в общих чертах схема выглядит так. Минфин РФ выкупает (на средства ФНБ) размещаемые под проект облигации лизингодателя. Тот на эти деньги приобретает самолеты, отдает их авиакомпаниям и за счет их лизинговых платежей погашает облигационный заем.

Но, как говорится, нет худа без добра. В случае отказа «Аэрофлота» от Ту-214 резко повышаются шансы в ближайшем будущем получить это воздушное судно у авиакомпании «ЮВТ Аэро», ведь упомянутые 11 самолетов все равно между кем-то распределят.

Напомним, она вообще первой застолбила за собой Ту-214 — четыре самолета (по данным источников, в перспективе намерена взять еще 6) — и первой из коммерческих авиакомпаний должна была получить этот тип: стартовую пару — в октябре 2024 года, вторую — в сентябре 2025-го. Отметим, что в данном случае речь о льготах и деньгах ФНБ не идет — за все сполна платят акционеры компании.

В этом году от КАЗа ждут один Ту-214 — это корпоративный борт для минпромторга РФ. План следующего года — 4 самолета В 2024-м от КАЗа ждут один Ту-214 — это корпоративный борт для минпромторга РФ. План следующего года — четыре самолета Фото: Сергей Елагин

Но в августе 2023 года стало известно, что первые две машины отдадут другому заказчику, а взамен бугульминцам обещаны два самолета в 2026-м плюс включение в программу льготного лизинга. Причина рокировки в том, что о своих потребностях стали заявлять сильные мира сего, у которых по понятным причинам остановились импортные бизнес-джеты. «Туда и начали двигаться первые машины, которые по идее должны в народное хозяйство запускать», — говорит источник. С тех пор уверенность в том, что ЮВТ в перспективе трех, а то и более лет получит свои самолеты, только таяла.
Расхватывают на бизнес-джеты: первый Ту-214 забирают в «Согаз» – для VIP-полетов

Судите сами. В 2024-м от КАЗа ждут один Ту-214 — это корпоративный борт для минпромторга РФ. План следующего года, как мы помним, четыре самолета. Став на минуту оптимистами, предположим, что их построили. Но для кого? В очереди — МЧС (спецборт для него должен быть сдан в декабре 2025-го), бизнесмены, ожидающие свои джеты, «Аэрофлот», 11 бортов для которого надо кровь из носу уместить в три года поставки. Кроме того, не забудем, что, по сообщениям СМИ, программу обновления своего парка начинает специальный летный отряд «Россия» управделами президента РФ (СЛО) — главный на сегодня и находящийся вне конкуренции по очереди потребитель гражданской продукции КАЗа.

Возможный отказ «Аэрофлота» избавит программу Ту-214 от потока негативной информации Возможный отказ «Аэрофлота» избавит программу Ту-214 от потока негативной информации Фото: Сергей Елагин
Надо ли задуматься о подержанных Ту-214

«„Аэрофлот“ хочет отказаться от Ту-214? Это очень хорошая новость, дай бог, если так и будет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по экономике авиакомпаний Дмитрий Муравлев. — Во-первых, пока МС-21 — машина сырая, „Аэрофлот“ получит с ней кучу проблем, в которых рискует погрязнуть. Во-вторых, у самолета видятся большие ограничения по дальности и провозной емкости. Не представляю, как „Аэрофлот“ собирается закрывать нишу дальнобойных самолетов по мере выбывания импортных машин. То есть у других авиакомпаний появится реальный шанс составить конкуренцию нацперевозчику по переделу внутреннего рынка».

По словам Рыжакова, возможный отказ «Аэрофлота» избавит Ту-214 от потока негативной информации, который, как он уверен, последовал бы со стороны нацперевозчика. Это важно при освоении любого нового типа, ведь за успехами лидерного эксплуатанта будут наблюдать другие потенциальные покупатели Ту-214. Плюс появится возможность максимально использовать выгоды внутриказанской кооперации «завод – авиакомпания».

Впрочем, пока «Аэрофлот» от самолетов не отказался и не факт, что откажется, — возможно, мы наблюдаем лишь часть некоего спектакля. К тому же власти уже пообещали провести с нацпером воспитательную беседу. «Будем работать с коллегами из „Аэрофлота“, минтранса, — сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. — Думаю, сможем договориться». В такой ситуации нельзя исключить и преференции в очередности поставок. Так что за бугульминского перевозчика рано радоваться.

Петр Трубаев говорил, что CRJ200 авиакомпании будут на крыле до 2028-го-2030 годов Петр Трубаев говорил, что CRJ200 авиакомпании будут на крыле до 2028–2030 годов Фото: «БИЗНЕС Online»

Тем временем, по данным «БИЗНЕС Online», лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (входит в ОАК) предложила ему подержанные «тушки» — два Ту-204 и два Ту-214. Мы направили в корпорацию соответствующий запрос, но ответа пока не получили. Гендиректор ЮВТ Петр Трубаев тоже не стал комментировать эту информацию. Как утверждает знакомый с ситуацией источник в авиаперевозках РТ, авиакомпания отказалась от предложения: «Не хотят возиться со старыми самолетами, их ведь надо доводить до ума. ЮВТ, несмотря ни на что, рассчитывает получить свои машины — в конце концов, она не самая последняя в очереди, проплатила авансы. Не исключаю и опасений из разряда: возьмем старые — не дадут новые».

Как считает один из наших собеседников из сферы авиатранспорта, задуматься о приобретении бывших в употреблении машин стоит, только если ситуация со строительством Ту-214 станет совсем уж тревожной. Он полагает, что такое решение может себя оправдать: «Перевозки будут востребованы в любом случае, ведь ресурс импортных бортов не бесконечен, а Ту-214 — очень адекватный большой самолет». А пока, считает наш собеседник, у ЮВТ еще есть временной запас, поскольку проблемы с техническим обслуживанием Bombardier CRJ200 (парк ЮВТ — 7 таких самолетов) в России научились решать. Ранее Трубаев говорил, что CRJ200 авиакомпании будут на крыле до 2028–2030 годов.

Один восстановленный Ту-214 (ранее летал в «Трансаэро») начал выполнять регулярные рейсы в авиакомпании Red Wings Один восстановленный Ту-214 (ранее летал в «Трансаэро») начал выполнять регулярные рейсы в авиакомпании Red Wings Фото: © Нина Падалко, РИА «Новости»

Напомним, что один восстановленный Ту-214 (ранее летал в «Трансаэро») начал выполнять регулярные рейсы в авиакомпании Red Wings (входит в ОАК). Ей же передадут еще один подержанный Ту-214. Предположительно, до состояния летной годности реально довести еще четыре самолета — 2004–2006 годов выпуска. По словам Рыжакова, можно найти примерно пять годных для восстановления Ту-204, на доводку каждого потребуется 8–10 месяцев. Работу по каждому борту бывший директор ульяновского филиала «Туполева» оценивает в 2–3 млрд рублей. Плюс не забудем Ту-214-е СЛО, которые будут выводиться из оборота. Как говорят источники, эти машины в прекрасном состоянии и с запасом ресурса на 10–15 лет.

Но ведь мы верим, что и «Аэрофлот» останется, и КАЗу удастся разогнаться и удовлетворить спрос всех авиакомпаний.
  • -0.07 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!