Обсуждение космических программ
9,174,160 41,277
 

  DMAN ( Слушатель )
10 июл 2024 07:21:11

Ариан-6 полетела.

новая дискуссия Дискуссия  529

Ракета Ariane-6 успешно стартовала с космодрома в Куру
ЦитатаТяжёлая ракета Ariane 6 стартовала с европейского космодрома Куру во Французской Гвиане в 15:01 по местному времени (21:01 по московскому времени). Заметим, что старт был отложен на час, поскольку во время подготовки к пуску была обнаружена «незначительная неисправность».
Полет Ariane 6 разделен на три этапа. На первом этапе ракета достигла космоса с помощью основного двигателя Vulcain 2.1 и двух разгонных блоков P120C. На этом этапе также произошло отделение первой ступени и выведение второй ступени на эллиптическую орбиту высотой от 300 до 700 километров над Землей. За это отвечал двигатель Vinci, который был запущен через 18 минут после старта. Первый этап полета был успешно завершен, сообщило ЕКА в своём аккаунте в X.
На втором этапе будет проверена новая уникальная возможность ракеты — повторный запуск двигателя второй ступени. По словам экспертов ЕКА, это сложный маневр, поскольку топливо будет находиться в условиях микрогравитации. Чтобы оно заняло правильное положение в баке, предварительно запускается небольшой вспомогательный двигатель, который обеспечивает небольшое ускорение, позволяющее топливу правильно выровняться. После этих процедур вторая ступень должна оказаться на круговой орбите, на высоте 580 км.
Затем — также в рамках второго этапа миссии, в три подхода — на орбиту будут выведены восемь спутников и запущены запланированные для них эксперименты. На борту одного из них будет находиться 3D-принтер, с помощью которого ЕКА хочет проверить возможность проведения 3D-печати в открытом космосе.
Третья фаза полета посвящена возвращению. После длительного перерыва будет перезапущен двигатель второй ступени ракеты. Этот маневр положит начало процессу схода с орбиты. Вторая ступень сгорит во время спуска, а сброшенные с неё два бака будут затоплены в Тихом океане.

Вид на пролетающую вторую ступень с ПН в небе над Могилевом.
Отредактировано: DMAN - 10 июл 2024 09:00:35
  • +0.08 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (52)
 
 
  aspb ( Слушатель )
10 июл 2024 10:02:20

С третьей фазой облом. Не запустился двигатель малой тяги, поэтому топливо для основного двигателя не осело на дно бака. Ступень застряла на орбите.
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
10 июл 2024 10:07:54

Ну почему так?! Веселый
Кто то с первого раза застревает на орбите.
Кто то напротив и с четвертого раза на орбиту не попадает.
Кстати, а что там со Старлайнером решили? Тоже уже как месяц застряли.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  adolfus ( Слушатель )
10 июл 2024 10:21:00

А что, топливо в баках просто плещется, как виски в стакане? Почему бы по мере выработки не ограничивать соответственно объем бака, чтобы топливо всегда было в компактном и односвязном состоянии?
  • -0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 10:44:09

А чем предлагаете ограничивать?
В принципе, такие решения известны и реализованы давным давно. Мембрана. Но...
Но для баков относительно небольшого объёма, которые можно сделають "абсолютно" гладкими изнутри, без всяких внутрибаковых устройств и простой формы, лучше всего сферическая.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 13:14:59

Вот начнут печатать баки на принтере, можно будет поршневую систему сделать с гладкими внутренними стенками.
  • -0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 13:18:50

А силовой набор бака вынесем наружу? Это возможно, но не без потерь.
А без СУРТ, СКЗ, СКТ и прочего внутрибакового барахла тоже обойдёмся? Тоже возможно, но нафига вырезать гланды через задний проход?
  • +0.16 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 14:07:35

Внутрь стенок. А стрингеры не мешают поршню, даже помогают.

Это же круто! Мегашприц! В космос! Даже турбонасос не нужен. И автоматическое дросселирование по компонентам, давление-то снижается по мере выработки. Одни плюсы.
  • -0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 июл 2024 14:15:35

 
и каждый раз все эти эпические идеи разбиваются о простой вопрос - а нахрена собственно хуану сомбреро?

есть простые вполне себе отработанные решения - ЖРДМТ или РДТТМТ ...
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 15:04:15

Хм-м... Типа, двойные стенки, а между ними силовой набор а'ля сотовая конструкция?Ну может быть, когда- нибудь аддитивные технологии дойдут до этого.

Представляю себе, в смысле не представляю, конструкцию сего поршня с обтюрацией не по цилиндру, а по какой-то сложной поверхности, напоминающей зубчатое колесо...Шокированный
 А жесткость стенок бака, наверное, придется делать соизмеримой с жёсткостью цилиндров в ДВС. Далеко улетит такая ракета с таким массовым "совершенством"?

ТНА создаёт давление в десятки-сотни атмосфер, давление в банках ракеты - единицы атмосфер. Часто-густо, между баком и ТНА дополнительно ставят преднасосы (бустеры), предлагаете избавиться от всего этого, нагрузив баки давлением в эти самые десятки-сотни атмосфер? Это будет мегабак, по массе соизмеримый с корпусом атомного реактора. И истчо мегасистема наддува, обеспечивающая эти самые десятки-сотни атмосфер не в малом объёме камеры сгорания двигателя , а в объёме баков в десятки-сотни м3
.
Короче, одни минусы.Подмигивающий
  • +0.18 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 16:08:51

Вот!

А какая разница? Давление над и под поршнем одинаковое.

Вы не отказывайтесь сгоряча. 
Стальной баллон для газов на давление 19,6 МПа диаметром 108 мм. имеет толщину стенок 4,4 мм., из легированной стали - 3 мм. Варианты есть!Улыбающийся

Отнюдь. Прочность надутого бака будет очень высока, а стенки пусть не стальные в 3 мм, но что-то из алюминиевого сплава, не уверен, что это корпус реактора.

Да это вообще ни о чем. Потихоньку надуть на старте. Можно попробовать налить жидкое и согреть немного до нужного давления.Улыбающийся
  • -0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 16:32:04

Это Вы не горячитесь. Одно дело, диаметр порядка 0,1м, другое дело - несколько метров.

При нынешних давлениях в единицы атмосфер, толщина стенок баков из алюминиевых сплавов составляет те самые несколько миллиметров. Увеличив давление в десятки раз, придется и толщину стенок увеличить в те же десятки.

Это мелочи, самое основное - наддув, компенсирующий расход компонентов топлива в полете. Вот эту байду придется тащить с собой.

Всё уже украдено до Вас. Химнаддув, бачки с гелием в баке окислителя (жидкого кислорода)...
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 17:08:56

На сколько миллиметров другое?Улыбающийся Делайте из стали, как Маск.

Не будем тащить с собой. По мере выработки компонентов выключаем лишние камеры сгорания. Наддуем чуть посильнее. Клапаном расход отрегулируем.

Ну вот ведь! Всё готово, бери и делай, без ТНА, дешево и сердито.Улыбающийся
  • -0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 17:19:18

Плотность стали в три раза выше плотности алюминиевых сплавов. Выше Фёдор уже сделал прикидки 

Природу не обманешь. По любому надо наддуть бак объёмом в сотни куб. м, но не на 5 атмосфер, а на 60...100. Просто тупо из уравнения Менделеева-Клайперона получим увеличение массы продуктов наддува в 12...20 раз, хоть выключай камеры, зарегулируйся клапанами.

Все эти системы для "классического" наддува в единицы атмосфер... То есть, под ТНА.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 19:26:26

А может он ошибся?Улыбающийся

А эти газообразные продукты можно сжечь и получить тягу!
  • -0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 20:01:29

Не обижайте инженера.
Впрочем, можете сами прикинуть по безмоментной теории оболочек. Самый элементарный сопромат.

1.Горючее надувается инертным газом, окислитель самим собой. Если химнаддув, то там наддув и осуществляется продуктами сгорания, но это для самовоспламеняющихся компонентов.
2. Сжигаемое тоже надо заместить "наддувом".

Короче, бросьте это гнилое дело, не стоит овчинка выделки, точнее просто тупо "не взлетит". Сопромат + Менделеев с Клайпероном не дадут соврать, однако ...Подмигивающий
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Слесарь Полесов ( Слушатель )
10 июл 2024 20:16:19
.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 июл 2024 22:45:15

 
ха-ха-ха ... три раза ... я и ошибся ... не бывает ...Улыбающийся

там нужно тупо подставить материал, диаметр и давление ... и машинка сама считает ...

https://xn--m1abbbfj…/shell.php
 
теоретически можно сжечь все ... но ... всегда вылазит это но ... для жрд есть такой параметр - импульс последействия ... очень гадкая штука ... у вас  тяга будет скакать непредсказуемым образом ...
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
10 июл 2024 16:33:16

Проблема в том, что в невесомости непонятно, какую фазу вы хлебнёте - жидкую или газовую.
Теоретически можно попробовать сделать двигатель, который переживёт такое на малой подаче (а далее возникшая тяга распределит всё как надо), но, вероятно, потери топлива на такое малоэффективное "прочихивание" превышают выгоду от избавления от отдельных двигателей малой тяги.
ЦитатаВы не отказывайтесь сгоряча. 
Стальной баллон для газов на давление 19,6 МПа диаметром 108 мм. имеет толщину стенок 4,4 мм., из легированной стали - 3 мм. Варианты есть!

Проблема в том, что чем больше диаметр, тем толще должны быть стенки на то же давление.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 июл 2024 16:50:16

 
ну как же все просто ... баки под давлением ... вытеснительная система подачи ... простота и надежность ... святая простота ...
 
америго веспуччи плачет в сторонке ...
 
такая система используется повсеместно на космических объектах для ЖРДМТ ...
 
но по странному стечению обстоятельств (сопромат в помощ https://xn--m1abbbfj…/shell.php) ... масштабирование для маршевых ступеней РН ведет к существенному повышению массы и невозможности запуска такой ракеты ...
 
это точно сработает только если стенки сделать из нейтрино ...
 
а если сделать обечайку из 12Х18Н10Т (делают стенки камер сгорания ЖРД), то при давлении в баке 20 МПа и внешнем диаметре 3 метра толщина стенки будет 155 мм с коэффициентом запаса прочности к = 1,01 ... т.е. бак на 100 тонн керосина (125 кубов) будет весить 150 тонн, а бак кислорода на 300 тонн будет весить тоже 300 тонн ... сумма-сумарум получим 450 тонн только на канистры и 400 на топливо ... еще движки и прочее ...
 
коэффициент конструктивного совершенства 850/450=1,9 ... ангара имеет коэффициент 14 ...
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 июл 2024 17:00:03

 
ну как же все просто ... баки под давлением ... вытеснительная система подачи ... простота и надежность ... святая простота ...

америго веспуччи плачет в сторонке ...

такая система используется повсеместно на космических объектах для ЖРДМТ ...

но по странному стечению обстоятельств (сопромат в помощ) ... масштабирование для маршевых ступеней РН ведет к существенному повышению массы и невозможности запуска такой ракеты ...

это точно сработает только если стенки сделать из нейтрино ...

а если сделать обечайку из 12Х18Н10Т (делают стенки камер сгорания ЖРД), то при давлении в баке 20 МПа и внешнем диаметре 3 метра толщина стенки будет 155 мм с коэффициентом запаса прочности к = 1,01 ... т.е. бак на 100 тонн керосина (125 кубов) будет весить 200+ тонн, а бак кислорода на 300 тонн будет весить 450 тонн ... сумма-сумарум получим 650 тонн только на канистры и 400 на топливо ... еще движки и прочее ...

https://xn--m1abbbfj…/shell.php

коэффициент конструктивного совершенства 1050/650=1,6 ... ангара имеет коэффициент 14 ...
  • +0.14 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 19:19:47

А сделайте прикидку по своему методу для газбаллона, параметры которого я указал. Для проверки, если не трудно. Уложимся там в 3 мм?

А вот давление в камере твердотопливного двигателя какое?
  • -0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
10 июл 2024 20:43:06

Вы и сами можете. Прикидывая через сечение - две абсолютно прочные половинки, которые давление пытается разорвать.
При линейном увеличении баллона сила=давление*площадь, растёт в квадрате. Длина условного шва, к которому приложена эта сила, растёт линейно. Чтобы догнать силу, надо одновременно увеличивать толщину шва.
Резюме - масштабирование должно быть полным, включая толщину стенок.
Увеличиваете диаметр в 10 раз - будьте добры увеличить толщину стенок во столько же.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2024 22:28:48

Можно по другому.
Рассмотрим кольцо прямоугольного сечения, сегмент цилиндра, сила прикладывается на разрыв кольца равномерно по его длине, длина пропорциональна диаметру. 
Увеличим диаметр газбаллона в 30 раз (до 3 метров), а давление уменьшим в 3 раза (как Нале допускает, до 60 атм), увеличим стенку в 10 раз (с 3 до 30) и вуаля!
  • -0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 июл 2024 22:41:12

 
на 20 МПа при 4 мм стенке из 30ХГСА коэффициент запаса 1,02 ... на 18 МПа - 1,14 ...
 
вы и сами можете там поиграться с материалами, диаметром и давлениями ...
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
10 июл 2024 22:02:24

А если бак цилиндрический? Допустим, с отношением диаметра к длине 1:10. Ваша мембрана не будет работать.
  • -0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 июл 2024 22:55:52

А я о чем?
Сразу сказал, что применение мембраны весьма ограничено.
Кстати, мембраны на цилиндр рассматривали, но там соотношение было гораздо меньше, чем 1:10, да и габариты явно не для маршевых ступеней.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
10 июл 2024 10:45:08

Таки дорого и менее надежно. Нужна некая система изменения объема бака.
Обычно обходятся двигателями малой тяги для обеспечения запуска в условиях
невесомости. Они и осаждают топливо на топливозаборные устройства.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  aspb ( Слушатель )
12 июл 2024 14:34:57

У SpaceX при выведении старлинков повторно не включился двигатель второй ступени. 20 спутников потеряны.
  • +0.13 / 6
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
12 июл 2024 14:42:03

Интересно, запишут, как "аварийный пуск" или как "частичный успех"?Веселый
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
12 июл 2024 16:39:28

Ну какой же это частичный успех? Впрочем, если спутников  было больше 20 и остальные вышли на орбиту... То есть вариант записать в частично успешные.Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
12 июл 2024 21:47:54

Гораздо интереснее вопрос - отложат или нет  запуски пилотируемых драконов в конце июля ( туристы) и в середине августа ( сменный экипаж МКС) ?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
12 июл 2024 22:49:49

ИМХО. Туристов могут и отложить, смену экипажа - нет. К августу уже могут успеть и разобраться.
Ну и, для этих пусков не нужен второй запуск ДУ второй ступени, тоже ИМХО.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
13 июл 2024 11:44:02

Хе-хе...
Цитата: Телеграм-канал Rings & MoonsВсе когда-либо заканчивается. Вот и у SpaceX завершилась рекордная серия из 334 безаварийных запусков Falcon 9, длившаяся аж с 2015 года (да, была еще история со взрывом ракеты на стартовой площадке в 2016 году, но она все же произошла во время прожига двигателей, а не пуска).

Дело было так. Сегодня утром с космодрома Ванденберг состоялся запуск Falcon 9 с очередной партией Starlink. Вторая ступень со спутниками вышла на промежуточную орбиту с параметрами 295 на 138 км. Далее она должна была выполнить повторное включение двигателя и скруглить орбиту. На этом участке и произошла авария. Кадры трансляции наглядно демонстрирую утечку топлива и образование льда на ступени.

Что касается полезной нагрузки в виде 20 спутников Starlink, то она отделились от ступени. В SpaceX сумели установить связь с 5 из них и пытаются поднять высоту при помощи их двигателей. Но учитывая характеристики орбиты, спасение будет весьма сложным. Вторая ступень Falcon 9 же уже в ближайшее время войдет в земную атмосферу.

https://t.me/RingsandMoons/8300

  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
13 июл 2024 12:44:41

А что не так с Фальконом? Он своё отработал, приземлился. Нагрузка подохла, так это не проблема РН.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
13 июл 2024 15:28:20

Флакон не выполнил выведение на заданную орбиту. То есть, своё он не отработал.
  • +0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Liss ( Слушатель )
13 июл 2024 16:37:47

Точно так. При втором включении двигателя второй ступени он вышел из строя и разрушился. Ступень выжила и отделила все 20 КА на нерасчетной орбите с низким перигеем, порядка 135 км. При этом апогей за виток проседает на 5 км, и за двое суток все они сгорят. Вытащить двигателями малой тяги не получится. Это аварийный орбитальный пуск: орбита достигнута, использование по целевому назначению невозможно.
  • +0.23 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
13 июл 2024 15:28:23

Насколько я помню Фэлкон никогда не был одноступенчатым.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Exebiche ( Слушатель )
13 июл 2024 19:44:04

Вон оно как... Наглядно. Первый раз вижу как реактивная струя сносит куски замёрзшего топлива! Т.е. практически под прямым углом разлетается при отсутствии внешнего давления!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
29 сен 2024 17:48:35

Снова проблема с включением двигателя второй ступени. На этот раз для сведения с орбиты 2-й ступени Crew-9. Свести в конечном итоге удалось, но не там где положено. Куда упала не пишут.
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
29 сен 2024 19:01:24

Если ни кому  на голову  не  упала в этот раз - зачем обострять ?  Другое дело - "разбор полётов" может опять случиться .И всякие FAA могут снова возбудиться .
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить