От все более жесткой риторики, Запад переходит к открытому противостоянию с Китаем, делая из него главную угрозу.
Прошедший в первой декаде июля в Вашингтоне саммит НАТО еще раз показал, что Запад видит в Китае и России главные угрозы «мировой безопасности». И если Россия, по мнению западных стратегов, напрямую нарушила все, что можно нарушить, защищая русских в Малороссии, наращивая вооружения, якобы угрожая ядерным оружием, то Китай виноват не только в помощи России, а уже видится экзистенциальным вызовом «свободному миру».
«Углубление стратегического партнерства между Россией и КНР и их усиливающиеся попытки подорвать и изменить международный порядок, основанный на правилах, являются причиной особой озабоченности», — говорится в декларации саммита. — «Заявленные КНР амбиции и политика принуждения продолжают бросать вызов нашим интересам, безопасности и ценностям... Мы обеспокоены развитием космических возможностей и деятельностью КНР в космосе. КНР продолжает расширять и диверсифицировать свой ядерный потенциал, добавляя больше боеголовок и большее количество сложных систем доставки. Мы призываем КНР участвовать в обсуждениях по снижению стратегических рисков и содействовать стабильности посредством прозрачности».
Посыл такой: только высшему обществу в лице членов НАТО можно поддерживать друг друга в военной сфере, только им можно наращивать вооружения, в том числе ядерные, только им можно запускать космические ракеты и так далее. Это, собственно, и есть международный порядок, основанный на правилах. НАТО оценивает ядерный потенциал КНР в 500 боеголовок и очень опасается, что будет 1000. Хотя только лишь в арсенале США 6700 боеголовок. При этот США и НАТО настаивают на том, чтобы Китай участвовал в переговорах по контролю за ядерным оружием.
В Пекине были «глубоко разочарованы, но не стали указывать на двойные стандарты, ответили на этот выпад относительно сдержанно, порекомендовав НАТО оставаться региональным блоком и не лезть в дела других регионов мира (имеется в виду Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где США сколачивают свои объединения. Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь, назвав НАТО пережитком холодной войны, призвал «прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая и очернять его», «создавать воображаемых врагов, сколачивать закрытые кружки во имя общей обороны». Представительство КНР при ЕС оценило пассажи декларации НАТО о Китае как «провокационные, содержащие очевидную ложь и клевету», а документ в целом как «наполненный менталитетом холодной войны и воинственной риторикой». Там также заявили, что «Китай никогда не предоставлял летальное оружие ни одной из сторон конфликта (украинского — прим. автора) и осуществляет строгий экспортный контроль за товарами двойного назначения». «Украинский кризис длится уже долго. Но кто подливает масла в огонь? Кто раздувает пламя? И кто стремится к корыстной выгоде? Ответ очевиден для всех», — заметили в дипмиссии, прямо не указывая пальцем на виновника.
Это, пожалуй, самый резкий обмен жесткими заявлениями между НАТО и Китаем. В определенной мере это связано еще и с тем, что в Вашингтон были приглашены страны АТР — Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, которых втягивают в альянс. Обеспокоенность Пекина по этому поводу выразил сразу после завершения саммита в Вашингтоне министр иностранных дел КНР и глава канцелярии ЦК КПК по международным делам Ван И. Это тоже, кстати, достаточно необычно, поскольку высшие китайские руководители обычно избегают включаться в обмен прямыми обвинениями. В телефонном разговоре с министром иностранных дел Нидерландов Ван И сказал: «НАТО следует заниматься своими вопросами и воздерживаться от вмешательства в дела АТР». «Китай и члены альянса имеют разные политические системы и ценности, однако это не должно быть причиной того, чтобы НАТО разжигала конфронтацию с Китаем», — как бы невзначай указал китайский министр на основное противоречие, которое останется при любых геостратегических раскладах.
Однако следует заметить, что в последнее время дело не ограничивается жесткой и воинственной риторикой со стороны НАТО. Объявление Китая чуть ли не главной в том числе и военной угрозой «свободному миру» приводит к усилению конфронтации и в других областях, к экономическим санкциям, идеологическим диверсиям, ограничениям гуманитарных контактов. Недавнее введение высоких пошлин на китайскую высокотехнологичную продукцию — часть этого усиливающегося противостояния, целью которого является сохранение западоцентричной системы мира.
Китай старается избежать прямой конфронтации, но в силу объективных причин (в том числе своего экономического веса и враждебных действий противной стороны) вынужден отвечать. В июне Пекин ввел санкции против американского производителя военной техники Lockheed Martin (строит боевые самолеты F-16) и его руководства за поставки вооружения Тайваню, «нарушения принципа одного Китая, трех американо-китайских коммюнике и вмешательство во внутренние дела КНР». Также под китайскими санкциями находятся военные концерны США Northrop, Gruman, Raytheon.
А непосредственно после вашингтонского саммита Пекин ввел санкции против еще шести американских военных компаний и их руководства: Maritime Tactical Systems, Anduril Industries, PacificRim Defence, AEVEX Aerospace, LKD Aerospace, SummitTechnologies Inc. Причем санкции были введены в упреждающем порядке, сразу после появления информации о намеченных поставках систем вооружения Тайваню.
Пока что Китай и ЕС воздерживаются от введения санкций против друг друга, несмотря на призывы со стороны США. В прошлом году пресса сообщала о возможных шагах Еврокомиссии против китайских компаний, «помогающих России». Однако до дела не дошло. В Пекине и Брюсселе понимают, что это может привести к торговой войне. Однако судя по заявлениям переизбранной на этот пост главы Еврокомиссии дер Ляйен, этот этап противостояния не за горами. В ее программе развития ЕС на 2024-29 годы она особо отмечает, что «сотрудничество России и Китая снижает влияние союза и подрывает выстроенный Западом международный порядок, основанный на правилах». Также она пообещала укрепить Евросоюз экономически и добиться того, чтобы он в одиночку мог противостоять любому сопернику.
Изменение подходов Брюсселя к Китаю произошло, видимо после прошлогоднего визита руководства ЕС в Пекин, когда европейцы окончательно убедились в том, что КНР невозможно заставить играть по западным правилам.