Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,176,134 8,283
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
25 июл 2024 08:48:47

Почему в стране не хватает инженеров и конструкторов и падает уровень преподавания... (С.Рукшин)

новая дискуссия Дискуссия  209

Сергей Рукшин пишет

ЦитатаПочему в стране не хватает инженеров и конструкторов и падает уровень преподавания математики, естественнонаучных дисциплин и информатики? Настолько заметно, что об этом и в без того непростое время заговорил Президент... Если мы ещё худо-бедно справляемся с обучением особо одарённых школьников (свидетельство чему - успехи на Всероссийских и Международных олимпиадах), то с образованием в массовой школе проблемы только нарастают. Частичный ответ на этот вопрос попытался дать О.В. Шеин:
Начиная с 2015 года бюджетные затраты в расчете на одного учащегося системно сокращаются. За девять лет расходы на обучение одного студента срезаны на 26%, учащегося техникума или колледжа на 6%, школьника на 13%, как следует из сборника Минобрнауки и ВШЭ «Индикаторы образования 2024».

Если в 2000 году в стране работало 1,8 млн. школьных учителей, то сейчас всего 1.3 млн.

Число учителей русского языка сократилось по сравнению с 2002 годом с 200 тысяч человек до 128 тысяч, математики со 167 тысяч до 98 тысяч, физики с 61 до 31 тысячи, химии с 47 до 23 тысяч. Число учеников тоже снизилась, но всего на 14%, так что почувствуйте разницу. Нагрузка на преподавателей математики, химии, физики и даже русского языка, очевидно, существенно возросла. А чем выше нагрузка - тем обычно ниже качество.

Поэтому когда власти говорят, что не заполнено всего пара процентов вакансий и поэтому не о чем беспокоиться, они уклоняются от вопроса о массовых сокращениях и массовых переработках педагогов.

Около половины учителей работают от 30 до 40 часов в своей школе, а почти половина педагогов берет порядка 10 часов репетиторства в неделю. Норма по нагрузке — 18 часов. Знаменитые «майские указы по зарплате учителей», принятые еще в 2012 году, до сих пор не исполнены в 33 регионах.

Собственно, это и ответ на вопрос, почему школьники при выборе ЕГЭ отбрасывают часть предметов. Им не учат. Поэтому число учеников, сдающих ЕГЭ по физике за десять лет сократилось на ту же треть.
Но Шеин даёт лишь частичный ответ на вопрос, почему в стране не хватает инженеров и конструкторов и падает уровень преподавания математики, естественнонаучных дисциплин и информатики. И виновато в этом вовсе не Министерство просвещения, на которое валят обычно все шишки, а образовательная политика, от формирования которой Министерство как раз и отстранено. И эта общая образовательная политика плюс недофинансирование причастны к проблеме. Но и это лишь частичный ответ. О.В.Шеин сознательно или по недооценке и непониманию не анализирует разрушительную роль Рособрадзора и политики объЕГЭривания образования, деформирующей процессы обучения в средней и высшей школе.
И вот об этом надо думать и говорить.
  • -0.01 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (33)
 
 
  basilevs ( Слушатель )
25 июл 2024 11:41:30


Рукшин в мат олимпиадах, конечно, силён. Но вот управление и статистика - явно не его области.

Итак, что быстро нашёл по годам:
https://ruxpert.ru/Статистика:Численность_учеников_и_учителей_в_России

За 2015 год можно ещё тут посмотреть: http://government.ru/dep_news/19334/
За 2023 вот тут хорошая информация: https://journal.tinkoff.ru/school-teacher-stat/
Вот сейчас в 2024
Занято в школах, всего
2,17 млн
Из них пед работников
1,35 млн
Из них учителей
1,08 млн

Важно, что преподаватели делятся по город/село как 64%/36%.

Выпишу оттуда ключевые цифры, добавив к ним современные (разделяем учителей и пед работников):

Год
Численность учеников
(тысяч человек)
Численность учеников
(в среднем на школу)
Численность учителей
(тысяч человек)
Численность учеников
(в среднем на учителя)
1985
20 152
281.06
1 218
16.55
1990
20 851
299.15
1 460
14.28
1995
21 993
313.29
1 705
12.9
2000
20 550
298.69
1 751
11.74
2005
15 559
248.94
1 557
9.99
2010
13 642
268.54
1 067
12.79
2015
14 770
340.32
1 077
13.71
2018
16 137
390.73
1 083
14.9


Прекрасно видно, что количество учителей по какой-то непонятной причине в 1990х резко выросло по сравнению с советским периодом. При этом мы все прекрасно помним качество этого образования конца 1990х и начала 2000х, никакое оно было.

Сейчас количество учителей привели в советскую норму - 14-15 учеников на 1 учителя.

Проблемы - они не в количестве учителей вообще, а про то, кто идёт в учителя, особенно по естественно-научным предметам. Количество (валовое) - нормальное. Качество - страдает.
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
25 июл 2024 13:21:58

Он просто знает реальное положение дел и как заполняют ОШ для статистики, я тоже знаю.
  • -0.01 / 6
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
25 июл 2024 13:54:11

Здесь две причины:
1. Снижение штатной наполняемости классов с 40 до 30.
2. Всплеск рождаемости 80-х в СССР.
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
26 июл 2024 09:30:03

Отмечу - что качество образования в конце 80-ых ничем не отличалось от конца 90-ых.
Забастовки 90-ых, в 80-ых успешно компенсировались привлечением школьников и студентов на борьбу с урожаем.
   
Уровень жизни просел заметно в 90-ые.
   
А уровень образования просто продолжал деградировать независимо от уровня жизни, что в 90-ых, что в 00-ых.
   
Что бы поддерживать уровень образования необходим отбор и отсев неспособных или не желающих. 
А если отсева и отбора нет - то уровень будет плавно деградировать что бы смогли все, независимо от желания и возможностей.
Вот как деградирует с 77 года так и продолжает деградировать.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
26 июл 2024 11:06:07

Софистика.
Неспособные в одном, способны в другом, что и оказывала выстроенная до распада система....
Нежелающие учится, не желают потому что им разрешают не желать, и это давно аксиома - "не можешь научим, не хочешь заставим".
Отсев и отбор нынче такой, что чокнутся можно, больше половины не могут идти в 10 класс и получить среднее образование, ибо нужного количества нет способных дать его им...
Про 1977, это как в 70х про выплавку чугуна и стали в сравнении с 1913 годом, т.е. тёплое с мягким, и если тогда это было понятно почему, то сегодня исключительно для самооправдания деградации....
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
26 июл 2024 18:18:04

Заставим не так эффективно, как вызовем желание учиться. Когда ученик учиться с желанием.
Интересно Ваше мнение, материальное стимулирование, за поступивших и закончивших , учителям, для стимулирования заинтересованности в обучении и воспитании учеников, могло бы улучшить ситуацию? Думающий
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
26 июл 2024 18:44:24

Это называется репетиторство. И только в обучении.
В воспитании нужны не предметники, а конкретники, например школа карате.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
26 июл 2024 20:24:57

Репититорство это исправление недостатков обучения - образования. За которое уже оплачено и государством и налогоплательщиком. Второй побор денег.
А еще лучше предметники сразу обучают бойцов спецназа МВД? Улыбающийся А не сработает так же как возможно сработало бы и разрешение носить огнестрел всем? Недовоспитанных такими предметниками хулиганов будут репетиторы переучивать? Улыбающийся
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
26 июл 2024 21:47:33

Конечно оплачено, качество как получится, на практике как у дешевого китайского товара. Вы таки чем-то не довольны?

Предметники обучают предмету. Умные слова никак не могут воспитать.
А затрещина от тренера каратэ дисциплинирует очень неплохо. Но только дисциплинирует. Лучше не делает, это точно.
Лучше человека вообще ничего не делает - хотя конечно хорошая жизнь не портит, но и не защищает от порчи.
Внешнее воздействие от государства может только заставить боятся. Как вам вариант сразу запугать всех, превентивно, не дожидаясь проступка - заставив прочувствовать на своей шкуре что тюрьма это плохо? Ради благой цели конечно.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
26 июл 2024 22:45:34

В воспитании нужна цель и идея, в рамках государства задается через то что называется идеология, а иначе имеем то что имеем....
.
А насчёт репетиторства, хорошо высказался А. Шевкин
Ответ Музаеву Заслуженного Учителя РФ, автора школьных учебников и многочисленных учебных пособий:
Зря не промолчал Анзор Музаев...

Цитата
И что же такое тянет больших начальников по образованию высказываться по проблемам школы, в которых, как выясняется из их высказываний, они ничего не понимают. Ведь мог бы Анзор Музаев промолчать… и мы бы не догадались, что он абсолютно не в теме, по которой выступил. Сначала читаем новость, потом обсудим.

В Рособрнадзоре призвали вернуть частных репетиторов в школы
Частных репетиторов, которые ранее работали в школах, но приняли решение давать онлайн-уроки ученикам, необходимо вернуть в общеобразовательные учреждения, заявил РИА Новости глава Рособрнадзора Анзор Музаев…

По его словам, проблема частного репетиторства будет снижаться, когда окончательно внедрят единый перечень учебников и образовательных программ. "Это единое образовательное пространство понемногу начинает работать. Когда этот процесс выйдет на крейсерскую скорость, количество ребят, родителей, которые обращаются к репетиторам, будет значительно уменьшаться", – заключил глава ведомства.
Подробнее: https://ria.ru/20240724/rosobrnadzor-1961615930.html

Итак, давайте я расстрою Анзора Музаева. Напомню ему, что во времена его молодости были единые учебники. Например, учебников математики для 5-10 классов было семь, потом появились учебники для углублённого изучения математики. Репетиторство существовало, но не носило такого массового характера, как сейчас.

В начале этого века уже было много учебников. В 2002 году было 33 учебника математики для 5-11 классов, а в 2006 уже 44, дальше — больше. В указанные годы я писал обзоры учебников математики для одного журнала. В заголовке второго обзора учебников Федерального перечня (ранее комплекта) поставили «Сорок три», хотя учебников было 44. А репетиторство ещё не буйствовало.

Потом ввели совмещённый выпускной и вступительный экзамен по математике (ЕГЭ), отменили устные экзамены по геометрии в 9 и в 11 классе, школьники получили неверный сигнал: «можно не учить геометрию, её в ЕГЭ немного». По алгебре и геометрии были простые задания, за которые можно было набрать баллы на положительную отметку. Часть ребят поняла, что на математике можно "не париться". В результате доказательные умения школьников перестали развиваться, ослаб мыслительный аппарат учащихся по восприятию теоретического материала, а всё внимание учителя и учащиеся уделяли типовым задачам ЕГЭ, а не теории по учебникам.

Уровень подготовки учащихся упал, а тут ещё ближе к выпуску выяснилось, что некоторые учащиеся рано решили, что они гуманитарии, что в вузе, куда собрались поступать, требуют профильную математику, да там ещё надо будет изучать и сдавать математику в сессию… Народ потянулся к репетиторам.

Рособрнадзор ввёл свои ЕГЭ , потом ОГЭ и ВПР, стал всё настырнее мешать учителям учить детей по учебникам. Такой контроль провоцировал учителей чаще использовать демонстрационные варианты этих работ и всё реже — школьные учебники. Об этом их просили учащиеся и их родители. Результат обучения стал меньше зависеть от учебников, а репетиторство расцвело пышным цветом — надо же было как-то компенсировать неполученные знания и недостатки развития.

В 2022 году ввели единые учебники практически по всем предметам, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР продолжали кошмарить школу, учителя для выполнения знаменитого указа о повышении зарплат учителей без добавления даже копейки на это дело получили колоссальную перегрузку. Теперь два учителя работали за трёх учителей, если не больше. Понятно, что качество их уроков от этого не могло улучшиться, а учебники и программы тут не виноваты никаким боком. Уставшие от издевательств учителя стали увольняться, предложений со стороны репетиторов стало больше…

И тут мы прервёмся и спросим: причём в этой ситуации учебники и программы обучения, как они могли удержать учителей в школе при нищенской в некоторых регионах зарплате, при неуважительном отношении к труду учителя со стороны учащихся, их родителей, а главное — проверяющих органов? Рособрнадзор уже замучил объяснением того, что оценки учителей не объективны. Это ему надо было, чтобы обосновать необходимость своего существования со своим контролем и увеличения поляны для своего прокорма.

Тут недавно Анзор Музаев пообещал ещё и тестировать учителей. А учителя стали чаще увольняться. И мы ещё не упоминали проблему подготовки молодых учителей, которая находится в полном завале, так как цифровизаторы образования решили, что учителя школе станут без надобности. Сильные и талантливые ребята стали обходить учительскую профессию стороной. А причём здесь учебники, программы и единое образовательное пространство?

Ничего-то не понимает в затронутой проблеме Анзор Музаев, зачем он обнародует напрасные надежды на единый учебники, программы, единое образовательное пространство? Ни про уважительное отношение к труду учителя, ни про достойную оплату его труда, ни про перегрузку учителя он не сказал ни слова. А программы и учебники — дело десятое. И вот с таким-то пониманием школьных проблем он считает себя вправе контролировать учителей и учащихся?

Кстати, а кто у нас Анзор Музаев по образованию? Закончил Чеченский государственный педагогический институт, преподавал в техническом вузе, кандидат технических наук. Защитил диссертацию по теме «Исследование и обоснование направлений технологической модернизации производства судовых малоразмерных дизелей». А высказывает своё учёное мнение по поводу учебников и программ, по поводу школьных проблем, которые старательно наращивает его ведомство.

А если бы Анзор Музаев промолчал, то я и не стал бы искать истоки его учёности по школьной тематике среди судовых малоразмерных дизелей

  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
27 июл 2024 07:19:54

1. У нас по конституции не может быть идеологии, соответственно, не может быть общей цели и идеи воспитания. Ну разве что следование ценностям правового и социального демократического федерального государства с республиканской формой правления, опять же, согласно конституции, потому что в ней это прописано.
Вы же сами голосовали за нее на референдумах - 1993 и 2020 годов.
Живите теперь с этим.
2. Стоимость часа у онлайн-репетитора составляет 1500 рублей. Со спросом проблем никаких. Человек сидит в комфортных условиях и занимается разрешенной законом деятельностью. Если он оформлен как самозанятый - проблем вообще никаких, ставка налога минимальна.
И как господин Мусаев собирается с этим бороться?
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 июл 2024 16:45:26

Мнение от Саватеева
Цитата
А учителя из школы бегут в репетиторы по трем причинам:
1️⃣ На репетиторстве зарплата больше
2️⃣ Работы за те же деньги меньше.
Просто потому, что не 40 человек в классе надо учить (и это безобразие допускается именно вашим ведомством), а одного!
3️⃣ Репетитору не надо заполнять всякие дурацкие бумажки и прочую отчетность, за которой опять же именно ваше ведомство и не следит, хотя вы с Кравцовым целый Приказ подписали на эту тему. Подписать – подписали, а контролировать его исполнение чиновники из ваших ведомств отказываются.

И пока вы не решите проблемы зарплаты, условий труда, дебильной отчетности и согласованности учебников, программ и ЕГЭ (а это проблемы ваших ведомств, Рособра и Минпроса), вы учителей из репетиров не выманите. Ибо спрос рождает предложение, а человеку надо на что-то жить.

А «сама собой» проблема не решится. Уж будьте покойны!

  • +0.09 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
27 июл 2024 16:59:10

Я с ним согласен, я то же самое написал фактически.
По опыту знакомых преподов, кто из ВУЗа ушел в репетиторы:
Доцент, кандидат физматнаук, уже на пенсии, репетирует великолепно, на фоксфорде у него занято все, стоимость часа не такая совсем, как в школе и ВУЗе.
Да хрен его назад в учебное заведение уже заманить.
Поэтому непонятны фантазии Мусаева.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  volga ( Слушатель )
27 июл 2024 18:55:56

Уволилась из родного вуза в 2011 году через год после введения НСОТ, когда все прелести этой системы проявились в полном объеме. Сразу стала ИП. Теперь СЗН. Эта система очень упростила налоговую отчетность. Ни разу об этом решении не пожалела. Если репетиторство криминализируют, запретив его или обложив флажками лицензирования, отчетности, подтверждения квалификации ежегодно, как это сделано в отношении школьного учителя и преподавателя вуза,  буду рыбок разводить на продажу для прибавки к пенсии, но в существующую систему государственного образования не вернусь. 
Еще один момент: репетиторство для учителя и преподавателя вуза в регионах - способ физически выжить при существующей системе оплаты труда. Если их лишить этой подработки, то скорость оттока кадров из образования возрастет кратно. Если бы не репетиторство, я ушла бы из государственного образования в 1992 году, а не в 2011.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
27 июл 2024 19:28:31

Ну и момент - репетитор сам может стратегию выбирать: или брать "нулевого" ученика и подтянуть его до уровня "70+ на ЕГЭ", что очень ценится родителями, ибо тут результат наглядный, или работать в спорте высоких достижений с теми, кому нужен мехмат МГУ, физтех или МИФИ. На это очень немногие соглашаются, для большинства проще первый вариант.
Мы с женой в итоге уговорили нашу старую институтскую преподавательницу, которая по старой памяти согласилась нашего до олимпиадного уровня по математике подкачать. Но это было реально непросто.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
29 июл 2024 09:37:42


Почему доценты бегут от «работы мечты»?
ЦитатаПочему доценты бегут от «работы мечты»?

Чтобы разобраться в происходивших последний десяток лет изменениях в жизни преподавателей вузов, вспомним, на что должно тратиться их время. Средний доцент (основная «боевая» единица университета) учится 20 лет, затем преподает, занимается наукой (как минимум должен писать статьи), готовит методическое обеспечение для своих предметов, участвует в жизни вуза (хотя бы на уровне кафедры) и воспитывает студентов. Ничего лишнего, ведь все эти задачи переплетены — чтобы преподавать современные технологии, без науки не обойтись, ее результаты появляются и в методике преподавания, которую обсуждают на кафедрах с участием нашего доцента. И, конечно, как минимум на занятиях он вовлечен и в воспитание студентов. Почему же от такой «работы мечты», да еще и за зарплату в 2 раза выше средней, люди или бегут, или жалуются на невыносимые условия, вместо того чтобы участвовать в новых проектах и зарабатывать еще больше, одновременно улучшая квалификацию?

Причина банальна — даже на основную работу (преподавание) у среднего доцента просто нет времени. Как выглядит его рабочий день? По закону ставка — 900 часов в год, и рассчитывается она, исходя из часов работы в аудитории. Что такое 900 часов, к тому же академических (45 минут)? Если поделить это время на 36 недель работы (столько длятся два семестра), получится 25 часов, или 12–13 пар в неделю — казалось бы, совсем немного, две пары в день. По сравнению с обычным 6-часовым рабочим днем еще три часа можно заниматься и наукой, и проектами, и воспитанием. И именно в этой уверенности, разделяемой управленцами, давно не появляющимися в аудитории, — причина растущего непонимания огромной проблемы. Занятия — это не 1,5 часа за кафедрой. И к лекции, и к семинару нужно подготовиться (обновить примеры и задания), и по нормам времени 2012 года на это выделялся один час на каждый час аудиторных занятий. А еще нужны сопроводительные документы — их тоже готовит преподаватель. Но если мы применим часовую норму на подготовку и добавим 30 часов на документацию по каждому предмету, то на них рабочий день нашего доцента закончится — в нем 6 часов, а у него две пары (это три часа), и столько же он готовится к занятиям. Даже писать методическое обеспечение, а тем более проверять самостоятельную работу уже некогда, это переработка.

«Так ведь читают каждый год одно и то же, какое время на подготовку?» — возразят работодатели и студенты, вынужденные в 2024-м изучать всеми забытый Фортран и низкотемпературную технику времен разработки холодильника «Мир». Это результат еще одной особенности, которая известна почти исключительно только вузовским работникам. В 2012 году минимальная продолжительность курса, особенно спецпредмета для старшекурсников, была больше 50 часов, а сегодня — в 1,5 раза меньше. Студентов в потоках было больше, и на 900-часовую ставку преподаватель вел две, максимум три дисциплины. Сегодня почти не осталось ни предметов такого объема, ни потоков в 120–200 студентов. В результате на те же 900 часов преподаватель ведет уже 6 или 7 предметов, а на так называемых гуманитарных кафедрах, где дисциплины еще короче, — иногда и десяток. Вести качественно 6 разных предметов — непростая задачка и для нобелевского лауреата, но логика эффективного контракта предполагает, что решить ее способен любой доцент. А в оставшееся время он займется прикладной наукой, напишет статьи, подготовит со студентами предпринимательский проект и заявку на конкурс — ведь ему же отлично платят?

В школе ещё хлеще...
  • +0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
29 июл 2024 10:23:12

Андрей, вот тут на форуме такой Саша с Камчатки активно педалирует тему, что учителям сейчас слишком хорошо платят, да и вообще они слишком хорошо живут, короче - зажрались. То есть надо сделать так, чтобы голод заставлял учителя держаться за ставку в школе, а репетитора заставил вернуться в школу.
В смысле не сделать школу островком благополучия и материального достатка, а сделать плохо везде, настолько плохо, чтоб школа стала спасением.
Если я его правильно понял.
  • -0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
29 июл 2024 10:33:36

Это "идеальный" продукт перестройки.
В реальности такие предложения ведут к массовому закрытию школ. Кстати это и происходило по всей стране.

ЗЫ: сейчас среди родителей активно муссируется семейное обучение и семейные школы, как один из вариантов выхода из образовательного тупика.... Но массово это не прокатывает, и из-за финансов, и из-за специалистов, и из-за семейных проблем....
  • +0.04 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
29 июл 2024 11:16:29

Вы зачем то путаете ежа с носорогом.
есть п.1  - Зажрались у нас не учителя, а общество в целом. И это в ближайшей перспективе может привести к весьма печальным последствиям - см. Падение Римской империи, падение Византии и далее по списку. Еще недавно римские легионы внушали трепет всей Европе, а потом раз и про дороги, канализацию и водопровод европейские города забыли на 1500 лет.
   
есть п.2 - учитель - это профессия где можно мало работать и мало получать и при этом гарантировано отдыхать летом с детьми. Идти в эту профессию зарабатывать деньги и содержать семью - финансовый и бытовой идиотизм.
Так что не надо смешивать эти два понятия и придумывать "зажравшихся учителей".
   
А молодежь никуда не идет работать - ни в школу, ни даже в ИТ - просто потому что можно не работать и искать себя - а одного ребенка - родители все равно прокормят (кормили же предыдущие 25 лет и еще 25 лет покормят - не выгонят же на улицу).
Если вам есть где жить, вас кормят, обстирывают - зачем вам идти куда то работать на постоянную работу - где надо каждый день вставать рано утром и работать? 
 
 

В смысле - если у нас не решат радиально демографическую проблему и не заставят молодежь работать там где нужно и когда нужно, а там где им хочется и когда им хочется - у нас плохо будет везде. Причем скоро. До пенсии мы рискуем не дожить, а если доживем - 90-ые могут показаться раем - тогда хотя бы электричество было в розетке и вода в кране и были люди которые знали как и откуда оно там берется.
   
Скоро эти люди уйдут на пенсию и кто их заменит - я не знаю. Я выпускал в этом году 11 класс - технологический, между прочим. Меня лично оторопь берет от того кого и как мы воспитали. Если эти дети будут через 5 лет проектировать самолеты и строить дома - я х.з. что из этого получится - но точно ничего хорошего.
  • +0.00 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
29 июл 2024 11:48:16

Это значит толку в работе такого учителя не будет.
Это будет прибежище для посредственностей, которое будет из ваших детей гарантированно делать то, что вы описали.
Если хотите, чтобы было по-другому - надо и подходить по-другому.
Моя позиция - учитель государственной школы по статусу не должен ничем отличаться от того же военнослужащего или полицейского.
Если государство гарантирует конституционное право на образование, эта гарантия ничем не отличается от гарантии защиты от агрессора или гарантии правовой защищенности и т.д.
Посему предложение следующее:
1. Выпускник педагогического вуза (с рейтингом успеваемости не ниже 4,2 - 4,5, как вариант) заключает государственный контракт с минпросом и получает младший чин. Впереди у него 25-30 (надо хорошо подумать) лет службы с переходом на следующие чины при аттестации, система наград за достижения (победители олимпиад, разработанные учебные пособия с грифом, написанные монографии и т.д.), на  выходе - почетная пенсия, сопоставимая с военной или полицейской.
При этом государство, в свою очередь, может направить этого человека для работы туда, куда сочтет нужным. С обеспечением служебным жильем и т.д.
Если что - это не моя придумка.
Примерно похоже раньше эта система была устроена в британской империи, и в бывших колониях местами сохранилась.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Lilit ( Слушатель )
29 июл 2024 17:34:23

Вот тут совсем не обязательно, что будет так. У меня было два года, когда я работала на одну ставку, без классного руководства. Это были самые мои продуктивные годы в педагогике. Нравится 
Но бедновато было, да-с. В очках
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
30 июл 2024 06:13:17



PS. Ну ХЗ, конечно, но у моего сына на выпуске в школе 12 золотых медалистов, которые поступили в ведущие ВУЗы. И из школы. где я занятия веду, дети поступают в ИТМО, МАИ, Бауманку, СПбГУ и т.д.
Да, это лучшие школы города, куда дети проходят отбор. Но не все так безнадежно, на мой взгляд.
Схема-то известна - все начинается с семьи. Если в семье есть культура образования - самый важный шаг будет сделан.
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
30 июл 2024 12:29:56

К сожалению ваша аналогия про море - нерелевантна.
  
Скорее нас скоро начнут снова убеждать в том, что мыться вредно и грязь полезна, а от электрического освещения портится зрение - поэтому все эти достижения цивилизации - нам уже не нужны.
  
Что касается медалистов и поступателей в ИТМО и Бауманку - это тоже неоднозначный показатель.
У меня вон тоже выпускник 11 класса в Бауманку собирается. Там есть специальности где можно поступить и со 160-180 баллами.
Но сможет ли он там доучится с 3-кой по физике и слабой 4-кой по математике - я вот сильно сомневаюсь. Но амбиций у него много - факт.
  
да и с медалями в 11 классе нынче что то какая то девальвация сильная пошла. Особенно в гуманитарных классах.


Ну так и сейчас толку то нет.

Ну и потом - учителей в школе больше миллиона - ну не существует в природе столько талантливых учителей. Строить систему ориентируясь на Макаренко и Шаталова - невозможно.

Что касается того что вы предлагаете - с одной стороны выглядит неплохо. 
Но насколько чисто мужская "табель о рангах" - проявит себя в женских коллективах - вопрос не такой простой как кажется.
Опыт милиции/полиции, где в некоторых службах высок процент женщин, в этом вопросе - не слишком положителен. Жесткая иерархия в женских коллективах, да еще с внешними атрибутами - приводит к тому что и нынешние и так то не самые лучшие условия труда, станут совсем невыносимыми.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
30 июл 2024 12:54:42

Так это и расчет на то, что хоть сколько-то мужиков удастся привлечь таким образом, в первую очередь, на естественные науки.
На физику в первую очередь.
То есть построить кадровый костяк учительского корпуса, на который "мясо" само нарастет.
Чтоб мужики в школе были не только физкультурник, трудовик и ОБЖшник - каждый в своей области отставной, которые вместе в школе водку пьют. Веселый
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
27 июл 2024 15:36:32

Иногда лучше жевать, чем говорить.

1. Шевкину прекрасно известно, что геометрию прекратили изучать в 1989 году.

2. Шевкину прекрасно известно, что репетиторство расцвело по той простой причине, что пресечена практика поступления в вузы за стадо баранов за взятку, исчезли ректорские списки и чОрные репетиторы, связанные с приёмными комиссиями, и телефонные звонки перестали помогать при поступлении.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
26 июл 2024 21:29:28

Зачастую желание приходит через принуждение, когда первоначальное надо, превращается в интересно...

Тупиковый путь, уже давно пробуют, а качество все ниже...
Это работает только там, где базовый доход учителя (за одну ставку), позволяет жить, а из "каждого утюга" разговоры о престижности образования, подтвержденные рабочими местами...
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
27 июл 2024 05:34:41

Я могу ошибаться. Но раньше и учителей заставляли - принуждали учить и воспитывать. Образование часть Воспитания. Воспитывает не только семья. Воспитывался интерес к обучению познанию. Считалось, что подготовленный педагог способен обучить практически любого. Найти подход к ребенку. Принуждение вызывает сопротивление. И у ребенка. Разные методы, индивидуальный подход. Возможно сильно ограничивался процесс принуждения. Пороть и бить запрещали. Сбагривание другому педагогу не приветствовалось.. Но ссылались на переполненность классов. Т.е. недостаток учителей, непрестижность профессии объяснялся именно материальной составляющей их жизни. Незнающий Принуждать детей проще чем учителей.
Кредитовать надо учителей под залог успешности учеников.
С зарплаты учитель должен позволить  купить себе для личной жизни  всё необходимое. Но стоимость  потребляемого кредита должна зависть, снижаться от количества не только поступивших, но и закончивших. И нашедших на работу по выбранной специальности. Как  модель оплаты их труда? 
Зависимая и от запросов семей учеников, государства.

ЦитатаВ воспитании нужна цель и идея, в рамках государства задается через то что называется идеология, а иначе имеем то что имеем.

. И в образовании необходимо представление о идеальной системе, к которой нужно стремиться. Улыбающийся Хотя бы тем кто её контролирует не от сферы образования. Самоконтроль ещё не совершенен в силу низкой сознательности отдельных индивидов, на самых разных ступенях образовательно - воспитательного процесса и в руководстве отраслью в целом, в том числе. Совершенствование и борьба с пороками это другое.


ЦитатаЭто работает только там, где базовый доход учителя (за одну ставку), позволяет жить, а из "каждого утюга" разговоры о престижности образования, подтвержденные рабочими местами..

Тупиковый путь из за организации системы? Как образование встроено в общество и экономику. С девизом "Выживет сильнейший". И недофинансирования  "пахарей" в поле от образования. Бесконтрольности не педагогов, занимающихся непосредственно образованием, а организационно - методического процесса. Бардака в нём, когда нет четкого понимания, что государству - обществу надо от системы образования. А есть очень общее размытое представление об образованности, как единственном критерии образовательно - воспитательного процесса. Усугубляемое недостатками контроля.Незнающий Рабочий (производственник) выпустивший деталь, сообщал бы к работодателю (покупателю) после покупкии говорил я деталь сделал, но её нужно доработать?
Школьный Учитель не часть "утюга"? Вместо приработка на репититорсве, не должен  зависеть от прямого результата своего труда?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
27 июл 2024 02:56:25

Только при условии что тех, кто не может и не хочет - учитель может "отбраковать".
   
В противном случае результат становится недостижимым - и материальная составляющая перестает работать. 
    
Кстати в "элитных" школах  (школах с углубленным изучением отдельных предметов) - где не тянущих и не желающих, пусть не совсем официально и не всегда этично  - но все таки выдавливают из школ - там результат - более чем достойный.
   
Так что ответ на ваш вопрос - да материальное стимулирование работает. Но ровно до тех пор, пока это происходит в верхнем квинтеле распределения способностей в популяции. При попытке масштабировать эти подходы вниз - они перестают работать.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
27 июл 2024 18:03:26

А может и продавец в магазине будет продавать тем, кому ему захочется, будет отбраковывать? Учитель такая же профессия как и продавец. Но гораздо более сложная.  её только "телевизором" не заменишь.

Результат достижим, если дифференцация подготовки учеников при приеме в школу. И среднее качественное обязано быть? Учитель очень тяжелая работа, а  "шабашка" - репетиторство.
Распределение происходит не только от способностей детей, но и от того как дает материал преподаватель. И от того на сколько усидчив ребенок. И еще, наверно, многих моментов. Снижение количества учеников на одного учителя вполне правильное требование, удорожающее стоимость, но повышающее качество, было вполне разумным и позволило бы увеличить верхний "квинтель".

ЦитатаПри попытке масштабировать эти подходы вниз - они перестают работать.


Не перестают работать. Перестают платить соразмерно усилий. Хотя просто должно оплачиваться выше. Или уменьшая количество учащихся. Или повышая оплату, но лучше всё же, наверно первое. "Экономикс" рулит, а не желание воспитать - образовать. Дрессируют, а не обучают - воспитывают. Лучшие у кого способностей, интереса к познаниям и характера хватает прорываются и реально что то творят.

Цитатарезультат - более чем достойный

В элитных школах?



ЦитатаТолько 2,5 процента выпускников элитных школ собираются заниматься фундаментальной наукой
......
Вы анализировали сценарии профессиональных карьер выпускников спецшкол и пытались выявить значение таких школ в человеческих судьбах. Почему возникла эта тема?
– Дело в том, что изначально (50–60-е годы) спецшколы у нас создавались как ресурс воспроизводства научных кадров. Так было и 30–40 лет назад. Но теперь эта установка перешла в разряд социальных мифов.
......
существуют только две модели отбора детей с повышенными способностями. Разделяющая, когда способные учатся изолированно (Великобритания, Германия, частично Франция), и выделяющая, когда индивидуальность выявляется и развивается в группе детей с разными интеллектуальными возможностями (США, Канада, Япония, Швеция). В России применяются обе модели, но общую ситуацию определяют не они. У нас больше, чем где бы то ни было, образование ребенка зависит от усилий родителей, а не от его собственных способностей. У наших родителей есть жесткие образовательные и профессиональные планы по поводу детей. Родители реализуют в ребенке собственные предпочтения и системы ценностей, в силу понятных причин пытаются “состояться” в своем чаде. Я храню одно поразительное письменное признание студента мехмата МГУ: “Мне в школе было очень тяжело, но родители заставляли ходить. Я не мог учить то, что не понимал. Я не понимал природы математических объектов и математических задач. Мои одноклассники понимали это не больше моего, но умели запоминать. Я – нет. Только теперь, в университете, после курса логики я приобрел вкус к формулированию и решению алгебраических задач и появились даже какие-то собственные результаты. Но они не стоят моих мучений. Никогда своих детей я в спецшколу не отдам! Там очень силен дух конкуренции, пусть скрытой. Все постоянно крутят головой: кто догоняет? Это плохо сказывается: много лжи и несправедливости, много жестокости лицемерной”.


От способностей ребенка, в образовательной системе в СССР,  зависело многое. Причем в раннем больше чем в позднем. Думающий
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
27 июл 2024 18:15:05

В массовой торговле с типовым обслуживанием - нет, конечно.
В индивидуальных проектах - такое имеет место быть. Какой-нибудь хороший инсталлятор автозвука может и не взяться за проект, если с заказчиком у него не получается найти общую волну. Или мастер по ремонту квартиры, если проект какой-нибудь эдакий и т.д. Все равно стороны не получат удовлетворения от проекта, если общей волны нет - кто-то да останется недовольным.
Так же и здесь - если есть "химия" с учеником, результаты могут быть впечатляющими.
Нет - ну это просто работу работать.
Хорошие преподаватели с готовностью уходят туда, где можно работать с теми учениками, с которыми есть общий язык, и с которыми можно достичь соответствующего результата - 100 баллов на ЕГЭ, победа на всеросе, поступление в МГУ и т.д.
Тут уже творческое начало превалирует.
А если как продавец - ну и идите в ближайшую Пятерочку, в смысле, в районную школу.
Тут нет желания оскорбить, но результат будет примерно таким же - дешево и сердито. И совершенно безлико.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
27 июл 2024 03:12:23

Вообще то основное среднее образование - это 9 классов. И именно оно закреплено в конституции и именно до 9 класса учится заставляют учиться всех.
Не очень понял что вас смущает в отсеве между 9 и 10 классом? Дети не хотят учится и никогда не хотели - это тяжело, особенно если способностей природа негусто отсыпала.
  
Я закончил 9 классов в 92 году - учебники, учителя и ученики - 21 августа 91 года никак не изменились. Только галстуки пионерские и значки комсомольские сняли.
  
Из моего класса в 36 человек в 10-й пришло 14 -это был класс с углубленным изучением английского, в оставшиеся два 10 класса пришло по 18-20 человек из 40 . Так что от чего вы хотите чокнуться - мне не понятно. Так было чуть менее чем всегда.
  
Если взять нормальное распределение способностей - и разбить на 5 квинтелей - то 1 квинтилю с самыми низким способностями - тяжело учится уже в 7 класса, 2-му в 8-м классе, и 3-му в 9 классе. Высшее образование эффективно освоить может только верхний квинтиль.
   
Поэтому то что половина отсеивается после 9-го класса - это норма. Вы можете сколько угодно рассуждать о социал-давринизме - но природу не обманешь - генетическое разнообразие существует и способности у людей разные.



  
Какое самооправдание? я учился в ВУЗе с 94 по 99 год на физмате - и каждый год преподаватели сокрушались - что абитуриенты - каждый год все хуже и хуже и началось это не в 91. а продолжалось все 80-ые.
  
Деградация образования продолжается с 56 года. Если вы хотите что бы 9-й класс обязательно заканчивали не 3 квинтиля, а 5 - вы будете вынуждены упрощать программу 9-го класса до уровня 6-7. В если желаете что бы ВУЗы оканчивал не верхний квинтиль, а 3 верхних квинтиля - то будете сокращать уровень ВУЗа до уровня техникума образца 52 года.

Этот процесс и идет в образовании последние 70 лет. Все реформы за последние 70 лет - иногда замедляли процесс, иногда ускоряли - но развернуть его не могли.
Всеобщее среднее образование в отличие от всеобщей грамотности - оказалось недостижимым. Увы.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 июл 2024 16:29:04

В таких дискуссиях на Конституцию ссылаются когда ответить по сути нечего...
Я к примеру только что пришёл с пляжа в Феодосии, о которой в нашей конституции до 2014 года не было ни слухом, ни духом.
Более того, Конституция дает интересную трактовку
ЦитатаСтатья 43
Каждый имеет право на образование
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

её придумали соросята и чубайсята, дабы пудрить мозги простому народу, ибо в понятие ООО можно вложить хоть восемь, хоть девять, хоть одиннадцать классов, а можно и просто пять.
Кстати СПО гарантируют типа бесплатным, а если средний бал не "вузовский", то иди и плати, так что и с Конституцией "закон что дышло, как повернёшь так и вышло"(с).
А разница между 8-мым, который я заканчивал перед 9-ым-10-ым, с текущим 9-ым колоссальная, и не в пользу последнего.
Насчёт сейчас, в 9-ом большинство только начинают понимать что учится нужно, а тут их раз пинком из школы, дескать ЕГЭ не сдадут. А что значит не сдадут? Если ЕГЭ по школьной программе, а не по вузовской для топовых, то сдадут если учить, не на пять, но на три точно.
А социал-дарвинизм он не в вашей софистике, а в том что не смог в девятом набрать хороший бал в аттестате, а у родителей нет денег на бюджет, то пошёл "вон" и живи как получится
 

Бррр... т.е. вот нет обязательного среднего десятилетнего образования, обязательна только семилетка, это качество, а как сделали обязательную десятилетку, так сразу падениеШокированный
Гайдаовщина какая то, с его шоковой терапией. Я хорошо помню умничанья той команды 90-х, что вбивали в головы, дескать бесплатное образование зло, что народ учить нельзя, что нет денег, то нефиг и знания,  ибо образованным народом трудно управлять, да, да это задолго до Грефа заявляли птенцы Гайдара с Соросом.
А насчёт техникума образца 52 года, не надо ля... ля..., у меня отец с матерью примерно в это время закончили техникум, и по специальности да очень сильны, а по общенаучным уже узко, в рамках требований к специальности, а по тем что не в предмет, части и не было. 
Мой приятель однокурсник, он же товарищ по работе, перед вузом закончил техникум, и та же картина, где специализация, к примеру ТОЭ или сопромат, он мне сильно помогал, а где общенаучные там я ему к примеру химия...  (И да, чтобы не было подначен - у него свидетельствами был весь туалет обклеен, задолго до фильма Гений). 
Насчёт региональных вузов, проблема не в квинтилях, а в отсутствии понимания для чего они и зачем они.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Pnb ( Слушатель )
27 июл 2024 16:46:50
Я ехал в метро, а напротив сидел мальчик лет 5-6 с мамой и с бабушкой. И вдруг этот мальчик издает дикий визг. Натурально как поросенок. Мама наклоняется, что-то ему говорит, он на секунду замолкает, и визг продолжается. Тут мама достает телефон и дает ему. Он замолкает и начинает ковыряться в телефоне. Это и на уроке в школе будет такой же визг. Что лучше: социал-дарвинизм или держать такого вместе с остальными детьми? А таких может быть и несколько. Это уже филиал детской психбольницы.
  • +0.02 / 2
  • АУ