AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
25 июл 2024 08:48:47 |
ЦитатаПочему в стране не хватает инженеров и конструкторов и падает уровень преподавания математики, естественнонаучных дисциплин и информатики? Настолько заметно, что об этом и в без того непростое время заговорил Президент... Если мы ещё худо-бедно справляемся с обучением особо одарённых школьников (свидетельство чему - успехи на Всероссийских и Международных олимпиадах), то с образованием в массовой школе проблемы только нарастают. Частичный ответ на этот вопрос попытался дать О.В. Шеин:
Начиная с 2015 года бюджетные затраты в расчете на одного учащегося системно сокращаются. За девять лет расходы на обучение одного студента срезаны на 26%, учащегося техникума или колледжа на 6%, школьника на 13%, как следует из сборника Минобрнауки и ВШЭ «Индикаторы образования 2024».
Если в 2000 году в стране работало 1,8 млн. школьных учителей, то сейчас всего 1.3 млн.
Число учителей русского языка сократилось по сравнению с 2002 годом с 200 тысяч человек до 128 тысяч, математики со 167 тысяч до 98 тысяч, физики с 61 до 31 тысячи, химии с 47 до 23 тысяч. Число учеников тоже снизилась, но всего на 14%, так что почувствуйте разницу. Нагрузка на преподавателей математики, химии, физики и даже русского языка, очевидно, существенно возросла. А чем выше нагрузка - тем обычно ниже качество.
Поэтому когда власти говорят, что не заполнено всего пара процентов вакансий и поэтому не о чем беспокоиться, они уклоняются от вопроса о массовых сокращениях и массовых переработках педагогов.
Около половины учителей работают от 30 до 40 часов в своей школе, а почти половина педагогов берет порядка 10 часов репетиторства в неделю. Норма по нагрузке — 18 часов. Знаменитые «майские указы по зарплате учителей», принятые еще в 2012 году, до сих пор не исполнены в 33 регионах.
Собственно, это и ответ на вопрос, почему школьники при выборе ЕГЭ отбрасывают часть предметов. Им не учат. Поэтому число учеников, сдающих ЕГЭ по физике за десять лет сократилось на ту же треть.
Но Шеин даёт лишь частичный ответ на вопрос, почему в стране не хватает инженеров и конструкторов и падает уровень преподавания математики, естественнонаучных дисциплин и информатики. И виновато в этом вовсе не Министерство просвещения, на которое валят обычно все шишки, а образовательная политика, от формирования которой Министерство как раз и отстранено. И эта общая образовательная политика плюс недофинансирование причастны к проблеме. Но и это лишь частичный ответ. О.В.Шеин сознательно или по недооценке и непониманию не анализирует разрушительную роль Рособрадзора и политики объЕГЭривания образования, деформирующей процессы обучения в средней и высшей школе.
И вот об этом надо думать и говорить.
basilevs ( Слушатель ) | |
25 июл 2024 11:41:30 |
Занято в школах, всего | 2,17 млн |
Из них пед работников | 1,35 млн |
Из них учителей | 1,08 млн |
Год | Численность учеников (тысяч человек) | Численность учеников (в среднем на школу) | Численность учителей (тысяч человек) | Численность учеников (в среднем на учителя) |
1985 | 20 152 | 281.06 | 1 218 | 16.55 |
1990 | 20 851 | 299.15 | 1 460 | 14.28 |
1995 | 21 993 | 313.29 | 1 705 | 12.9 |
2000 | 20 550 | 298.69 | 1 751 | 11.74 |
2005 | 15 559 | 248.94 | 1 557 | 9.99 |
2010 | 13 642 | 268.54 | 1 067 | 12.79 |
2015 | 14 770 | 340.32 | 1 077 | 13.71 |
2018 | 16 137 | 390.73 | 1 083 | 14.9 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
25 июл 2024 13:21:58 |
Цитата: basilevs от 25.07.2024 11:41:30
Миклухо ( Слушатель ) | |
25 июл 2024 13:54:11 |
Цитата: basilevs от 25.07.2024 11:41:30
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 09:30:03 |
Цитата: basilevs от 25.07.2024 11:41:30
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 11:06:07 |
Цитата: _Sasha__ от 26.07.2024 09:30:03
alexandivanov ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 18:18:04 |
Прокруст ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 18:44:24 |
alexandivanov ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 20:24:57 |
Цитата: Прокруст от 26.07.2024 18:44:24
Прокруст ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 21:47:33 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 22:45:34 |
Цитата: Прокруст от 26.07.2024 18:44:24
Цитата
И что же такое тянет больших начальников по образованию высказываться по проблемам школы, в которых, как выясняется из их высказываний, они ничего не понимают. Ведь мог бы Анзор Музаев промолчать… и мы бы не догадались, что он абсолютно не в теме, по которой выступил. Сначала читаем новость, потом обсудим.
В Рособрнадзоре призвали вернуть частных репетиторов в школы
Частных репетиторов, которые ранее работали в школах, но приняли решение давать онлайн-уроки ученикам, необходимо вернуть в общеобразовательные учреждения, заявил РИА Новости глава Рособрнадзора Анзор Музаев…
По его словам, проблема частного репетиторства будет снижаться, когда окончательно внедрят единый перечень учебников и образовательных программ. "Это единое образовательное пространство понемногу начинает работать. Когда этот процесс выйдет на крейсерскую скорость, количество ребят, родителей, которые обращаются к репетиторам, будет значительно уменьшаться", – заключил глава ведомства.
Подробнее: https://ria.ru/20240724/rosobrnadzor-1961615930.html
Итак, давайте я расстрою Анзора Музаева. Напомню ему, что во времена его молодости были единые учебники. Например, учебников математики для 5-10 классов было семь, потом появились учебники для углублённого изучения математики. Репетиторство существовало, но не носило такого массового характера, как сейчас.
В начале этого века уже было много учебников. В 2002 году было 33 учебника математики для 5-11 классов, а в 2006 уже 44, дальше — больше. В указанные годы я писал обзоры учебников математики для одного журнала. В заголовке второго обзора учебников Федерального перечня (ранее комплекта) поставили «Сорок три», хотя учебников было 44. А репетиторство ещё не буйствовало.
Потом ввели совмещённый выпускной и вступительный экзамен по математике (ЕГЭ), отменили устные экзамены по геометрии в 9 и в 11 классе, школьники получили неверный сигнал: «можно не учить геометрию, её в ЕГЭ немного». По алгебре и геометрии были простые задания, за которые можно было набрать баллы на положительную отметку. Часть ребят поняла, что на математике можно "не париться". В результате доказательные умения школьников перестали развиваться, ослаб мыслительный аппарат учащихся по восприятию теоретического материала, а всё внимание учителя и учащиеся уделяли типовым задачам ЕГЭ, а не теории по учебникам.
Уровень подготовки учащихся упал, а тут ещё ближе к выпуску выяснилось, что некоторые учащиеся рано решили, что они гуманитарии, что в вузе, куда собрались поступать, требуют профильную математику, да там ещё надо будет изучать и сдавать математику в сессию… Народ потянулся к репетиторам.
Рособрнадзор ввёл свои ЕГЭ , потом ОГЭ и ВПР, стал всё настырнее мешать учителям учить детей по учебникам. Такой контроль провоцировал учителей чаще использовать демонстрационные варианты этих работ и всё реже — школьные учебники. Об этом их просили учащиеся и их родители. Результат обучения стал меньше зависеть от учебников, а репетиторство расцвело пышным цветом — надо же было как-то компенсировать неполученные знания и недостатки развития.
В 2022 году ввели единые учебники практически по всем предметам, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР продолжали кошмарить школу, учителя для выполнения знаменитого указа о повышении зарплат учителей без добавления даже копейки на это дело получили колоссальную перегрузку. Теперь два учителя работали за трёх учителей, если не больше. Понятно, что качество их уроков от этого не могло улучшиться, а учебники и программы тут не виноваты никаким боком. Уставшие от издевательств учителя стали увольняться, предложений со стороны репетиторов стало больше…
И тут мы прервёмся и спросим: причём в этой ситуации учебники и программы обучения, как они могли удержать учителей в школе при нищенской в некоторых регионах зарплате, при неуважительном отношении к труду учителя со стороны учащихся, их родителей, а главное — проверяющих органов? Рособрнадзор уже замучил объяснением того, что оценки учителей не объективны. Это ему надо было, чтобы обосновать необходимость своего существования со своим контролем и увеличения поляны для своего прокорма.
Тут недавно Анзор Музаев пообещал ещё и тестировать учителей. А учителя стали чаще увольняться. И мы ещё не упоминали проблему подготовки молодых учителей, которая находится в полном завале, так как цифровизаторы образования решили, что учителя школе станут без надобности. Сильные и талантливые ребята стали обходить учительскую профессию стороной. А причём здесь учебники, программы и единое образовательное пространство?
Ничего-то не понимает в затронутой проблеме Анзор Музаев, зачем он обнародует напрасные надежды на единый учебники, программы, единое образовательное пространство? Ни про уважительное отношение к труду учителя, ни про достойную оплату его труда, ни про перегрузку учителя он не сказал ни слова. А программы и учебники — дело десятое. И вот с таким-то пониманием школьных проблем он считает себя вправе контролировать учителей и учащихся?
Кстати, а кто у нас Анзор Музаев по образованию? Закончил Чеченский государственный педагогический институт, преподавал в техническом вузе, кандидат технических наук. Защитил диссертацию по теме «Исследование и обоснование направлений технологической модернизации производства судовых малоразмерных дизелей». А высказывает своё учёное мнение по поводу учебников и программ, по поводу школьных проблем, которые старательно наращивает его ведомство.
А если бы Анзор Музаев промолчал, то я и не стал бы искать истоки его учёности по школьной тематике среди судовых малоразмерных дизелей
Николаич ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 07:19:54 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 16:45:26 |
Цитата: Николаич от 27.07.2024 07:19:54
Цитата
А учителя из школы бегут в репетиторы по трем причинам:
1️⃣ На репетиторстве зарплата больше
2️⃣ Работы за те же деньги меньше.
Просто потому, что не 40 человек в классе надо учить (и это безобразие допускается именно вашим ведомством), а одного!
3️⃣ Репетитору не надо заполнять всякие дурацкие бумажки и прочую отчетность, за которой опять же именно ваше ведомство и не следит, хотя вы с Кравцовым целый Приказ подписали на эту тему. Подписать – подписали, а контролировать его исполнение чиновники из ваших ведомств отказываются.
И пока вы не решите проблемы зарплаты, условий труда, дебильной отчетности и согласованности учебников, программ и ЕГЭ (а это проблемы ваших ведомств, Рособра и Минпроса), вы учителей из репетиров не выманите. Ибо спрос рождает предложение, а человеку надо на что-то жить.
А «сама собой» проблема не решится. Уж будьте покойны!
Николаич ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 16:59:10 |
volga ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 18:55:56 |
Цитата: Николаич от 27.07.2024 16:59:10
Николаич ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 19:28:31 |
Цитата: volga от 27.07.2024 18:55:56
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 09:37:42 |
Цитата: Николаич от 27.07.2024 16:59:10
ЦитатаПочему доценты бегут от «работы мечты»?
Чтобы разобраться в происходивших последний десяток лет изменениях в жизни преподавателей вузов, вспомним, на что должно тратиться их время. Средний доцент (основная «боевая» единица университета) учится 20 лет, затем преподает, занимается наукой (как минимум должен писать статьи), готовит методическое обеспечение для своих предметов, участвует в жизни вуза (хотя бы на уровне кафедры) и воспитывает студентов. Ничего лишнего, ведь все эти задачи переплетены — чтобы преподавать современные технологии, без науки не обойтись, ее результаты появляются и в методике преподавания, которую обсуждают на кафедрах с участием нашего доцента. И, конечно, как минимум на занятиях он вовлечен и в воспитание студентов. Почему же от такой «работы мечты», да еще и за зарплату в 2 раза выше средней, люди или бегут, или жалуются на невыносимые условия, вместо того чтобы участвовать в новых проектах и зарабатывать еще больше, одновременно улучшая квалификацию?
Причина банальна — даже на основную работу (преподавание) у среднего доцента просто нет времени. Как выглядит его рабочий день? По закону ставка — 900 часов в год, и рассчитывается она, исходя из часов работы в аудитории. Что такое 900 часов, к тому же академических (45 минут)? Если поделить это время на 36 недель работы (столько длятся два семестра), получится 25 часов, или 12–13 пар в неделю — казалось бы, совсем немного, две пары в день. По сравнению с обычным 6-часовым рабочим днем еще три часа можно заниматься и наукой, и проектами, и воспитанием. И именно в этой уверенности, разделяемой управленцами, давно не появляющимися в аудитории, — причина растущего непонимания огромной проблемы. Занятия — это не 1,5 часа за кафедрой. И к лекции, и к семинару нужно подготовиться (обновить примеры и задания), и по нормам времени 2012 года на это выделялся один час на каждый час аудиторных занятий. А еще нужны сопроводительные документы — их тоже готовит преподаватель. Но если мы применим часовую норму на подготовку и добавим 30 часов на документацию по каждому предмету, то на них рабочий день нашего доцента закончится — в нем 6 часов, а у него две пары (это три часа), и столько же он готовится к занятиям. Даже писать методическое обеспечение, а тем более проверять самостоятельную работу уже некогда, это переработка.
«Так ведь читают каждый год одно и то же, какое время на подготовку?» — возразят работодатели и студенты, вынужденные в 2024-м изучать всеми забытый Фортран и низкотемпературную технику времен разработки холодильника «Мир». Это результат еще одной особенности, которая известна почти исключительно только вузовским работникам. В 2012 году минимальная продолжительность курса, особенно спецпредмета для старшекурсников, была больше 50 часов, а сегодня — в 1,5 раза меньше. Студентов в потоках было больше, и на 900-часовую ставку преподаватель вел две, максимум три дисциплины. Сегодня почти не осталось ни предметов такого объема, ни потоков в 120–200 студентов. В результате на те же 900 часов преподаватель ведет уже 6 или 7 предметов, а на так называемых гуманитарных кафедрах, где дисциплины еще короче, — иногда и десяток. Вести качественно 6 разных предметов — непростая задачка и для нобелевского лауреата, но логика эффективного контракта предполагает, что решить ее способен любой доцент. А в оставшееся время он займется прикладной наукой, напишет статьи, подготовит со студентами предпринимательский проект и заявку на конкурс — ведь ему же отлично платят?
Николаич ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 10:23:12 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 10:33:36 |
Цитата: Николаич от 29.07.2024 10:23:12
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 11:16:29 |
Цитата: Николаич от 29.07.2024 10:23:12
Цитата: Николаич от 29.07.2024 10:23:12
Николаич ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 11:48:16 |
Цитата: _Sasha__ от 29.07.2024 11:16:29
Lilit ( Слушатель ) | |
29 июл 2024 17:34:23 |
Цитата: Николаич от 29.07.2024 11:48:16
Николаич ( Слушатель ) | |
30 июл 2024 06:13:17 |
Цитата: _Sasha__ от 29.07.2024 11:16:29
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
30 июл 2024 12:29:56 |
Цитата: Николаич от 30.07.2024 06:13:17
Цитата: Николаич от 29.07.2024 11:48:16
Николаич ( Слушатель ) | |
30 июл 2024 12:54:42 |
Цитата: _Sasha__ от 30.07.2024 12:29:56
Миклухо ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 15:36:32 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
26 июл 2024 21:29:28 |
alexandivanov ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 05:34:41 |
ЦитатаВ воспитании нужна цель и идея, в рамках государства задается через то что называется идеология, а иначе имеем то что имеем.
ЦитатаЭто работает только там, где базовый доход учителя (за одну ставку), позволяет жить, а из "каждого утюга" разговоры о престижности образования, подтвержденные рабочими местами..
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 02:56:25 |
alexandivanov ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 18:03:26 |
Цитата: _Sasha__ от 27.07.2024 02:56:25
ЦитатаПри попытке масштабировать эти подходы вниз - они перестают работать.
Цитатарезультат - более чем достойный
ЦитатаТолько 2,5 процента выпускников элитных школ собираются заниматься фундаментальной наукой
......
Вы анализировали сценарии профессиональных карьер выпускников спецшкол и пытались выявить значение таких школ в человеческих судьбах. Почему возникла эта тема?
– Дело в том, что изначально (50–60-е годы) спецшколы у нас создавались как ресурс воспроизводства научных кадров. Так было и 30–40 лет назад. Но теперь эта установка перешла в разряд социальных мифов.
......
существуют только две модели отбора детей с повышенными способностями. Разделяющая, когда способные учатся изолированно (Великобритания, Германия, частично Франция), и выделяющая, когда индивидуальность выявляется и развивается в группе детей с разными интеллектуальными возможностями (США, Канада, Япония, Швеция). В России применяются обе модели, но общую ситуацию определяют не они. У нас больше, чем где бы то ни было, образование ребенка зависит от усилий родителей, а не от его собственных способностей. У наших родителей есть жесткие образовательные и профессиональные планы по поводу детей. Родители реализуют в ребенке собственные предпочтения и системы ценностей, в силу понятных причин пытаются “состояться” в своем чаде. Я храню одно поразительное письменное признание студента мехмата МГУ: “Мне в школе было очень тяжело, но родители заставляли ходить. Я не мог учить то, что не понимал. Я не понимал природы математических объектов и математических задач. Мои одноклассники понимали это не больше моего, но умели запоминать. Я – нет. Только теперь, в университете, после курса логики я приобрел вкус к формулированию и решению алгебраических задач и появились даже какие-то собственные результаты. Но они не стоят моих мучений. Никогда своих детей я в спецшколу не отдам! Там очень силен дух конкуренции, пусть скрытой. Все постоянно крутят головой: кто догоняет? Это плохо сказывается: много лжи и несправедливости, много жестокости лицемерной”.
Николаич ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 18:15:05 |
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 03:12:23 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 16:29:04 |
Цитата: _Sasha__ от 27.07.2024 03:12:23
ЦитатаСтатья 43
Каждый имеет право на образование
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
Цитата: _Sasha__ от 27.07.2024 03:12:23
Pnb ( Слушатель ) | |
27 июл 2024 16:46:50 |
Я ехал в метро, а напротив сидел мальчик лет 5-6 с мамой и с бабушкой. И вдруг этот мальчик издает дикий визг. Натурально как поросенок. Мама наклоняется, что-то ему говорит, он на секунду замолкает, и визг продолжается. Тут мама достает телефон и дает ему. Он замолкает и начинает ковыряться в телефоне. Это и на уроке в школе будет такой же визг. Что лучше: социал-дарвинизм или держать такого вместе с остальными детьми? А таких может быть и несколько. Это уже филиал детской психбольницы.