Мания доткомов (1999-2000)
К концу 1990-х годов конкуренция между японцами и американцами шла не только за то, кто может предоставить следующее величайшее новшество, но и за то, кто может предоставить величайший пузырь современности. Там, где японцы сдались в начале 1990-х годов, американцы взяли верх.
Подобно десятилетию 1920-х годов, десятилетие 1990-х годов также было эпохой беспрецедентных инноваций (на этот раз в области технологий) и оптимизма в США. В конце концов, они наконец-то победили в холодной войне, которая длилась четыре десятилетия, и их было не остановить. А появление Интернета породило безграничные возможности, доселе невообразимые.
По мере того как технология доткомов развивалась быстрыми темпами, ажиотаж инвесторов также набирал обороты, и индекс Nasdaq Composite, ориентированный на информационные технологии и телекоммуникации, вырос на 400 процентов за пять лет, достигнув пика в 5048 пунктов 10 марта 2000 года. Что было абсурдно и выходило за рамки любого прецедента в истории фондового рынка, так это его коэффициент P/E, составлявший на пике от 175 до 200 раз.
Все, что имело приставку «дотком», было достаточно, чтобы обеспечить успешное IPO и высокий листинг. Компании без доходов или, что еще хуже, с одними бизнес-планами получили феноменальный отклик на рынках IPO. Это был пример того, как американцы заставили японских спекулянтов, которые скупали бесполезные участки земли по непристойным ценам, казаться рациональными; поскольку в случае с землей, по крайней мере, был какой-то физический актив! Пузырь оказал свое влияние и на более широкий рынок, когда S&P 500 вырос до PE в 30 раз к началу 2000 года по сравнению с PE в 16 раз пять лет назад.
Пузырь лопнул в марте 2000 года, и падение продолжалось более двух лет, пока Nasdaq Composite не достиг дна на отметке 1114,11 в октябре 2002 года, на 78 процентов ниже своего пика. Он снова преодолеет пик марта 2000 года только в апреле 2015 года. Более высокие процентные ставки на пике пузыря, разочарование в доходах, осознание того, что многие темы были преувеличены (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), прокололи пузырь. Отрицательный эффект богатства от лопнувшего пузыря вызвал рецессию в США в 2001 году. Кроме того, атаки 11 сентября и последующее влияние на экономику и геополитическую напряженность, крах гигантских корпораций, таких как Enron и WorldCom, когда их бухгалтерские скандалы вышли на поверхность, привели к длительному нисходящему тренду на рынках, несмотря на агрессивное снижение процентных ставок ФРС.
Из акций «Великолепной семерки» 2000 года (крупнейших по рыночной капитализации) — Microsoft, Intel, Cisco, Qualcomm, Oracle, JDS Uniphase и Sun Microsystems — только Microsoft удалось создать стоимость для акционеров из этих уровней пузыря. Oracle и Qualcomm, хотя сегодня и торгуются выше уровня 2000 года, значительно отстали от S&P 500/Nasdaq. Инвесторы Cisco и Intel столкнулись с высокой эрозией богатства, в то время как акционеры JDS Uniphase и Sun Microsystem столкнулись с уничтожением богатства более чем на 95 процентов.