Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,662,659 18,692
 

  BUR ( Слушатель )
Сегодня в 16:02

Продолжаются испытания SJ-100

новая дискуссия Новость  345

06.11.2024 Заметки авиастроителей

Интервью с лётчиком испытателем SJ-100 (целиком)

Вадим Павлович, какую оценку вы можете дать SJ-100 по результатам первых полетов?
Самолёт летает! Выполняет сертификационные испытания на земле и в воздухе. Причем летает безопасно и показывает хорошие характеристики. В некоторых случаях даже лучше, чем базовая модель. Естественно, я говорю о тех испытаниях, которые мы сегодня можем выполнять с учетом готовности нового оборудования и систем, большую часть которых изготавливают предприятия Ростеха.

Есть ли какие-то особенности, отличающие SJ-100 от SSJ-100?
Конечно, есть. Например, для лётного экипажа – это обновлённая кабина с новым более современным оборудованием и интерфейсом. При этом мы старались максимально сохранить преемственность моделей, что важно для эксплуатантов. Переходя на новое современное оборудование, например, широкоформатные мониторы, мы старались не нарушать идеологию процедур и восприятия информации экипажем. Это обеспечит быструю и безопасную адаптацию при переучивании и последующей эксплуатации нового самолёта в авиакомпаниях.
Что же касается систем самолёта и, в первую очередь, комплексной системы управления (КСУ), то эксплуатация практически не изменилась. Мы считаем, что проработка человеко-машинного взаимодействия на базовой машине выполнена на очень высоком уровне, она получила позитивные оценки и отечественных, и зарубежных специалистов.
Напомню, что по характеристикам устойчивости и управляемости, в том числе, на предельных режимах, наш самолёт один из лучших не только в классе региональных пассажирских самолётов, но и магистральных.
Поэтому наша задача улучшить, не испортив. Мы над этим очень плотно работаем и сами, и с новыми российскими поставщиками.

Как Вы оцениваете импортозамещенную КСУ?
Наша задача сохранить те очень хорошие характеристики систем управления, которые были получены на базовом самолёте. И это на данном этапе нам удалось.
Есть нюансы, которые выявляются в процессе испытаний, но они оперативно решаются. Например, в рамках доводочной программы в полёте была выявлена серьёзная проблема – влияние радиовысотомера на законы управления КСУ. Лётчики-испытатели предотвратили развитие ситуации по плохому сценарию, безопасно посадили самолёт. На земле инженеры разобрались с этим явлением, и разработчик КСУ по рекомендациям нашего КБ оперативно внёс исправление в программное обеспечение. Это – лишь один из примеров слаженной работы в контуре «Летно-испытательный комплекс – конструкторское бюро – разработчик систем». Такая работа идёт непрерывно, чтобы сделать качественный и безопасный самолёт для нашей страны в сжатые сроки.

А как себя показывают другие импортозамещенные агрегаты?
В той части испытаний, которые мы можем проводить при текущем уровне готовности систем, проблем или нет, или они решаемы. Так, например, мы полностью и без замечаний испытали внешнее светотехническое оборудование, которое, по оценкам лётчиков-испытателей, лучше, чем импортное на базовом самолёте.
Хорошие результаты на испытаниях показало радиосвязное оборудование.
В то же время, многие системы мы только начинаем испытывать, и о результатах говорить пока рано. Однако я уверен, что итог будет только положительным, и новый самолёт выйдет на воздушные линии.

На SJ-100 уже выполнялись какие-то сложные режимы в ходе сертификационных испытаний?
Каждый испытательный полёт имеет свои особенности. На новом самолёте лётчику-испытателю нужно быть готовым к любой ситуации даже в самом простом полёте.
Одно из интересных заданий, которое мне довелось выполнить – это испытательный полёт на полную выработку топлива из правой и центральной группы баков. Было всего понемногу: и полёт в зоне ожидания, и маневрирование с предельными углами крена и тангажа, и самовыключение одного двигателя из-за полной выработки топлива. Порадовал итог: лётные испытания показали, что невырабатываемый остаток топлива в баках заметно меньше, чем в базовой модели. Этого удалось достичь благодаря новой конструкции топливных баков и, конечно, хорошим характеристикам отечественных комплектующих изделий топливной системы.
  • +0.12 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  BUR ( Слушатель )
Сегодня в 16:49

На законы управления влияет плотность атмосферы. Которая вычисляется по атмосферному давлению и температуре.
 
И где-то в процессе спецификации... вместо собственно атмосферного давления напрямую стали использовать барометрическую высоту без поправок... просто высоту... высоту от поверхности земли... высоту от поверхности земли в моменте... которую можно взять с радиовысотомера.
 
И пока летали испытания "там где плоско и невысоко" не было никаких проблем с использованием радиовысотомера (и пересчёта высоты в давление и плотность атмосферы) вместо других методов опеределения давления воздуха...
 
 
П.С. интересно, а разработчики КСУ для МС-21 и Ил-114-300 получили уведомление и заметку "проверить правильность" ?
Вот на таких ошибках и их исправлении и набирается опыт проектирования... И хорошо когда всё обнаруживается во время испытаний, а не как у Б-737-МАХ при эксплуатации.
  • +0.06 / 3
  • АУ