21 ноября этого года Россия впервые применила своё новое оружие – гиперзвуковую ракету средней дальности «Орешник». Первое применение этой ракеты было экспериментальным запуском с полигона «Капустин Яр» по заводу «ЮжМаш» в городе Днепропетровске.
По итогам успешного применения нового вида вооружений президент России Владимир Путин дважды выступал по российскому телевидению – первый раз – в формате публичного Заявления Президента Российской федерации вечером 21 ноября,
второй раз – на следующий день 22 ноября в формате транслируемого по телевидению Совещания с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.
В течение двух выступлений Президента России Владимира Путина 21 и 22 ноября появились некоторые отдельные сведения о новейшем российском оружии – кодовое название «Орешник», скорость – 10 Мах (то есть выше всех существующих в мире систем ПВО), по классификации – баллистическая ракета средней дальности (до 5 500 км – М.О.) в безъядерном гиперзвуковом оснащении. Также было заявлено, что испытание этого оружия в боевых условиях прошло успешно и решение по серийному производству этих ракетных систем принято, а само производство этих ракетных систем практически организовано.
Ранее в 1987 году СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, в результате которого обе стороны к июню 1991 года уничтожили: США – 846 ракетных комплексов, СССР – 1846 ракетных комплексов РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» и крылатые ракеты наземного базирования РК-55, а также ракеты малой дальности. В 2017-м году в США при президенте Дональде Трампе началось производство ракет средней дальности, в 2019-м году Соединённые Штаты Америки официально вышли из этого договора. Примерно в то же время российской стороной было начаты разработки комплексов ракет морского базирования «Калибр и наземного ракетного комплекса с гиперзвуковой ракетой средней дальности. Ранее, в 2007-м году, руководство РВСН на пресс-конференции заявляло, что Россия при необходимости готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности на основе сохранившихся технологии и документации с новыми элементами и новыми возможностями.
Таким образом, новая разработка новой российской баллистической ракеты средней дальности была начата где-то вскоре после принятия решений о необходимости её создания, то есть в 2017-м – 2019-м годах.
В российском ВПК после удачного испытания экспериментального образца начинается достаточно долгий процесс налаживания серийного производства, процесс, который в случае некоторых видов вооружений занимал долгие годы – свыше 10 лет для танка «Армата» и также свыше 10 лет для баллистической ракеты морского базирования «Булава», разработку которой в своё время поручили институту, ранее не создававшему этот тип вооружений, отстранив от разработки новой баллистической ракеты морского базирования институт, имевший более, чем 50-тилетний опыт создания подобных систем вооружений, что привело к 15-тилетним неудачным испытаниям этого вида вооружений.
В случае системы «Орешник» два представителя производителей этих ракетных систем 22 ноября публично сообщили Президенту России о кратчайших сроках организации серийного выпуска этих изделий.
Цитирую отрывки из протокола Совещания 22 ноября, опубликованные на сайте Президента России:
«Пожалуйста, Василий Петрович, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии.
В.Тонкошкуров: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович! Комплекс создан, действительно, в кратчайшие сроки и полностью на российских технологиях. Вопросы импортозамещения решены. Научно-производственная база предприятий оборонно-промышленного комплекса позволяет в кратчайшие сроки организовать серийный выпуск данного типа вооружения.»
***
«В.Путин: Спасибо. Юрий Иванович, пожалуйста. Ю.Борисов: Владимир Владимирович, должен Вам доложить, что предприятия ракетно-космической отрасли, которые задействованы в разработке и производстве боевой ракетной техники, ритмично, без замечаний выполняют все обязательства по государственному оборонному заказу. Конструкторский, технологический, производственный, а самое главное, кадровый потенциал позволяет создавать изделия с уникальными характеристиками, как Вы уже отметили, не имеющие равных во всём мире. Что касается производственных возможностей, то практика доказала, что в кратчайшие сроки мы способны кратно нарастить выпуск особо востребованных изделий, особенно изделий класса высокоточных. Если будет потребность, резервы есть, можем и увеличить.»
Два крупных и ответственных руководителя российской оборонной промышленности дают Президенту России и всему российскому народу публичное обещание в кратчайшие сроки организовать серийный выпуск данного типа вооружений.
Возникает вполне резонный вопрос – каким образом это может произойти? Почему уважаемые руководители российского ВПК считают экспериментальное изделие «Орешник» полностью или почти полностью готовым к серийному производству и к боевому применению? Для ответа на этот вопрос давайте вернёмся в далёкий уже 2007 год на конференцию тогдашнего командующего РВСН и вспомним, что он говорил о быстром возобновлении производства советских баллистических ракет средней дальности, поскольку сохранилось все оборудование, технология и производственная документация. Скорее всего, в 2017-м – 2019-м годах было принято решение не изобретать велосипед заново, а максимально использовать советские баллистические ракеты средней дальности, отработанные годами экспериментальных и боевых пуском, с учётом современных требований и современных систем связи.
Самая массовая советская баллистическая ракета средней дальности – это РСД-10 «Пионер» (по западной классификации – SS-20), первая разработка – с 1973 года, дальность – до 5 000 километров, точность стрельбы – 500 метров, вес – 42 тонны, забрасываемый вес – 1,5 – 1,74 тонны, автомобиль – МАЗ-547В. Если российские разработчики смогли для этой ракеты разработать для того же корпуса новые, более мощные двигатели, новое покрытие корпуса, выдерживающее высокие температуры, и новый боевой блок с разделяющимися боеголовками, то в этом случае запуск массового серийного производства нового старого «изделия» может быть организован очень быстро.