Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,797,502 45,186
 

  starik ( Слушатель )
14 фев 2010 06:42:01

Тред №189844

новая дискуссия Дискуссия  96

Из редакционной статьи младороссов, эмигрантская газета "Бодрость"  1935. — № 61. — 29 дек.  
                                                                                   Этапы русской эволюции

Не позднее 29 декабря 1935 г.

Будущий историк русской революции отметит истекающий 1935 как год безостановочного, все более ускоряющегося изживания коммунизма Россией. Процесс, явно определившийся уже в позапрошлом 1934 г., в течение 1935 г. протекал с интенсивностью, поражавшей посторонних наблюдателей.

Исходную точку этого процесса мы видим в том уже далеком моменте, когда высылка Троцкого из пределов СССР нанесла первый удар господству интернациональных элементов в России. Провозглашенный тогда Сталиным лозунг "социализма в одной стране" явился первым шагом к отказу от интернационалистической идеологии мировой революции и подготовил то возрождение патриотического и национального чувства, которое мы наблюдаем теперь. Эксплуатируя эти, тогда еще подсознательные чувства, коммунистическая власть, в первые годы первой пятилетки, стремилась навязать России уравнительные принципы марксистской социологии и экономики, а вместе с ними беспочвенную интернационально-«пролетарскую» «культуру».

Но эти принципы оказались несовместимыми с реальным творчеством. Нужды строительства, увлекшего Русскую Нацию, заставили власть пойти на первые экономические уступки. "Шесть условий" Сталина  обозначили отказ от бездушной уравниловки и приоткрыли пути «человеческому фактору». Декрет о предоставлении колхозникам коров в единоличное пользование явился первым нерешительным шагом к раскрепощению хозяйственной инициативы колхозников. Власть начала медленно отступать под напором жизни.

Отступление сделалось стремительным, отказ не только от коммунистической практики, но и от важнейших принципиальных утверждений марксизма начал обозначаться все явственнее со времени XVII съезда ВКП(б). Все основные доклады и вся обстановка съезда демонстрировали новый курс, в котором марксистские догматы играют уже второстепенную роль, а на первый план выдвигаются реальные нужды страны и интересы «великой пролетарской державы». Власть пытается подвести под себя новый фундамент.

Волна национальной гордости, вызванная в России спасением челюскинцев, побуждает власть еще более  решительно ставить на новые настроения, которые она санкционирует декретом о "героях Советского Союза". За этим первым признанием патриотического чувства и национальной гордости следует признание идеи Родины, которая со дня декрета «об измене Родине» становится лейтмотивом советской прессы и официальных заявлений «вождей». Русская нация, получившая назад свое право на Родину, получает и право на свою национальную историю, преподавание которой восстанавливается в школах, одновременно с коренной ломкой всей марксистской системы народного образования.

Интересы советского, т.е. по существу своему Русского, государства все более заслоняют интересы международного коммунистического движения. Необходимость обороны Русских границ побуждает советскую власть протянуть руку "буржуазным" правительствам, вопреки интересам иностранных компартий.

Вступление Советского Союза в Лигу Наций вынуждает следующий шаг — подчинение иностранных секций Коминтерна "особым отделам" Наркоминдела.

Чем больше власть считается с новыми настроениями, чем больше она им уступает, тем менее надежными становятся для нее партийные коммунистические кадры, частью растворившиеся в новых настроениях, частью недовольные уступками. По-прежнему зажимать 7 декабря Русскую деревню в тиски партийного аппарата становится невозможным, и политотделы отменяются. Стихийная тяга населения к нормальной жизни, к мирному труду заставляет считаться с собою. Власть идет на экономические уступки, служащие главным образом интересам крестьянской массы. Отменой хлебных карточек начинается ликвидация классовых привилегий пролетариата.

Одна уступка влечет за собою другую. Перед собственническими инстинктами крестьян власть сдает свои принципиальные позиции и новым артельным уставом санкционирует ряд вольностей, уже утвердившихся в практике многих и многих колхозов, намечается возможность постепенного перерождения насильственно насажденной колхозной системы в своеобразную кооперацию с обобществленным машинным инвентарем, которая не будет уже противоречить действительной природе крестьянского хозяйства. Идеи классовой борьбы сдаются в архив, и постановлением пленума ЦК ВКП(б) о реформе конституции СССР крестьянство принципиально уравнивается в политических правах с пролетариатом. Вместо старого коммунистического "отбора"  власть стремится опереться на новый отбор практиков национального строительства;

Сталин демонстративно пьет за беспартийных и вслед за тем, уступая запросам "нового человека", произносит громовую речь против бездушного культа машин, насажденного марксистским материализмом, и склоняется перед человеческим духом, как перед решающей силой.

Стремление власти опереться на новые творческие и патриотические настроения в России вынуждает дальнейший отход от интернационально-революционных целей коммунизма. Преподнося Русской нации пакты, как успех великодержавной политики, Сталин, своим заявлением Лавалю о французских вооружениях, предписывает французским коммунистам лояльную позицию по отношению к буржуазному и «милитаристическому» правительству Французской Республики. Предавая интересы коммунизма вовне, власть продолжает уступать внутри возрождающемуся национальному сознанию и новыми узаконениями предписывает дальнейшее упорядочение преподавания Русской истории и Русской географии в учебных заведениях.

Претендуя стать "народным вождем", Сталин 1935 г. не может больше опираться на "старую гвардию ленинизма". Распускается общество старых большевиков, еще 7 июня недавно являвшееся наиболее привилегированным кланом коммунистической "аристократии". Партийцы, не понимающие "знамений времени", отправляются в ссылку, и старый ленинец Енукидзе исключается из партии. Разгром постигает не только старую гвардию: комсомол лишается своего политического значения, основывавшегося на коммунистической идейности, на которую нет больше спроса. Разгром завершается роспуском общества политкаторжан.

В то самое время, когда ликвидируется политическая роль комсомола и он превращается в простое орудие воспитания молодежи, в печати ведется энергичная кампания за новую нравственность, за семью, за уважение к старости. В этой области отрицается все то, что еще недавно утверждалось коммунистической властью, и утверждается все то, что еще недавно отрицалось.

К идейному коммунизму нет больше возврата. VII Конгресс Коминтерна вынужден просто принять к сведению и к исполнению советскую внешнюю поли тику, вся работа Коминтерна должна быть отныне направлена против тех держав, которые могут угрожать границам Советского Союза, и для этого он должен идти на любые компромиссы, с любыми силами "капиталистического" мира. Как революционная сила, Коминтерн умирает.

Иерархичность, подтянутость, дисциплина торжествует в России. Этот новый стиль подчеркивается новой организацией школы. Это дух армии, возродившейся на пожарище первых лет революции. Восстановление чинов в армии подтверждает смерть старых уравнительных идей и настроений.

Новая иерархичность несовместима с классовыми экономическими привилегиями, и они окончательно тонут с отменой карточной системы. Тем самым становится неизбежным новый шаг на пути к нормализации жизни: отмена двухвалютной системы дает всем одинаковые возможности по способностям приобретать жизненные блага. Классовое происхождение теряет свое значение и на съезде стахановцев Сталин заявляет, что "сын не отвечает за отца".

Введение "форм и знаков различия" в Красной Армии замыкает круг, начатый приказом № 1 в марте 1917 г. В России последних дней 1935 года уже почти невозможно узнать Россию 1933 года. И уже никому не под силу повернуть колесо истории вспять. Еще сохраняется старый марксистский фасад, но весь фундамент под ним прогнил и разваливается.

P.S.
Младороссы (первоначально Союз Младороссов, с 1934 г. — Младоросская партия). Возникнув в 1923 г., как молодежная организация весьма банального правого толка (см. документы 1923 г.), Союз Младороссов уже к концу 20-х годов заявил о себе как о вполне самостоятельной силе. Это явилось заслугой его бессменного лидера (Главы, по-младоросски) Александра Львовича Казем-Бека. Младороссы наиболее радикально из всех "пореволюционеров" осуществили "право-левый" синтез, соединив в своей идеологии социализм, национализм и монархизм (кстати, идея монархии отсутствовала у других "пореволюционных" групп). В сущности младороссы развили и конкретизировали одну из интуиции Константина Леонтьева, который мечтал о том, как "славянский православный царь возьмет когда-нибудь в руки социалистическое движение ... и с благословения церкви учредит социалистическую форму жизни на место буржуазно-либеральной" (Леонтьев К. Избранные письма. — СПб., 1993. — С. 473).
Приветствуя эволюцию СССР ко все большей "национализации", они в целом негативно относились к фигуре Сталина и делали ставку на неких «националистов» из армейских верхов, отсюда лозунг: «Вся власть Армии!» Младоросская партия была единственной из "пореволюционных" групп, сумевшей создать пусть и немногочисленную, но крепкую и разветвленную организацию, отделения которой (центр был в Париже) функционировали в Югославии, Болгарии, Чехословакии, США, Южной Америке, Китае; младороссы издавали как минимум десяток газет (наиболее интересная — парижская "Бодрость!"). Однако реальная деятельность партии свелась в сущности к множеству всяческих собраний и к пропагандистской работе, серьезной политической силой младороссы не стали. После советско-немецкого пакта 1939 г., провала Народного фронта и начала войны "вторая советская партия" подверглась гонениям со стороны французских властей, многие младороссы (в том числе и Казем-Бек) попали в концлагеря. Главе младороссов удалось освободиться и уехать сначала в Испанию, а затем в Калифорнию (впоследствии он вернулся в СССР, принял священство и работал в отделе внешних сношений Московской Патриархии). Многие младороссы участвовали в европейском Сопротивлении, считая, что это их фронт в борьбе против врагов России. После окончания войны всякие следы младоросских организаций теряются.
Отредактировано: starik - 14 фев 2010 10:35:43
  • +0.61 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!